Доклад. Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений учащегося с окружающей средой в условиях ГПД (ФГОС).


Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений учащегося с окружающей средой в условиях ГПД (ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. В связи с этим педагогический процесс в ГПД должен соответствовать требованиям ФГОС. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Овладение учащихся разнообразными средствами и формами коммуникации обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
 разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
 умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с  детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.  
В работе с детьми  для развития данной компетенции:
-определяют её понятие и структуру, а так же определяют содержание в соответствии с данной  возрастной группой;
-применяют системный подход, обеспечивая взаимодействие различных субъектов;
-в целях достижения более полного результата выбирают методы,  технологии и техники развития компетенции.
Условия способствующие развитию коммуникативной компетенции:
1.  Компетентность педагога. Рациональное распределение времени самоподготовки, правильно выбранные формы и методы, способствующие развитию учащихся. Всё это повышает активность детей, приводит их к заинтересованной работе.
2. В ходе самоподготовок используют формы учебной коммуникации для формирования устной и письменной коммуникации.  Это монологические и диалогические формы.
             Монологические формы:
- рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью;
- делать сообщения;
- высказывать своё мнение, уметь опровергать чужое.
            
 Диалогические формы:
- все формы учебного диалога (беседа педагога и ученика, беседа в парах, беседа в группах);
- дискуссии, споры;
- ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего);
- выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.
Приступая к работе над данной компетенцией нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.  В  результате применения данных форм работы с детьми, постепенно отрабатываются умения, необходимые для развития коммуникативных навыков.
На первом этапе учащиеся отрабатывают в себе следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая более полный ответ;
-задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
-умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими.
  На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- умение вести беседу в паре, группе;
- умение вести  диалог,
- умение участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Данная работа по развитию коммуникативных навыков в ходе самоподготовки основывается на применении различных форм, методов и приемов в работе, способствующих  повышению самостоятельной активности обучающихся в ходе занятия. Однако,  формирования базовых компетенций лишь посредством  самоподготовки недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен процесс самоподготовки, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает кругозор школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.