Урок по геграфии на тему Движения земной коры. Землетрясения.


Урок по географии в 6-м классе
Движения земной коры. Землетрясения.
Цели урока:
получить знания о видах движения земной коры;
получить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оснащение урока: файлы, видеофильм “Вулканы”.
Формы контроля: индивидуальный.
Содержание урока:
1. Движения земной коры:
горизонтальные;
вертикальные.
2. Землетрясения:
причины возникновения;
значение в природе.
3. Вулканы.
строение;
действующие и потухшие;
4. Просмотр видеофильма.
Ход урока
I. Ориентация учащихся на урок
II. Изучение нового материала
Движения земной коры.
На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете в чем причина такого разнообразия?
Думаю, что вывод можно сделать только один: земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются.
Хочу обратить ваше внимание на то, что существует причинно-следственная связь в результате которой происходит движение земной коры.

Итак, главная причина движений земной коры – это процессы, происходящие внутри Земли. Исследование земной коры показало, что одни ее участки более устойчивы, другие – более подвижны.
Давайте вместе с вами рассмотрим и составим схему о том, какие виды движений свойственны земной коре.
Движения земной коры

Землетрясения.
В отдельных частях земной коры происходят грозные явления природы – землетрясения.
В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд или даже долей секунды одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров. Происходит смещение одних участков земной коры относительно других и в горизонтальном направлении. Причина образования землетрясений – внезапные смещения или разрывы на большой глубине в литосфере.
Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения.
Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения.
Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно. Сила землетрясения измеряется в баллах, от 1 до 12.

А: 1-2-3-4 балла
Б: 5-6 баллов
В: 7 баллов
Г: 8 баллов
Д: 9 баллов
Е: 10 баллов
Ж: 11 баллов
З: 12 баллов
Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения. Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.
Вулканы.
Магма по жерлу рвется наружу,Выход из кратера ей очень нужен.Если проход на поверхность дан,Значит, проснулся грозный вулкан.
Вулканы – особые по форме и составу пород горы.
Действующие Потухшие Уснувшие
(которые извергаются, и сведения об этом на памяти человечества. Их насчитывается 800)(об извержении не сохранилось   никаких сведений) (те, которые потухли вдруг начинают действовать)
Горячие источники и гейзеры.
Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро-водяные вулканы-гейзеры. Очень интересны их извержения.
Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определенные промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздается страшный грохот, вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная струя; она поднимается на 30-40 м и рассыпается в воздухе ослепительно белой мельчайшей пылью; водяные брызги еще не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются все выше и выше. Водяные струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги, поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные облака пара окутывают водяные столбы; в глубине раздается глухой удар, и сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Все смолкает…
Когда ветер разнесет густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды воронка, покрытая серо-пепельными натеками. В глубоком канале вода стоит спокойно и тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается клокотание и шипение воды, чтобы закончиться таким же величественным зрелищем.
III. Закрепление нового материала
IV. Оценка знаний учащихся
V. Домашнее задание