Урок Движения земной коры. Землетрясения


Предмет География
Класс 5 класс
Тема Землетрясения.
Базовый учебник
География. Природа и люди. 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.]; под ред. А.И. Алексеева.- М.: Просвещение, 2015
Цели урока:
Обучающая: создавать условия для освоения учащимися новой информации о движениях земной коры, землетрясениях;
Развивающая: продолжить развитие навыков работы с учебными пособиями, книгами, развивать коммуникативные способности, воображение учащихся.  
Воспитательные: воспитывать культуру общения; понимать ценность жизни и здоровья.
Планируемые результаты
Предметные Знать определения понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения»;
называть виды движений земной коры;
приводить примеры изменений в рельефе под воздействием движений в земной коре;
описывать процесс возникновения землетрясения;
раскрывать закономерности географического распространения землетрясений, условия жизни людей в сейсмических районах;
Уметь называть и показывать на карте примеры районов современных движений земной коры соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий
Метопредметные Познавательные УУД давать определения понятиям;
преобразовывать схемы (модели) для решения задачи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
Коммуникативные:
владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание;
знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях;
участвовать в коллективном обсуждении проблем,
делать аргументированные умозаключения и выводы
Личностные Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей;
понимать ценность жизни и здоровья
Тип учебного занятия урок открытия новых знаний
Форма учебного занятия урок-исследование
Образовательные подходы системно-деятельностный подход
Образовательные технологии технология диалога, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности.
Методы в рамках технологии диалога: метод диалоговой беседы, метод обратной связи.
Методы в рамках здоровье сберегающих технологий: метод чередования заданий, метод дифференциации заданий по степени сложности, активные методы деятельности учащихся.
Методы в рамках технологии исследовательской деятельности: метод анализа, метод поиска решения проблемы, метод сравнения и обобщения.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки задания, листы формат А4.
Наглядно-дидактический материал презентация к уроку, таблица «Вулканизм и землетрясения», карта Кемеровской области, атлас Кемеровской области, книги и учебные пособия : Л.И.Соловьев География Кемеровской области Природа, Дж. Гир, Х. Шах Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему подготовиться, Н.А.Максимов За страницами учебника географии, Краткий геологический словарь для школьников, География справочные материалы справочно-информационный материал (приложение 2,3,4), видеофильм «Правила поведения при землетрясении», тестовые задания, карточки с заданиями для работы в группах, таблица Успеха.

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся средствами УУД Планируемый результат
Организационный момент
(1 мин)
Приветствие учащихся
- Добрый день!
- Быть должны у вас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас какой?
-Все, что нужно, под рукой!
- Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
- Вы готовы! Настраиваются на урок;
осуществляют самоконтроль готовности к уроку.
Личностные: положительное отношение к учению.
Регулятивные: оценивают свою готовность к уроку
Актуализация знаний.(4 мин.) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Работа в группах
– На прошлом уроке вы говорили о горных породах и минералах.
- Будем работать в группах.
- Повторим правила работы в группе:
Говорить вежливо, называть собеседника по имени.
Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
Слушать друг друга.
Если непонятно, переспросить собеседника.
Уважай мнение собеседника.
- Распределим роли:
Командир команды - отвечает за работу всех в группе.
Специалист - выступает перед классом и представляет результаты.
Помощник специалиста - записывает все рассуждения.
Секретарь - читает задание.
Задание для групп (на карточках)
Выполните классификацию горных пород: каменный уголь, мрамор, глина, соль, гранит, пемза по происхождению
- Результат вашей работы представьте в виде схемы на листе А4- Что помогло вам успешно справится с заданием? (Знание классификации горных пород по происхождению)
Демонстрация слайдов
Горные породы
Слайд №1

магматические

Метаморфические
мрамор

Глубинные
гранит

осадочные
Изверженные пемза


Химические
соль

Обломочные
глина

Органические каменный уголь

- Свои достижения на сегодняшнем уроке вы будите заносить в Таблицу Успеха. Заполните информационную часть своей таблицы Успеха (приложение1)
- Сравните свой результат с образцом на слайде; за каждый правильный ответ 0,5; максимально 4. Отметьте своё достижение в таблице Успеха
Представляют схемы
перед классом от каждой группы 1 человек
Познавательные: представлять информацию в виде схемы
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(5мин)
Актуализировать объективный опыт учащихся.
Создание мотивации на личностно значимом уровне
Развитие мотивации учащихся к учебной деятельности
- Ребята, кто видел обнажение горных пород на берегу реки или оврага? Как они залегают? (слоями; слои лежат складками; слои наклонно лежат друг на друге)
Слайд №2
Рассмотрите - фотографии горных обнажений (синклиналь, антиклиналь), последствия землетрясений.
- Послушайте отрывок из учебного пособия Л.И. Соловьева - География Кемеровской области. Природа:
Внезапно под ногами дрогнула земля, качнулись под потолком люстры, зазвенела посуда, прокатился тяжелый гул, словно рядом прошла танковая колонна
Вопросы для обсуждения:
- Кто догадался, что вы сегодня узнаете, что будете изучать?  (землетрясения)
Слайд №3
- Запишите тему урока в тетради (Движения земной коры. Землетрясения.)- Что вам известно о землетрясениях?
- Возможны ли землетрясения в Кемеровской области?
- Что мы должны знать о землетрясениях и движении земной коры?
- Какую учебную задачу мы перед собой поставим? (Выяснить как возникают землетрясения, можно ли их предсказать, какие могут быть последствия? Узнать какие движения испытывает земная кора) В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся высказывают собственное мнение.
Предлагают свои варианты темы урока.

Отвечают на вопросы.
Определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме.
Определяют цель урока. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Открытие нового знания.
(25мин) Осмысление новых знаний и действий

Прием «мозаика» Работа в группах
Используя текст § 22, составьте схему:
Виды движений земной коры
Слайд №4
- Проверьте себя, если на схеме нет примеров- 1 балл, если схема содержит всю необходимую информацию, то 2 балла. Отметьте своё достижение в таблице Успеха
Движения земной коры


Медленные вертикальные
Медленные горизонтальные




Примеры Примеры:
озеро Байкал Скандинавский п-ов
Северное море
- Все движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет
- Определите, какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость их поднятия равна 2 см в год и поднимаются они равномерно? (2см × 100 = 200 см = 2 м.)
-Отвечающий получает дополнительный балл в таблицу Успеха
- К чему приводят горизонтальные и вертикальные движения земной коры? Ответить на этот вопрос поможет рис. 48 Схема залегания горных пород
Отвечающий получает дополнительный балл в таблицу Успеха
- Если медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры накладываются, то образуются горсты и грабены.
Слайд №5
Выполните схему в тетради

горст

грабен


Перерыв демонстрации слайдов
- Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения - ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.

Работа в группах
с текстом учебника и дополнительными источниками информации.
Группы получают задания на карточках разной степени сложности.
1 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений?
2 группа – Что такое эпицентр землетрясения? Как оценивают силу землетрясения?
3 группа – Где происходят самые сильные землетрясения?
4 группа – Как предсказывают землетрясения?
5 группа – Почему возможны землетрясения в Кемеровской области, какой силы они могут достигать? Назовите сильнейшие землетрясения в Кузбассе
6 группа- По каким признакам можно предсказать землетрясение? Составляют схему. Сравнивают полученные результаты, с данным на экране эталоном. Оценивают свою работу.

Один ученик работает у доски
Оценивают свою работу,
Анализируют рисунок в учебнике
Напоминают друг другу о заполнении таблицы Успеха

Развивают умение работать с разными источниками информации: по содержанию определяют, необходимый источник информации для работы;
внимательно изучают, выделяют информацию из текста разных источников, задают вопросы, консультируются друг с другом.
Личностные: приобретают новые знания, умения и
совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Физминутка (1 мин) Мы отправились в поход
(раз. два, три - шаги на месте)
Посмотреть кто, как живёт?
(раз. два, три - шаги на месте)
Впереди у нас овраг
Перепрыгнули – вот так!
(прыжок на месте)
Переплыли Ниагару
(плавные движения руками)
Посмотрели на Сахару
И отправились домой
(раз. два, три - шаги на месте)
Вот какой он, шар Земной!
(показываем руками большой круг)
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели. Личностные: понимают значение здоровья
От каждой группы отвечает один ученик с используемым источником информации

1группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до десятков километров (Краткий геологический словарь для школьников).
2 группа – Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом. В эпицентре самые сильные разрушения. Сила землетрясения на земной поверхности определяется по степени– разрушения построек, нарушения природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах. В мире используется несколько шкал интенсивности землетрясения: в Европе – европейская (12 бальная), в Японии – шкала японского метеорологического агентства (7 бальная), В США и России – шкала Меркалли (12 бальная)  Наиболее популярной шкалой для оценки энергии землетрясений является шкала Ч.Рихтера ( Дж. Гир, Х. Шах Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему подготовиться)3 группа – Чаще всего землетрясения происходят на стыке литосферных плит, на материках – в Тихоокеанском и Средиземноморско-Азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна. Существует часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений — это Антарктида. Можно сказать, что это своего рода сейсмическая загадка, так как в Антарктиде есть и молодые горы, и действующие вулканы (А.М.Берлянд, В.П.Дронов, И.В.Душина География справочные материалы, приложение 2)

