Урок Тема: Движение земной коры. Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»


КүніДата _______
География, 6 класс
Урок № 11: « Движение земной коры. Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»
Мақсаттар:
Цель урока: 1) Сформировать знания о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Сабақтын әдісі: Метод обучения: словесный
Ұйымдастыру түрі: Форма организации: коллективная
Сабақтын түрі: Тип урока: комбинированный
Жұмыс формалары: Вид урока: проблемное обучение
Көрнекілігі: Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Макеты гор и вулкана
I. Ұйымдастыру кезеңі: Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II. Қайталау: Проверка домашнего задания.
1. Горные породы и минералы (природные тела, заполняющие земную кору, называются горными породами, бывают твердые, жидкие, газообразные; вещества, оставляющие горные породы – минералы; гранит из трех минералов – слюда, полевой шпат, кварц; известно 3000 минералов, 1000 горных пород)2. Магматические горные породы (образованы из магмы – огненно-расплавленного густого вещества, богатого газами, образованного глубоко в земле при высокой температуре и большом давлении; на глубине 15-20 км, магматические горные породы составляют 95%; наиболее распространены базальт и гранит)
3. Осадочные горные породы (образуются в результате осаждения минеральных частиц, отходов деятельности живых организмов; обломочные, химические, органические; особенности образования – пластами, с остатками растений и животных; 75% верхних слоев земной коры состоит из осадочных горных пород, 25% - из метаморфических; уплотненные осадочные породы: из мела – известняк, из песка – песчаник, из глины – глинистые сланцы)4. Метаморфические горные породы (образованы из опустившихся на большую глубину пород и переплавленные под давлением; известняк превращается в мрамор, глинистые сланцы – с кристаллические сланцы, песчаник – в кварцит; гнейс)
III. Білім деңгейін жан-жақты тексеру: Всесторонняя проверка знаний.
1.Как называется прибор, с помощью которого определяют стороны горизонта? (Компас)
Как называется угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет на местности, отсчитываемый по часовой стрелке? (Азимут)
Какой стороне горизонта соответствует угол равный 360 градусам? (Север)
Скольким градусам равен азимут южного направления? (180)
Как называется разность высотных отметок от одной точки земной поверхности до другой? (Относительная высота)
Как называется высота над уровнем моря до определенной точки на суше? (Абсолютная высота)
Что мы измеряем прибором «нивелир»? (Разность высот)
8.Какой масштаб удобный для изображения на тетрадном листке расстояния, равного 1000 см? (в 1 см – 100 см)
IV. Жаңа сабақ: Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Почему на Земле происходят землетрясения? Извергаются вулканы?
V. Жаңа тақырыпты түсіндіру: Объяснение новой темы.
1. Движение земной коры (первый вид движения – медленные поднятия и опускания земной коры – север Европы и Северной Америки поднимаются, а Средиземное море опускается, заливы превращаются в озера, а острова в полуострова; второй – горообразование, при котором происходят землетрясения)
2. Землетрясения (подземные толчки с колебательными движениями, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре и мантии; длится несколько секунд, но повторяются; землетрясение в Верном в 1887 г.; очаг землетрясения место на глубине, где происходит разрыв и смещение горных пород; эпицентр – место на поверхности земли над очагом землетрясения; последнее катастрофическое землетрясение в Алмате было в 1911 г., при этом выделилось энергии, какую ГЭС могла бы давать в течении 300-350 лет; цунами – гигантские волны, появляющиеся в морях при подводных землетрясениях; сель – грязекаменный поток в горах; смерчи, наводнения; силу землетрясения измеряют по 12-бальной шкале – стр. 191 Приложение 2)
3. Изучение землетрясений (сейсмические зоны – зоны, где часто происходят землетрясения, они располагаются вдоль литосферных плит; Средиземноморско-Гималайский (15%) и Тихоокеанский (80%) пояса; в Тянь-Шане землетрясения могут достигать 9-10 баллов; на Земле 1000 сейсмостанций; сейсмограф - приборы для измерения движений земной коры)
4. Возникновение вулканов и их строение (вулкан – гора конической формы, из горловины которой выбрасывается горючий газ, пар, пепел, камни, а по поверхности растекается раскаленная лава – излившаяся на поверхность магма; жерло вулкана – канал, по которому поднимается лава; кратер – чашеобразное углубление на вершине вулкана)
5. Потухшие и действующие вулканы (потухшие - об извержении которых нет никаких сведений (Эльбрус, Казбек); действующие – из жерла которых постоянно происходят извержения (Ключевская сопка); вулканы обычно располагаются цепочкой вдоль трещин земной коры; Тихоокеанический вулканический пояс)
6. Для чего изучают вулканы? (сведения о составе веществ литосферы; водяной пар увеличивает количество воды на Земле)
7. Горячие источники и гейзеры (минеральные – в составе подземных источников растворенные соли и газы; гейзеры – время от времени фонтанирующие источники горячей воды с паром; распространены на Камчатке, Новой Зеландии, Японии, Северной Америке, острове Исландия)
VI. Сабақты бекіту: Усвоение новой темы.
1.Как называется наука, изучающая землетрясения? (Сейсмология)
2.Какой прибор определяет силу землетрясения? (Сейсмограф)
3.В каких единицах измеряется сила землетрясения? (в баллах)
VII. Үй тапсырма: Домашнее задание. §20,21, рис. 38
VIII. Қорытындылау: Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Земная кора никогда не находится в покое: некоторые ее участки поднимаются, другие опускаются. Процесс образования гор приводит к землетрясениям – часто происходящим явлениям на Земле