Методическая разработка Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства


Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В современном обществе происходят глубокие преобразования.  Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.  
Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. 
Духовность – свойство природы самого человека, это - то уникальное и исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которая составляет особенность человека.
Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определенному виду деятельности, они освящают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается, научный подход к пониманию явлений. Таким образом, можно ответить кратко – духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знания и свет, который несет человек, обладающий этим качеством души.
Одним  из  эффективных  средств  формирования  духовной  культуры  является  искусство,  в  частности  вокальная  музыка.   Музыка, вокальное творчество открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром. Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. 
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовная культура.
Начиная с 20-хгг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты - педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И. Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая  культурно- просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно- нравственному воспитанию средствами музыки. Идеи всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учёными и педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие. Влияние духовного воспитания на успешное развитие школьников отмечалось А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и многими другими. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой информации  и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской, подростковой среде широкой популярностью.
Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру.
Сегодня дети  не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве". 
Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. 
Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности.  В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к  культуре и творчеству. 
Вокальное воспитание — сложная, многогранная система, которая влияет на формирование творческой индивидуальности и может оказывать целенаправленное воздействие на личность подростка. 
Необходимо создание  эстетической среды вокального обучения подростков, которая предполагает наличие:
благоприятной нравственно-эстетической атмосферы; 
эстетической материальной среды, выражающейся в эстетике обстановки, качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и учащихся, эстетике одежды;
эстетических акцентов работы, позволяющих воспитывать в подростках посредством музыки готовность воспринимать и оценивать окружающую среду в ее эстетических, нравственных характеристиках;
благоприятного музыкально-эстетического окружения, эстетического фона, исключающего влияние низкопробного вокального исполнительства на подростков посредством воспитания у учеников психического отторжения любых проявлений безобразного, некачественного, неэстетичного в музыке;
воспитательных мероприятий по развитию у подростков способности к эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.
Необходимость  эстетической среды вокального обучения подростков обуславливается ее   богатым воспитательным потенциалом. Воспитывающая среда - это совокупность объектов действительности, обладающих   воспитательным   влиянием на личность. Эстетическая среда - это не часть, а характер и качество воспитательной среды вокального обучения подростков. Таким образом, создание эстетической среды в классе исполнительства является необходимым условием вокального воспитания подростков. 
Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо, прежде всего, отметить, выделяемую ныне современными методистами, духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает духовность. Поэтому, нравственный урок – это явление любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия. 
Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. Чтобы достичь хорошего, качественного вокального исполнения, которое бы заинтересовало слушателя, вызвало бы в нём энергетический, душевный подъём, нужно пройти не одну ступень вокальной подготовки и, самое главное, развить в себе глубину чувств внутреннего мира. Только тогда может возникнуть высоко духовная связь между зрителем и исполнителем. Достигнуть исполнительского мастерства можно только кропотливым трудом.
Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении музыкального рассказа ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение.  Существует громадное количество произведений не только классической, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка. Чтобы решить эту задачу, нужно подбирать такие произведения, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей. Таким образом, репертуар должен отвечать следующим требованиям: 
развивающий и воспитательный  характер словесно-музыкального материала; 
доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей; 
посильность вокально-интонационного материала - степень сложности произведения должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся; 
яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия как интеграция художественного, образного, интонационного); 
гуманистический характер произведения, утверждение позитивного жизненного начала; 
отражение чувства радости, юмора,  сострадания,  доброты,  красоты, любви,   ответственности,  дружбы,  патриотизма. 
Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей.  В репертуаре  моих учащихся ведущее место занимают патриотические песни о родине, красоте родной природы, о дружбе.  Песни современных композиторов А. Ермолова:  «Россия», «Если мы будем дружить», «Я желаю тебе», «Вместе ты и я», «Желаем удачи!»; А. Варламова: «Подари улыбку миру», «Наши друзья»; Ж. Колмагоровой: «Отчий дом», «Мама»,  «Мир детям» и ещё много других произведений прошлых лет,  близких по духу современной молодёжи.   Они мелодичны, просты,  несут много добра, света, любви.  
Одним из важнейших звеньев в воспитании является концертная деятельность. Выступление  на концертах - это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности ученика, коллектива, демонстрирует сплоченность, дисциплину, музыкальность, способность слушать и слышать руководителя, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях - авторитетное жюри. С первого года обучения учащиеся хорового класса постоянно принимает участие, как солисты, так и в составе вокального ансамбля  во всех праздниках и концертных мероприятиях.  Это  концерты, посвященные «Дню Победы», «Дню защиты детей», «Дню Матери», «Дню пожилых людей», и других мероприятиях. Дети не только познакомились с прекраснейшим песенным материалом, но самое главное – они проникались огромным состраданием к старикам, к которым приходят с концертом в центр реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидам, видели слёзы и сами плакали с мамой героя, погибшего в Афганистане, искренне преклонялись перед подвигом ветеранов  войны. 
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные годы искусство имеет исключительное значение. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков. Таким образом, особая роль искусства в духовно-нравственном воспитании заключается в способности  произведений   музыки максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире.