Технологическая карта урока русского языка по теме: Безударная гласная в корне слова


Технологическая карта

Тема урока
Слова с безударными гласными в корне слова

Тип урока
Комбинированный

Цель
Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях.

Планируемый результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)


- сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
- расширить словарный запас учащихся.
Личностные:
- осознание алгоритма учебного действия;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
- освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;
- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия
Орфограмма, корень, безударные гласные.

Межпредметные связи
Русский язык - развитие речи - литературное чтение.

Ресурсы:
-основные;
дополнительные
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Учебник «Русский язык» -2 класс.
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»

Организация пространства
Фронтальная работа, работа в парах.


Ход урока

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности
Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя.
Готовятся к работе.
Долгожданный дан звонок
Начинаем мы урок урок.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ль внимательно глядят?
Все ли правильно сидят?
- У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было отличное настроение.
Личностные: самоопределение роли ученика.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.
- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?
- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»
Слайд 2
Дед Матвей в густом лису
Встретил рыжую лису.
-Вы согласны с мальчиком? Докажите.
- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь в порядке?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение?
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: прогнозирование.

3. Постановка учебной задачи
Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается (гроза)
- Выполните слого - звуковой разбор слова «гроза».
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне не совпадает с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)
Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели;
умение добывать информацию из источников.

4. Построение проекта выхода из затруднения. (Совместный поиск путей решения проблемы)
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Запись на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Слайд 3
Солонка, соль, солить, солёный.
- Какое слово лишнее? Почему
- Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.
- Почему?
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть?
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово?
- А почему хорошо слышно?
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать?
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах?
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов Слайд 4
Способы подбора проверочных слов
-подбираем однокоренное слово:
-изменяем форму слова:
звонок – звон мосты – мост
шагать - шаг стена - стены
- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры .
- Какие гласные звуки надо проверять?
Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)
Читаю слово.
Определяю ударение.
Подбираю однокоренные слова.
Выделяю корень.
Подбираю проверочное слово.
Пишу гласную.
Физминутка
Регулятивные: планирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5. Реализация построенного проекта
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Работают в соответствии с составленным планом.
Работа по карточкам.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)
Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Выполняют задание с объяснением.
- Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.
Слайд 6.
«У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»
Прочитайте.
- Приятно ли вам было читать записку?
- Почему «Да»?
- Что взволновало воробья?
- Как вы оцениваете поступок Вити?
- Почему «Нет»?
- Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону
Организует деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67
Доп. задание: - В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.
Проверка выполнения задания
- Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)
- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)
2. Работа в группах.
Задание для 1-й группы










Задания 2-й группе:










Проверка выполнения задания Слайды 7,8
3. Игра «Собери грибы» Слайд 9
- Какие бывают грибы?
- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.
- Какие вы знаете правила сбора грибов.
- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».
На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь
- Что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее?
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка

8. Рефлексия деятельности. Итог урока
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
- Все ли понравилось на уроке?
- Кого бы вы похвалили?
- Кому помогли?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самооценка.



Литература
Грюцева Н.И. Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников: (творческие задания на уроках в начальной школе)/ Н.И. Грюцева. – Смоленск: Смоленский институт усовершенствования учителей, 1995
Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
CD. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной
Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И. Линго - Ярославль: Академия развития, 2004

Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:
удвительно (диво, дева)
лпить (липка, лепка)
мстерить (мост, мастер)
лнивый (лень, линька)


Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
кричать, крикливый, крик
окно, окошечко, окна
тайник, тайна
сова, совёнок, совы





15