Конспект урока по географии на тему Движения земной коры (6 класс)


Разработка урока по географии на тему "Движение земной коры. Землетрясения".
6-й класс
Выполнила: учитель географии
МБОУ СОШ с.КарлыхановоХалилова Любовь Евгеньевна
2015 г
Тема: «Движения земной коры. Землетрясения».
Цели и задачи:
- Дать представление об основных видах движения земной коры и причинах их возникновения;
- Познакомить с новыми понятиями: «землетрясение», «очаг», эпицентр», «горст», «грабен»;
- Изучить, как происходят землетрясения, какими могут быть последствия землетрясений;
- Учить формулировать выводы о взаимосвязи строения земной коры и рельефа;
- Развить логическое мышление, культуру устной речи; - Воспитывать чувство взаимопомощи, интерес к познанию окружающего мира;
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Оборудование: политическая карта полушарий, атлас, учебник, таблица шкалы землетрясений по Рихтеру.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, практическая работа на основе проблемно-поисковой деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Как настроение? Сегодня мы будем работать в группах
и продолжим разговор об одной из оболочек планеты Земля. Кто напомнит, что это за оболочка, которую вы начали изучать на прошлом уроке? (ЛИТОСФЕРА)
2.Проверка домашнего задания. Но прежде стоит вспомнить, что мы уже знаем. Сейчас каждая группа получит задание, которое нужно выполнить. (Приложение1)
3.Изучение нового материала.
Ну, а чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам решить географическую задачу:
На берегах Скандинавского полуострова на высоте 125-170 м над уровнем моря можно видеть пески и глину с остатками морских раковин. Объясните, почему они здесь оказались? (Здесь происходит поднятие)
- Что из этого следует? (Земная кора движется.) - Итак, тема нашего урока - Движения земной коры. (Записываем в тетрадях) (Слайд 1)
Как вы думаете, что мы будем изучать, какова цель нашего урока?
Заполним схему в тетради.
(Слайд № 2).
- Все движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет.
- К чему приводят горизонтальные движения? (Слайд № 3).
- А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений. (Слайд № 4).
Вблизи моря медленные вертикальные движения земной коры легко обнаружить, поскольку с ними связано то наступление моря на сушу, то отступление.
- Медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры чаще происходят одновременно.
Примером последствий сочетания горизонтальных и вертикальных движений может быть впадина озера Байкал. За десятки миллионов лет образовался грабен, заполнившийся водой. (Слайды 5, 6)
А сейчас каждая группа учёных отправиться по своему маршруту. Объект, куда вы должны отправиться, вы должны определить по указанным в маршрутном листе координатам. Так же там есть задание, которое вы должны выполнить с помощью карт и текста учебника, затем вы должны отчитаться о своём путешествии. ( Приложение2)
Дополнения учителя к ответам учащихся.
Слайды 7 -12
Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа — груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой
(Слайды 13,14)
Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.
(Слайды 15, 16, 17)
4. Оценка знаний учащихся
Трудно быть ученым? Я прошу помочь мне еще в одном важном деле - оценить друг друга. Кого бы вы отметили на нашем уроке и какую оценку поставили? Каждая группа на обратной стороне своего маршрутного листа напишите фамилии и поставьте оценки.
5. Рефлексия
На смайликах отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.
Для меня было самым интересным,… Что бы я ещё хотел узнать…
6 . Домашнее задание. § 18, вопрос 3.