Рабочая программа по русскому языку 4 класс


Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новосретенская средняя общеобразовательная школа»
Бичурского района республики Бурятия
«Рассмотрено»
Руководитель МО начальных классов

___________ Хамаева О.А.

Протокол № 1
от «__» августа 2016 г. «Согласовано»
Зам. директора по учебной работе

_______ Слепнёва Н.Н.
от «___» августа 2016 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ НСОШ
________ Банщикова Н.Ю.

Приказ №
от «___» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


4 класс

Составила: Хамаева О.А.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории

с. Новосретенка
2016 г.
1. Пояснительная записка
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» разработана для учащихся 4 класса МБОУ «Новосретенская СОШ» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе примерной программы для начальной общеобразовательной школы по русскому языку и авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык» 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России», положения о рабочей программе школы, учебного плана МБОУ «Новосретенская СОШ», на 2016-2017 учебный год.
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися, это зачетный урок, тематический, самостоятельные и контрольные работы, тесты, фронтальная беседа, устная дискуссия. Групповая работа на уроке, групповые задания, совместная пробно- поисковая деятельность, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение»,
«Слово».
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана ОУ на предмет «Русский язык» отводится 5 часов в неделю. Всего на изучение программного материала в 4 классе отведено 170 часов (34 учебные недели).
4.Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем Всего часов Диктанты Проверочные работы
1 Повторение 11 1 1
2 Предложение 9 1
3 Слово в языке и речи 21 1 1
4 Имя существительное 43 2 1
5 Имя прилагательное 30 1 2
6 Личные местоимения 7 7 Глагол 34 2 1
8 Повторение 15 2 Итого: 170 часов 9 7
5. Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную
жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение предмета
В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
способность проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, репродукциям картин художников, заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
пользоваться «Орфоэпическим словарем» при определении правильного произношения слова (обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика) Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксамииприставками(простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
безошибочно списывать текст (объёмом 80–90 слов);
писать под диктовку тексты (объёмом 75–80 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила правописания:
соединительные гласные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах -ек-, -ик-;
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, - ия, -ов, -ин);
объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
объяснять правописание личных окончаний глагола;
объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к различным формам контроля
по русскому языку
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку, должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% верно сделанных заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета «Русский язык» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в четвертом классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в четвертом классе: способность решать учебно-практические и учебно - познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку, и, учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
две негрубые ошибки считаются за одну ошибку; если в тексте несколько раз повторяется слово, и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове лошадка и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
при трёх поправках оценка снижается на один балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы в слове (например, «картоффель»);
перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
нарушение орфографических правил при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 4 классе возможно одно исправление графического ^ характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3 -4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
6. Содержание тем учебного курса
Повторение (11ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи. -
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.
Основа предложения, Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (9 ч)
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (21 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов). Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова. Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей.
Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонениеименсуществительныхвомножественномчисле.Развитие навыка правописанияокончанийимен существительных во множественном числе. (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок)
Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа и правильно употреблять их в речи. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (30 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учи- теля.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Личные местоимения (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (34ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенн ой форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (15 ч )
Национально - региональный компонент
Проблема приобщения школьников к национальным традициям, культуре, литературе народностей, проживающих в регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.
В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а) формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б) содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и мира;
в) расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом. Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:
во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,
во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, ученых и т.п.,
в–третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.
Отобранные тексты, и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление.
Тексты, направленные на формирования языковой компетенции, при изучении некоторых разделов русского языка.
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
7. Календарно - тематическое планирование
№ п/п Тема урока Кол. час.
1 четверть (45 часов)
Повторение изученного в 1-3 классах (11 часов)
1 Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога 1
2 Текст. План текста 1
3 Развитие речи. Изложение повествовательного текста. 1
4 Типы текстов. Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему. НРК. Составление текста о родном селе. 1
5 Предложение как единица речи. 1
6 Виды предложений по цели высказывания и по интонации 1
7 Обращение 1
8 Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
НРК. 1
9 Распространённые и нераспространённые предложения.