4 группа - Для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы. Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот 5 сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями. (Дж. Гир, Х. Шах Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему подготовиться)
5 группа – В Кемеровской области возможны землетрясения силой до 7 баллов по шкале Рихтера. Кузнецкий Алатау и Горную Шорию можно рассматривать как часть Алтае-Саянской горной системы. На геологической карте обозначены разломы в земной коре на территории нашей области. В 2013 году 19 июня произошло сильнейшее за последние 100 лет землетрясение. Сила в эпицентре составила 7 баллов.   Эпицентр располагался недалеко от Бачатского разреза, в 21 км от города Белово.  Гипоцентр землетрясения находился на глубине 4 км. (Л.И.Соловьев География Кемеровской области Природа, Атлас Кемеровской области, Интернет ресурс Газета Кемерово http://gazeta.a42.ru/lenta/tags/zemletryasenie, приложение 3)
6 группа - В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды. Ученые считают, что 130 крупных животных могут предчувствовать и предсказывать своим поведением скорое землетрясение.
В Индонезии растёт королевская примула - замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти. ( Н.А. Максимов, За страницами учебника географии)
- Оцените свое умение работать с различными источниками информации от 1 до 5 баллов. Заполните таблицу Успеха
Слайд №6
- Землетрясения трудно предсказать, оно происходит внезапно. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. Посмотрите видеофильм и запомните «Как вести себя во время землетрясения»
- А вы сталкивались в жизни с землетрясениями? Какие меры предосторожности вы применяли? (еще раз проговорить меры безопасности при землетрясениях):
Если вы можете успеть быстро покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд.
Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.
Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами.
Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа!
Не пользуйтесь лифтом!
Не зажигайте свечи, спички, зажигалки. Структурируют знания анализируют, дополняют;
делают выводы; отвечают на вопрос.
Личностные: понимают значение знаний для человека
Познавательные: приобретают умение использовать книгами, справочниками, словарем
Регулятивные: оценивают свою работу с источниками информации;
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, формируют монологическую речь
Познавательные: умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Включение в систему знаний
(5 мин) Первичное закрепление. - Какие движения земной коры вы узнали? (горизонтальные и вертикальные, землетрясения)
- Назовите часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений (Антарктида)
- Давйте проверим, как вы освоили материал урока. Закройте теради и учебники. Отвечайте на вопросы мини теста в таблице успеха.
Мини тест
Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, - это:
а – горст б – грабен в – сброс г - разлом
Медленное вертикальное поднятие испытывает:
а – Скандинавский п-ов б – Байкал в – Северное море г – Нидерланды
Медленное вертикальное опускание испытывает:
а – Скандинавия б – Байкал в – Чили г – Нидерланды
Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, - это:
а – кратер б – очаг землетрясения в - грабен г – эпицентр
Прибор, фиксирующий силу землетрясений, - это:
а – барометр б – нивелир в – сейсмограф г – флюгер
-Сделай проверку своего результата по ключу на слайде №7
1б 2а 3г 4б 5в
- Отметьте своё достижение в таблице Успеха Воспроизводят информацию Личностные: понимают значение знаний для человека.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин.) Осознание учащимися своей учебной деятельности. -Смогли бы вы в начале урока выполнить это задание? Почему? Чего вы не знали?
- Выполните самооценку в таблице Успеха, подсчитайте сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку за урок, сдайте таблицы мне на проверку после звонка.
Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя.
Регулятивные: оценивают свою работу
Этап информирования учащихся о домашнем задании.
(2 мин.) Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. - Запишите домашнее задание и запомните пояснения:
-  Усвоить содержание § 22 вопросы и задания с.76 № 10 письменно
№ 3- 7 -ответить на вопросы (устно)
№ 1,2, 9 - выполнить задание (устно)
№ 10 - творчески составить памятку «Поведение во время землетрясения»
Задают вопросы по домашней работе
Литература
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М.: Просвещение, 2011. - 144с
Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. -71с. – (Стандарты второго поколения).
Программы общеобразовательных учреждений География 6-9 и 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ВВ Николина, АИ Алексеев, ЕК Липкина. – М.: Просвещение, 2012. -49с.
География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы 5-6: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В.Матвеев. – М.: Просвещение, 2014. -128с.
География. Природа и люди : учеб. для 5-6 кл общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.] ; под ред. А.И. Алексеева – М. Просвещение, 2015 -192с.
География. Мой тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина – М.Просвещение, 2015-80с.
Приложение 1
Таблица Успеха
Фамилия, Имя ________________________________________
Дата_________ Тема___________________________________
задания Максимальное количество баллов самооценка
Классификация горных пород 4 Виды движения земной коры 2 Личные достижения 1 Поиск информации в различных источниках 5 Мини тест
1___2___3___4___5___
5 Итого баллов 17 Оценка за урок Оценка учителя Приложение 2

Карта крупнейших землетрясений
Приложение 3

Приложение 4
Шкала МеркаллиСила в баллах Обозначение уровня Краткая характеристика последствий
1 Незаметное Отмечается лишь сейсмоприборами2 Очень слабое Ощущается лишь отдельными людьми
3 Слабое Ощущается небольшой частью населения
4 Умеренное Легкое дребезжание стекол, посуды
5 Довольно сильное Сотрясение зданий, трещины на стенах
6 Сильное Легкое повреждение зданий
7 Очень сильное Трещины в стенах каменных домов
8 Разрушительное Сильные повреждения домов, трещины на почве
9 Опустошительное Разрушение каменных домов
10 Уничтожающее Трещины в почве, обвалы, искривление рельсов
11 Катастрофическое Многочисленные оползни и обвалы
12 Сильная катастрофа Изменение внешнего облика местности, полное разрушение любых объектов