Родительское собрание на тему: Духовно-нравственное воспитание учащихся. Актуальность изучения национальной культуры в школе


Тема родительского собрания: Духовно-нравственное воспитание учащихся. Актуальность изучения национальной культуры в школе.
Цель: Раскрыть актуальность значения изучения русской национальной культуры в современных условиях. Познакомить родителей с нормативно-правовой базой учебного процесса.
План родительского собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Значение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Актуальность изучения национальной культуры.
1.Вступительное слово.
Своё выступление я хотела бы начать со слов В.Г. Белинского: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”. Для того чтобы ребёнок стал человеком и гражданином своей страны необходимо воспитать в нем духовно-нравственные и культурные принципы.
Основными направлениями духовно-нравственного развития и воспитания определены:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам,свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческое отношение к образованию, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных ценностей.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных ценностей.
2.Значение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Нормативно-правовой и методологической основой системы воспитательной работы являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы».
Рассмотрение  главы 4 Федерального закона.
Содержание статьи 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Статья 34 раскрывает, какие академические права предоставлены учащимся:
- с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получения социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
- обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
- уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
- развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
- Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
- Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихсяОхрана здоровья обучающихся включает в себя:1) оказание первичной медико-санитарной помощи;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев;
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся1. Обучающиеся обязаны:
добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
выполнять требования устава организации;
заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
- защищать права и законные интересы обучающихся;
- получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
- уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Эти документы закрепляют принципы необходимые для решения общенациональной задачи, которую должны решать семья, школа, общественные организации, СМИ, культурные центры и спортивные объединения.
Человек обладающий способностями, талантом, научными знаниями, умениями не может быть личностью, если не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, свою Родину. Знание наук и незнание добра препятствует развитию личности.
Актуальность изучения национальной культуры.
У каждого народа есть своя культура, свои традиции, которые складываются в зависимости от географического места проживания, климата, природы, окружающей людей. С этим связано появление всеми любимых орнаментов, рисунков, скульптур, игрушек, оберегов, выбираются доступные материалы, формы, краски, появляется устное народное творчество.
Современное поколение детей находятся под воздействием потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Учащиеся смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, все больше теряется связь поколений, с самобытной культурой. Высокотехнологичная продукция заменила живое общение между людьми разных возрастов. Дети не знают своих предков, теряют свои корни. Происходит переориентация идеалов. В связи с этим тема приобщения учащихся к национальной культуре стала весьма актуальной. Возрастает проблема формирования у детей истинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Таким образом, невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.
«Воспитание и обучение детей – наше общее дело»