Технологическая карта урока по теме: Движение земной коры


Тема: Движение земной коры
Задачи
1.Раскрыть содержание понятий грабен, горст.
2. Расширить знания о внутреннем строении земли
3. Способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
познакомить учащихся с видами движения земной коры;
сформировать представление об грабене, горсте, надвиге и покрове, движение.
сформировать знания о землетрясениях, вулканах.
сформировать правила безопасного поведения при землетрясении. Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить
Оценивать достижения на уроке
Оценивать работу одноклассников
Высказывать суждения, подтверждая ее фактами
Работать с текстом, презентацией
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
осознание ценностей географических знаний, умений выявлять причины движения земной коры
Ресурсы урока: учебник, атласы, физическая карта мира, презентация.
Ход урока
Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяМотивация познавательной деятельности.
Оргмомент
1 минута Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку. Готовят рабочее место. Приветствуют учителя.
Проверка усвоения знаний
5 минут - На прошлом уроке мы с вами говорили о строении Земли. Какое строение имеет наша планета? - Планета имеет оболочечное строение: в центре – ядро, обволакивает его мантия, верхний тонкий слой – земная кора.
Как называется каменная оболочка Земли? Что входит в ее состав?
Какова максимальная мощность земной коры, где она наблюдается?
Каково строение земной коры, есть ли различия между материковой и океанической земной корой?
Как изучают земную кору, зачем это нужно? Литосфера, включает в себя земную кору и часть мантии.
- 70 – 80 км, на материках под горными системами.
- Состоит из слоев: верхний – «осадочный», средний – «гранитный», нижний – «базальтовый». В океанической коре «гранитный» слой отсутствует, ее мощность 3-7 км.
- Геологи изучают обнажения горных пород, бурят скважины и шахты, используют возможности геофизики и сейсмологии, космические спутники. Это нужно для получения сведений о строении земной коры, о происхождении горных пород, их изменении во времени, их составе.
Постановка учебных задач урока
2 минуты Также на прошлом уроке мы познакомились с некоторыми особенностями внутренних оболочек Земли. Однако непосредственно соприкасаемся мы только с земной корой, поэтому и изучать ее будем более подробно. Сегодня поговорим о процессах, происходящих в земной коре.
На Скандинавском полуострове, на побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? - земная поверхность поднялась.
Как вы думаете, каким образом залегают горные породы в природе?
1. Вот вам рисунок, объясните, почему так изображены горные породы под почвой?
2. Почему? Тема урока? Цель урока?
Т.е. земная кора движется. Это и есть тема сегодняшнего урока. Горизонтально, наклонно, смятые в складки.
Происходит смещение горных пород. Земная кора находится в постоянном движении.
Определяют тему урока, ставят цель.
Записывают тему урока в свои тетради.
Организация познавательной деятельности
Изучение нового материала
20 минут Предположите, какие направления могут иметь движения земной коры.
Заполним схему (приложение)
горизонтальные
вертикальные
Движения земной коры

И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см. в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет.
Решите задачу: какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость поднятия – 2 см в год при условии равномерного поднятия.
В свою очередь горизонтальные движения могут быть направлены как навстречу друг другу, так и в противоположные стороны.

Складки (горы)
Тектонические разломы

При движении навстречу отдельных участков земной коры горные породы сминаются в складки. Что при этом образуется?
При движении в противоположные стороны отдельных участков земной коры образуются глубокие трещины – разломы.
Тектоника – наука о строении земной коры.
Участки Земли, где расположено большое количество разломов.
Этот район называется Великие Африканские разломы.
А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений.

возвышенности, плоскогорья
низменности

Как вы думаете, могут ли на одной территории наблюдаться медленные вертикальные и горизонтальные движения?
Когда эти движения накладываются, образуется система горстов и грабенов.
горст
грабен

Дайте определение этим структурам.

