Конспект урока по слушанию музыки для 1 класса ДШИ. Тема: «Детская музыка в творчестве П.И. Чайковского»


Конспект урока по слушанию музыки для 1 класса «ДШИ»
Тема: «Детская музыка в творчестве П.И. Чайковского»
Учитель: Бороздина Галина Викторовна, учитель высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения, лауреат ежегодной общегородской педагогической премии «Признание».Цель урока: формирование музыкальной культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха.
Задачи:
- вызвать интерес учащихся к творчеству П.И. Чайковского;
- побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
- формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове, пластике, жесте;
- развитие певческих умений и навыков, выразительного исполнения песен.
Формирование УУД:
Личностные:
- понимание значения музыки в жизни человека;
- усвоение первоклассниками жизненного содержания музыкальных сочинений;
- осознание особенностей деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
Познавательные:
- овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
- выполнение действий творческого, поискового.
Регулятивные:
- опора на имеющийся жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
- планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;
- оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства, ощущения других слушателей.
Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в устной форме;
- умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышления о музыке.
Техническое и дидактическое оснащение урока: фортепиано, импровизированный иллюстративный детский альбом, аудиомагнитофон, компьютер, портрет П.И. Чайковского, музыкальный материал (П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»»; П.И. Чайковский «Детский альбом»; «Песенка-чудесенка» (сл. Н. Соловьевой, муз. М. Протасова); «Воет ветер в чистом поле» (муз. М.И. Глинки)).Ход урока
I. Вход в класс (Звучит «Па-де-де» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»).II. Музыкальное приветствие.
Учитель: Чья музыка звучала, когда вы входили в класс? Это была инструментальная или вокальная музыка? (Ответы учащихся)
Многое может выразить, о многом может рассказать музыка. Она погрустит и порадуется вместе с нами, нарисует нам прекрасные картины природы, передаст человеческие чувства и настроения. Но музыка говорит своим особым языком, и для того, чтобы понять этот язык, нужно вслушиваться в него. И на протяжении всего года мы учимся слушать и слышать музыку.
А кто сочиняет музыку? (Ответы учащихся) Кто нужен для того, чтобы мы услышали музыку? (Ответы учащихся) Для кого сочиняют музыку композиторы, а музыканты ее исполняют? (Ответы учащихся)
На уроках музыки мы постараемся быть и композиторами, и исполнителями, и слушателями.
В начале урока прозвучала музыка П.И. Чайковского. П.И. Чайковский – это великий русский композитор, который жил почти 200 лет тому назад. Он писал оперы, балеты, музыку для взрослых и детей. Что такое опера и что такое балет? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с некоторыми произведениями для детей этого композитора. (на доске появляется портрет П.И. Чайковского)
Летом Петр Ильич часто гостил у своей сестры. У нее было 7 детей, которых П.И. Чайковский очень любил. Когда к мальчикам приходили друзья, Петр Ильич устраивал для них праздники с кострами, фейерверки и, конечно, сам для них много играл музыкальных произведений на фортепиано. Тогда же он и решил написать целый сборник несложных пьес для юных музыкантов с интересными названиями, в которых нарисовал картины повседневной жизни детей. Так получился целый альбом, который П.И. Чайковский назвал «Детский альбом». Обратимся же и мы к этому сборнику. (Показ детям импровизированного детского альбома) Откроем его первую страницу.
III. Слушание пьесы «Утренняя молитва».
Учитель: Утро каждого ребенка тогда начиналось с молитвы. Какая музыка соответствовала бы названию «Утренняя молитва»? (Ответы учащихся, слушание)
IV. Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков».
Учитель: Листаем страницы альбома, и кто появляется перед нами? (Ответы учащихся) Что же делают солдатики в музыке Петра Ильича? (Слушание и ответы обучающихся) Деревянные солдатики – это любимые игрушки мальчиков того времени, давайте и мы помаршируем вместе с деревянными солдатиками. (Ритмические упражнения, на доске учащиеся изображают графически прием звуковедения - маркато).
