Урок по географии на тему Движения земной коры. Вулканы. Горячие источники. (5 класс)

Урок.  Движения земной коры. Вулканы. Горячие источники.

Цель урока:
1. Продолжить формировать знания учащихся о литосфере, внутреннем ее строении;
2. Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров;
3. Рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения по земле;
4. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов;
5. Продолжить формировать умение работы с картой.
Оборудование:
Карта полушарий, атласы, рисунки-схемы «Строение вулкана» и «Строение гейзера», картины вулканов и гейзеров, карточки с терминами «магма», «мантия», «лава», «конус», «жерло», «вулкан», «гейзер», учебники, атласы.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Вертикальные и горизонтальные движения земной коры. Землетрясение. Вулкан. Лава. Гейзер.   Способы деятельности учащихся: работать с картой «Землетрясение и вулканизм»; показывать по карте территории, подверженные гейзерам и вулканизму; наносить на контурную карту вулканов; выявлять причинно-следственные связи возникновения гейзеров и вулканов; осознавать необходимость соблюдения правил поведения во время экстремальных ситуаций.  Ценностный компонент урока: объяснить причины и механизм извержения вулканов и работы гейзеров; знать правила безопасного поведения.   Работа с учебником: работа с текстом учебника, рисунками и картой «Землетрясение и вулканизм».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Что такое землетрясение, каковы его причины?
Объяснить термины: очаг, эпицентр, гипоцентр, сила землетрясения.
Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?
Может ли быть землетрясения в нашей местности? Почему?
По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.
6. Каковы ваши действия при землетрясении (если вы на улице, если вы внутри здания)?


3. Мотивация учебной деятельности учащихся

Мы продолжаем знакомиться с внутренними процессами, которые влияют на изменения земной поверхности. Многие явления могут показаться необычными и загадочными: из вершины горы вырываются облака черного дыма и столбы огня, выбрасываются раскаленные камни; из-под земли бьет фонтан воды температурой около 100 С. Показать картины или фотографии вулкана и гейзера.
-О каких явлениях мы будем говорить сегодня на уроке?
Вы представляете уже, что такое вулкан, а вот почему он образуется, откуда произошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке.


4. Изучение нового материала

Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?
-Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда произошло название «ВУЛКАН» (сообщении учащегося)
Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.
В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог-громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.
Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие. Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на о.Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.
У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем его переименовали в Вулкан. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на о.Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.
Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

-Нарисуйте вулкан в тетради, а у рисунка-схемы «Строение вулкана» будет работать ученик. Показывает жерло, кратер, конус вулкана, а остальные учащиеся работают в тетрадях.
-Работа по рядам: 1 ряд находит определение «кратер», 2 ряд – «жерло», 3 ряд – «конус».
Кратер – (от греч. krater– большая чаша)- углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине вулкана.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой
лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.
-Как вы думаете, как образуется конус?
На самом деле конус нарастает постепенно. Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему – выливается второй, третий слой и т.д. И получатся слоистый конус. Лава застывает в виде вулканических конусов, которые со временем образуют целые горные хребты.
-Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не гора? (у вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус).
Вулканы могут образовываться не только на суше, но и на дне океанов.

-Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре?
Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше образуются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.
-Просмотр видеозаписи мультфильма «Семья Почемучек» об образовании вулканов, обсуждение видеофрагмента и ответить на вопрос: «Какова причина образования вулкана?»












Начертить схему в тетради:






·
·
·
·
океана



На Земле более 800 действующих вулканов. Большинство вулканов – почти 80%- расположено вдоль Тихого океана. Эти районы получили название Тихоокеанского вулканического пояса - «Огненное кольцо», вулканы образуют также Средиземноморский и Атлантический сейсмические пояса.

Итак, скажите, что же такое вулкан?
-Вулкан- это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.
Показать на карте вулканы Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Эльбрус.
Учитель вывешивает на доске карточки с терминами: «магма», «лава», «мантия» - предлагает поставить процесс превращения одного вещества в другое.

МАНТИЯ – МАГМА – ЛАВА

-Вспомните состояние мантии. (вязкая)
-Почему мантия вязкая, ведь она нагревается до тем-ры 2000-2500 С?(на нее воздействует большое давление, при котором внутреннее вещество Земли не может находиться в жидком состоянии.)
-Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? Почему? (около трещины давление понизится)
-Мантия в жидком состоянии станет магмой. Покажите (подпишите в тетради) на схеме. Когда магма выльется наружу, она станет (лавой).

-Посмотрите на рисунок-схему и ответьте, какие продукты извержения вулканов перечислены в следующем сообщении.

О продуктах извержения вулкана (сообщение учащегося)
Лава имеет тем-ру 1000 С и течет по склонам со скоростью 50 км/ч. Как только лава встречает на своем пути реку, озеро или море, она быстро застывает и образует вулканическое стекло.
Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный домик. Бомбы округлые, вытянутые, они приобретают форму в полете, у некоторых даже образуется хвост, как у кометы.
Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет видно, что это осколки вулканического стекла, их форма – маленькие треугольники.
Вулканические газы – это горячие газы, тем-ра их достигает 800-1000 С. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону со скоростью 300км/ч, уничтожая деревья, дома, людей.
Везувий зев открыл –
Дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется –
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем,
Под воспаленным прахом.
Толпами, стар и млад,
Бежит из града вон.
А.С.Пушкин
-Какие продукты извержения описываются в стихотворении А.С.Пушкина? (лава, вулканические бомбы, пепел)

- Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются.(Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет)
Показать на карте действующие вулканы Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи; потухшие - Килиманджаро, Эльбрус, Вулканический хребет в Карпатах, Кара –Даг; уснувшие – Льюльяйльяко.
В тетрадь учащиеся зарисовывают схему. Примеры потухших и действующих вулканов находят на карте
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
      На уроке используют слайды, репродукцию картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Это интересно
Взрыв вулкана Кракатау в 1893 г. поднял вулканическую пыль на высоту 50 км и разнес их на расстояние 5330 км, причем оседали они почти 10 дней. Сам взрыв слышен на 1/13 земного шара.
Самый высокий действующий вулкан нашей планеты – Льюльяйльяко в Южной Америке, его высота 6723 м. последнее его извержение было 1877 г. Теперь он покрыт снегом и не проявляет никаких признаков действия. Уснувший вулкан.
Самый активный вулкан мира – Исалько в Центральной Америке, его высота 1885 м. действует уже непрерывно 200 лет. Извержения повторяются через каждые 2-10 минут. При этом на высоту 300 м выбрасывается столб пара, камней и пепла, изливается лава. Для моряков это своеобразный природный маяк.
Единственный материк, на котором не действующих вулканов – Австралия.

Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Это фонтанирующие источники, в которых через определенные промежутки времени происходит выброс кипящей воды. Такое явление называется гейзер.

-Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма подходит близко к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать).
На доске рисунок-схема «Строение гейзера». Работает гейзер по принципу чайника. Прочитайте учебник и объясните эту загадку природы.
-Каждый гейзер имеет свой режим действия – от минут до нескольких суток.

О работе гейзер (сообщение учащегося)
В долинах почти всех рек Исландии видны поднимающиеся от кипящих ключей и гейзеров облака пара. Самый знаменитый из них – Большой гейзер – имеет бассейн диаметром 18 м. Извержения повторяются каждые 20-30 часов и длится 2,5 -3 час. Вода фонтанирует на высоту до 30 м. Горячие источники и гейзеры известны на Курильских островах, Камчатке (Долина гейзеров), в Америке (Йеллустонский национальный парк), в Новой Зеландии.
5. Итог урока
Итак, мы с вами изучили новую тему «Вулканы. Горячие источники». Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- вулканы и гейзеры - внутренние процессы, которые влияют на изменение земной коры;
- вулкан - это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава;
- у вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус;
- что вулканы на суше образуются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам;
- продукты извержения вулканов: лава, вулканические бомбы, пепел, вулканические газы;
- вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие;
- гейзер - это фонтанирующие источники, в которых через определенные промежутки времени происходит выброс кипящей воды;
- работает гейзер по принципу чайника от минут до нескольких суток.

6. Домашнее задание
1. Изучить § 23
2. вопросы 2-4 (устно), 1 и 5 (конт.карта), 6 (писм.) с.79

ВУЛКАН

На суше

Материковая земная кора

В зоне разломов

На дне

Тонкая океаническая кору

Лава прожигает земную кору

Вулканические выбросы



Заголовок 115