Скажите, на образование горстов и грабенов может влиять возраст горных пород на территории?
Какие породы более твердые, молодые или старые?
Так значит, при каких условиях возникают горсты и грабены? - вертикальные и горизонтальные.
Последовательно заполняют схему в своих тетрадях.
2 см. * 100 лет = 200 см = 2м.
- горы.
- что такое «тектонические» разломы?
Работая с картой, определяют, что на территории Восточной Африки находится большое количество тектонических разломов.
грабен – участок земной коры, опущенный относительно прилегающих участков.
горст – поднятый.
- да.
- старые.
- там где территория сложена твердыми горными породами.
- Скажите, а есть ли движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения?
Правильно, это землетрясение, которое возникает из-за резких смещений, разрывов горных пород, на глубине в литосфере, где происходят эти нарушения, называют очагом землетрясения (показ схемы землетрясения)Во все стороны от очага расходятся колебания и там где они достигают поверхности земли, и происходит землетрясение.
- Где будут ощущаться наиболее сильные толчки? - А какая точка поверхности земли ближе всего находится к очагу? В этом районе и происходят самые сильные разрушения, а называется он эпицентр (показ схемы землетрясения). «Эпи», в переводе с греческого означает над. - да, это землетрясение.
- Ближе к очагу
- Над очагом
"Давайте запомнимЗемлетрясения связаны с разрывами и нарушениями горных пород в литосфере. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, — эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны.
"Наука, занимающаяся изучением землетрясений, называется сейсмология, от слова «сейсмос» — колебания. Ежегодно на Земле происходит почти миллион землетрясений. Большинство из них слабые и почти незаметные. Однако все они четко фиксируются чувствительными приборами, которые называются сейсмографами. Это слово вы можете перевести с греческого самостоятельно.
"Сейсмограф работает на основе принципа маятника: на любые, даже на самые слабые колебания земной поверхности чувствительный маятник обязательно отреагирует. Маятник качнется, и это движение приведет в действие перо, оставляющее след на бумажной ленте. Чем сильнее землетрясение, тем больше колебания маятника и заметнее след пера на бумаге . Давайте посмотрим рисунок 49, в учебнике.
"Силу землетрясений измеряют в баллах. На стр. 77-78 учебника посмотрим таблицу 1.
"А теперь подумайте, а еще как определяют силу землетрясения?
"Ребята, прочитайте текст и попробуйте определить силу землетрясения, помощником будет вам таблица 1.
"Специалисты могут определить не только силу землетрясения, но и место расположения, глубину залегания очага землетрясения. Землетрясения возможны далеко не везде. Большинство из них происходит в характерных районах планеты. Эти районы имеют форму поясов шириной в сотни и длиной — многие тысячи километров. Называют их сейсмическими поясами. Самые крупные сейсмические пояса — Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. Он буквально опоясывает со всех сторон Тихий океан. (Показать на настенной карте).Давайте запомним
Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями горных пород в литосфере. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, — эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны.
"Сейсмология — наука, изучающая землетрясения.
Давайте запомним
Большинство землетрясений возникает в районах сейсмических поясов, из которых самый крупный — Тихоокеанский. - Магма средней мантии стремится найти выход на поверхность Земли. Выход она находит там, где земная кора имеет наименьшую толщину.
"Точно так же ведёт себя водяной пар в кипящем чайнике. Ему тесно в ограниченном объеме, и он вырывается наружу через носик чайника.
"Излившаяся через возникающую трещину магма превращается в лаву, которая в виде потоков растекается во все стороны. Всё это сопровождается взрывами, выбросами облаков раскаленного газа и пепла.
- Извержение рано или поздно заканчивается, и лава застывает. Так образуются изверженные магматические горные породы. Через некоторое время происходит новое извержение и на поверхность выбрасывается новая порция вещества из мантии. Так постепенно формируется вулканический конус. Благодаря такой конусообразной форме вулкан всегда можно отличить от простой «мирной» горы.
Ребята, посмотрите на карту и ответьте на вопросы.
"Где больше всего происходит вулканов на суше или в океане? А почему? «Давайте запомним»Вулканы — конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород. Возникновение вулканов связано с прорывом на поверхность Земли вещества из мантии. Чаще всего это происходит там, где земная кора имеет небольшую толщину Читают учащиеся в учебнике
Ученики читают по очереди вслух содержание таблицы
По последствиям этого опасного процесса, по разрушениям.
Учащиеся пишут в тетради.
Читают учащиеся в учебнике
В океане. Более тонкая земная кора.
Читают учащиеся в учебнике. Учащиеся пишут в тетради.
Рефлексия
7 минут Название вулкана Материк, где находится Абсолютная высота Действующий или потухший
Ключевская Сопка Евразия 4750 действующий
Везувий ? ? действующий
Этна ? ? действующий
Эльбрус ? ? потухший
Кракатау ? ? действующий
Фудзияма ? ? действующий
Гекла ? ? действующий
Котопахи ? ? действующий
Орисаба ? ? действующий
Оцените свою работу в классе.
Вспомнить тему урока, цель. Работают с физической картой мира.
Оценивают свою работу
Домашнее задание Параграф 12 прочитать. На к/к отметить вулканы. Записывают д/з п. 12