V. Слушание пьесы «Болезнь куклы».Учитель: А какая любимая игрушка у девочек? (Ответы учащихся) Следующая страничка «Детского альбома» посвящена девочкам. Вы любите своих кукол?
Но иногда куклы заболевают, и вам становится очень грустно от этого. К племянникам П.И. Чайковского приходили и девочки. Они рассказывали о своих куклах, радовались им, но и грустили, когда куклы заболевали. Петр Ильич назвал одну из своих пьес «Болезнь куклы». Послушайте музыку и ответьте, в каком ладу она написана, и что музыка изображает? (Слушание, девочки исполняют пластический этюд)
VI. Слушание пьесы «Старинная французская песенка».
Учитель: Раньше для образования, воспитания детей родители приглашали для своих детей домашних учителей. Эти учителя обучали детей не только грамматике, математике, другим наукам, иностранным языкам, а также учили их играть на музыкальных инструментах, чаще на фортепиано. Поэтому композитор от детских игр переходит к обучению. Обучали детей и французскому языку, а так как П.И. Чайковский много путешествовал, был, в том числе, и во Франции, то следующая страничка альбома посвящена этой стране. (Показ иллюстрации Эйфелевой башни) Послушайте музыку и скажите, почему эта пьеса называется «Старинная французская песенка»? (Слушание и ответы обучающихся)
VII. Слушание пьесы «Немецкая песенка».
Учитель: Не меньше Франции П.И. Чайковскому понравилась Германия, и поэтому в «Детском альбоме» есть страничка, посвященная этой стране. Послушайте музыку и скажите, отличается ли она от «Старинной французской песенки». Если отличается, то чем? (Слушание и ответы учащихся)
VIII. Просмотр фрагмента мультфильма о «Детском альбоме» П.И. Чайковского.
Учитель: В наши дни для детей был создан мультфильм, который так и назывался «Детский альбом». Давайте посмотрим небольшой фрагмент, и если вы услышите знакомые мелодии - поднимите руки. (Просмотр и ответы учащихся)
IX. Исполнение в ансамбле с учителем дуэта «Воет ветер в чистом поле» М.И. Глинки.
Учитель: П.И. Чайковский, вероятно, часто садился за фортепиано и обучал своих племянников игре на этом инструменте. Мы сейчас с моей ученицей Серегиной Настей исполним небольшое произведение, а вы ответите, какой звучит кит, и в каком ладу написана эта музыка. (Слушание, ответы учащихся)
X. Исполнение «Песенки-чудесенки» (сл. Н. Соловьевой, муз. М. Протасова).Учитель: Мы сегодня познакомились с произведением, которое было написано в 19 веке, но в наши дни создается немало добрых произведений для детей. Одно из них мы сейчас с вами исполним. Узнайте, что это за произведение? (Слушание и вокально-хоровая работа над произведением)
XI. Рефлексия.
Учитель: Скоро вы перейдете во второй класс, поэтому, я думаю, вы сможете отгадать кроссворд. (Разгадывание кроссворда по теме урока с ключевым словом «музыка»)
Вопросы к кроссворду:
Как называется сборник музыкальных пьес для детей П.И. Чайковского? (альбом)
Любимая игрушка девочек? (кукла)
Человек, который сочиняет музыку, называется… (композитор)
Фамилия русского композитора, жившего почти 200 лет тому назад и сочинявшего много музыки для детей? (Чайковский)
Обращение к Богу, которым начинался и заканчивался день ребенка в 19 веке? (молитва)
М
А К О
Л О Л
Ь М Ч И
Б ПА Т
О К О Й В
М У ЗЫК А
К И О Л Т В А О С РК И Й Что же для вас значит слово «музыка»? (Ответы учащихся)
Музыка – это радость. Сегодня я хочу подарить вам немного радости и песню. Называется она «Дарите музыку». Дарить музыку – это значит дарить друг другу добро, тепло своей души (Исполнение учителем песни)
Эмоциональная рефлексивная оценка (на доске нарисован скрипичный ключ, дети окружают его разноцветными нотками в зависимости от настроения, полученных знаний, открытий на уроке)
XII. Выход детей из класса под лейтмотив песни «Дарите музыку».