Урок Строение земной коры


Тема. Строение земной коры
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Расскажут:
1. Об отличиях разных типов земной коры.
2. Об образовании современных материков.
3. О гипотезе дрейфа материков и подтверждающих её фактах.
Метапредметные:
Познавательные
Смогут
находить в учебниках достоверную информацию,
анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать,
представлять информацию в разных формах (схема);
Регулятивные: смогут:
определять цель,
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,
планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации,
оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;
Коммуникативные
Смогут:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии,
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно,
осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей,
организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
Личностные
Смогут:
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей,
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции,
выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
Решаемые учебные задачи: По гипотезе австрийского ученого Альфреда Вегенера, материки движутся. А экипаж «Вима», который собирал данные о глубинах Атлантического океана, выдвинул свою теорию и выяснили, что это на материки движутся. Но почему материки расходятся?
Основные понятия, изучаемые на уроке: земная кора, океаническая земная кора, материковая земная кора, осадочный слой горных пород, гранитный слой горных пород, базальтовый слой горных пород, гипотеза дрейфа материков, литосферная плита, Пангея, Лавразия, Гондвана.
Оборудование: карта «Строение земной коры», контурные карты.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Актуализация знаний.
Что такое литосфера?
Из чего состоит земная кора?
В каком состоянии находится мантия?
Как называют блоки литосферы?
Что такое земная кора?
Какие существуют виды земной коры?
Создание проблемной ситуации.
По гипотезе австрийского ученого Альфреда Вегенера, материки движутся. А экипаж «Вима», который собирал данные о глубинах Атлантического океана, выдвинул свою теорию и выяснили, что это не материки движутся. Но почему материки все же расходятся?
Высказываются предположения учащихся, которые могут быть зафиксированы. В ходе обсуждения, учащиеся приходят к пониманию, что на основании имеющихся знаний они не могут разрешить проблему.
Целеполагание.
Ну, так что необходимо сделать на уроке, чтобы решить проблему?
Да верно. Сегодня в конце урока вы сможете рассказать :
1. Об отличиях разных типов земной коры.
2. Об образовании современных материков.
3. О гипотезе дрейфа материков и подтверждающих её фактах.
Планирование.
Технология критического мышления. «Пометки на полях»
Откройте учебник на стр.22 первый абзац «Материковая и океаническая земная кора.»
Учащиеся в группах по четыре человека работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений
Затем идет обсуждение в группах по заданной теме и межгрупповое обсуждение  каждого «?»
На какой вопрос можем ответить из этого пункта? (отличия разных типов земной коры)
«Открытие» нового знания.
? (тонкие вопросы) ? (толстые вопросы)
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно... дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Например в пункте «Дрейф материков» и «Теория литосферных плит»
Тонкие вопросы.
Кто выдвинул гипотезу?
Что такое Пангея?
На какие материки она разделилась?
Когда существовал один материк?
мог ли ли материки расходиться в разные стороны?
как назвал Вегенер пролив между Лавразией и Гондваной?
Были ли Северная Америка и Евразия одним материком Лавразией.
Согласны ли вы с тем, что материк не движутся, а их раздвигают океаны?
верно ли что земная кора разбита на литосферные плиты?
Назовите крупнейшие литосферные плиты.
Толстые вопросы
1. Чем материковая земная кора отличается от океанической?
2. В чём заключается гипотеза дрейфа материков?
3. В чём разница между гипотезой дрейфа материков и теорией литосферных
плит?
4. Какие факты доказывают наличие горизонтальных движений литосферных плит?
5. Опишите процессы, происходящие в районе Срединно-Атлантического хребта.
Учитель поясняет
Презентация
Дрейф материков.
Теория литосферных плит.
ЭТАП Рефлексия (итог урока)
- Какой основной вопрос был задан?
- Какой ответ на этот вопрос урока мы можем дать?
- Чьи версии подтвердились?
-Как оцените свою работу?
- Используя свои новые знания …
1. Сходство очертаний атлантических побережий Южной Америки и Африки действительно поразительно. Найдите на карте объекты, очертания которых натолкнули Вегенера на гипотезу.
2. Составьте графическую схему состава земной коры с указанием отличий её видов.
3. Найди ошибки в тексте:
1. Существуют три вида земной коры. Океаническая кора имеет толщину 5—10 км. Она состоит из двух слоёв: базальтового (верхнего) и осадочного (верхнего). Материковая кора толщиной 30—80 км состоит из трёх слоёв. В ней между базальтовым и осадочным слоем располагается гранитный слой.
2. Литосфера Земли — сплошная, но не монолитная оболочка. Она
состоит из небольших блоков — литосферных плит. В пределах литосферной
плиты могут быть только участки материковой земной коры. Границами между литосферными плитами являются разломы земной коры.
3. В океанах границами между литосферными плитами являются океанические
желоба — огромные трещины в земной коре, по которым вещество мантии непрерывно поступает на поверхность и создаёт новые участки океанической земной коры.
4. Процессы на границах между литосферными плитами приводят к
изменению взаимного расположения материков, то есть к дрейфу материков.
Первым предположение о существовании материкового дрейфа высказал в 1912 г. Артур Вегенер.
5. Согласно гипотезе дрейфа материков, единый материк Америка
180 млн лет назад раскололся на два материка: Лавразию (северный) и
Гондвану (южный). Позднее эти два материка распались на современные
материки.

Домашнее задание.
Параграф 3, ответить на вопросы.
Придумать по данной теме «Ошибки в тексте»(2-3 предложения)