Проверочная работа №1 по теме «Повторение» 1
10 Словосочетание. Развитие речи. Восстановление деформированного текста 1
11 Контрольный диктант №1 1
Предложение (9 часов)
12 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Однородные члены предложения (общее понятие)
1
13 Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления. НРК 1
14 Связь однородных членов в предложении с помощью союзов 1
15 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Словарный диктант №1 1
16 Обобщение знаний об однородных членах предложения. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана
«Золотая осень» 1
17 Простые и сложные предложения 1
18 Знаки препинания в сложном предложении
НРК 1
19 Знаки препинания в сложном предложении 1
20 Развитие речи. Изложение повествовательного текста.
Проверочная работа №2 по теме «Предложение» 1
Слово в языке и речи (21 час)
21 Лексическое значение слова. НРК. 1
22 Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова НРК 1
23 Синонимы. Антонимы. Омонимы 1
24 Фразеологизмы. Развитие речи. Составление текста по рисунку и фразеологизму 1
25 Части речи 1
26 Части речи 1
27 Части речи. НРК. 1
28 Контрольное списывание №1 1
29 Наречие 1
30 Наречие 1
31 Наречие. Проверочная работа №3 по теме «Части речи» 1
32 Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова 1
33 Состав слова. Суффиксы и приставки 1
34 Разбор слова по составу. НРК 1
35 Правописание гласных и согласных в корнях слов. 1
36 Правописание гласных и согласных в корнях слов. НРК 1
37 Упражнение в написании приставок и суффиксов 1
38 Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.
Словарный диктант №2. 1
39 Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Развитие речи.
Составление объявления 1
40 Развитие речи. Сочинение - отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван- царевич на Сером волке» 1
41 Контрольный диктант №2 1
Имя существительное (43 часа)
42 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Изменение по падежам 1
43 Признаки падежных форм имён существительных 1
44 Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей 1
45 Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей 1
2 четверть (35 часов)
46 Несклоняемые имена существительные 1
47 Три склонения имён существительных.
1-е склонение имён существительных 1
48 Падежные окончания имён существительных 1-го склонения НРК 1
49 Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» 1
50 2-е склонение имён существительных 1
51 Падежные окончания имён существительных 2-го склонения 1
52 3-е склонение имён существительных 1
53 Падежные окончания имён существительных 3-го склонения 1
54 Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А.
Тропинина «Кружевница» 1
55 Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных 1
56 Именительный и винительный падежи 1
57 Родительный падеж. НРК 1
58 Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже 1
59 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 1
60 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 1
61 Дательный падеж 1
62 Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже 1
63 Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже 1
64 Творительный падеж 1
65 Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже 1
66 Предложный падеж. НРК 1
67 Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже 1
68 Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах 1
69 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1
70 Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. 1
71 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1
72 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант №3 1
73 Развитие речи.
Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану 1
74 Контрольный диктант №3 1
75 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Общее представление о склонении имён существительных во множествен ном числе 1
76 Промежуточная диагностическая работа 1
77 Именительный падеж множественного числа 1
78 Родительный падеж множественного числа 1
79 Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных. 1
80 Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану 1
3 четверть (50 часов)
81 Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа 1
82 Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное».
Развитие речи. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу. 1
83 Проект «Говорите правильно!» 1
84 Контрольный диктант №4 1
Имя прилагательное (30 часов)
85 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных 1
86 Род и число имён прилагательных. НРК 1
87 Род и число имён прилагательных. Развитие речи.
Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» 1
88 Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» 1
89 Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе 1
90 Склонение имён прилагательных. Развитие речи. Составление текста- рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» 1
91 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1
92 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе 1
93 Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 1
94 Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 1
95 Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 1
96 Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода 1
97 Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода 1
98 Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода 1
99 Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания 1
100 Контрольное списывание№2 1
101 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе 1
102 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода 1
103 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. НРК 1
104 Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах 1
105 Правописание падежных окончаний 1
106 Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах Словарный диктант №4 1
107 Развитие речи. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение 1
108 Склонение имён прилагательных во множествен ном числе.
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха
«Заморские гости» 1
109 Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа 1
110 Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа 1
111 Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Развитие речи Изложение повествовательного текста 1
112 Обобщение знаний об имени прилагательном 1
113 Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное».
Развитие речи. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» 1
114 Контрольный диктант №5 1
Личные местоимения (7 часов)
115 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Роль местоимений в речи 1
116 Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица 1
117 Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога 1
118 Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа 1
119 Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Развитие речи Составление поздравитель ной открытки 1
120 Развитие речи. Изложение повествовательного текста 1
121 Морфологический разбор местоимений.
Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» 1
Глагол (34 часа)
122 Глагол как часть речи (повторение) 1
123 Время глагола 1
124 Изменение глаголов по временам 1
125 Неопределённая форма глагола 1
126 Контрольный диктант №6 1
127 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Неопределённая форма глагола 1
128 Неопределенная форма глагола.
Образование временных форм от глагола в неопределенной форме 1
129 Упражнение в образовании форм глаголов. НРК 1
130 Развитие речи. Изложение по самостоятельно составлен ному плану 1
4 четверть (40 часов)
131 Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) 1
132 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени 1
133 Упражнение в правописании глаголов во 2- ом лице единственного числа и правописании не с глаголами 1
134 Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана
«Весна. Большая вода» 1
135 Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени 1
136 Спряжение глаголов в будущем времени 1
137 Личные окончания глаголов I и II спряжений 1
138 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени 1
139 Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. НРК 1
140 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени 1
141 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.
Словарный диктант № 5 1
142 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени 1
143 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени 1
144 Контрольное списывание № 3 1
145 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени 1
146 Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени 1
147 Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени 1
148 Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста 1
149 Правописание глаголов в прошедшем времени 1
150 Правописание глаголов в прошедшем времени. НРК 1
151 Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» 1
152 Развитие речи. Составление текста на спортивную тему 1
153 Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола 1
154 Контрольный диктант №7 1
155 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Развитие речи. Изложение повествовательного текста 1
Повторение (15 часов)
156 Повторение по теме «Наша речь и наш язык» 1
157 Развитие речи. Повторение по теме «Текст». НРК 1
158 Повторение по теме «Предложение» 1
159 Контрольный диктант № 8 1
160 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение по теме «Имя существительное» 1
164 Итоговая диагностическая работа 1
162 Орфограммы в значимых частях слова 1
163 Орфограммы в значимых частях слова. НРК 1
164 Развитие речи. Изложение повествовательного текста 1
165 Обобщение знаний по курсу «Русский язык» 1
166 Обобщение знаний по курсу «Русский язык» 1
167 Обобщение знаний по курсу «Русский язык 1
168 Обобщение знаний по курсу «Русский язык» 1
169 Развитие речи. Изложение повествовательного текста 1
170 Игра «Родное слово» 1
8. Перечень учебно-методического обеспечения
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь. 4 класс: В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013
Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2013.
Сборник диктантов и самостоятельных работ «Русский язык» 1-4 классы, В.П. Канакина, Г.С. Щёголева М.: Просвещение, 2012.
5. «Контрольные работы по русскому языку 4 класс» Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова – М.: Экзамен, 2013. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 2011Москва «Просвещение
Интернет-ресурсы.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ruКМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа: http://www.km-school.ruПрезентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 Приложение
1. «Происхождения названия озера Байкал»
Происхождение названия озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространённые версии происхождения топонима «Байкал»:
Бай-Куль ( тюрк. ) — богатое озеро
Байгаал-Далай ( монг. ) — богатый огонь
Бэй-Хай ( кит. ) — северное море
Первые русские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название «Ламу» (море). Со второй половины XVII века русские переходят на название, принятое у бурят, — «Байгаал» (произносится как «Бэйгхэл»). При этом они лингвистически приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к», в результате чего окончательно сложилось современное название.
Задания:
Прочитайте внимательно распространенные версии происхождения топонима «Байкал». Какая версия, на ваш взгляд, отражает современное названия озера. Устно обоснуйте свой ответ.
Текст начинайте так: «На мой взгляд версия …..» или «Мне кажется, что….», или «Я считаю, что..». Приведите два – три аргумента в защиту своей версии. Не забудьте сделать вывод.
2. Тема: «Текст». «Легенды о байкальских ветрах» (По материалам книги В.Стародумова "Омулевая бочка")
Над рыбными угодьями, сказать надо, хозяйничали тут ветры-великаны - Култук и Баргузин, попервости – хорошие приятели. А страшилищами были оба - словами не передать! Густые волосы разлохмачены, пеной брызжут почище бесноватых, пойдут гулять по морю - света белого не увидишь! Любили они друг к другу в гости ходить - поиграть, повеселиться. А для забавы была у них одна на двоих игрушка чудесная – бочка омулевая.
Задания:
Спишите текст.
Укажите речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.
Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи.
Что вы узнали о байкальских ветрах?
Объясните значение слова «попервости».
Почему только «попервости они были хорошие приятели»? А что произошло потом? Напишите свое продолжение истории о двух ветрах – великанах
3. Отрывок из сказки С.Н. Нестеровой « История одной капельки»
Однажды, когда светило приветливое Солнышко, и у всех было чудное настроение, совершенно неожиданно поднялся Ветер. Это был не легкий ласковый ветерок, который играет кудряшками малышей, убаюкивая их в колясочках. Это был сильный порывистый ветруган. Он был настоящим хулиганом. Подхватывая песок, он старался попасть им в лица прохожих, путал волосы красавиц, вырывал из рук детворы воздушные шарики. И в небе уже маячило несколько разноцветных пятнышек, а вместе с ними в вышине метался напуганный Воздушный змей, который остался без ниточки и маленьких ручек, которые его до этого держали.
Но Ветер-забияка пришел не один. Вместе с ним налетели его подружки - огромные темные Тучи. Их было так много, что они закрыли собой голубое небо и Солнышко. Эти черные громадины принялись водить хоровод и играть с Ветром. Тот их толкал, пощипывал и щекотал. Тучи сталкивались со страшным грохотом, и из глаз у них от этого сыпались искры. А люди пугались раскатов грома и вспышек молний. Но Тучам было все равно, что кому-то страшно. Они хохотали до слез. И эти слезинки были не что иное, как дождь… Капля за каплей он превратился в ливень. И в этой стене из воды была маленькая Капелька. Она была юной и впервые падала с неба на землю.
Приехали они в один улус и видят: стоит с самого края бедная юрта, вокруг юрты ничего нет — ни коня, ни коновязи.
Спустились тушемилы с коней, держат их на поводу, хотят привязать коней, а привязать не к чему. К юрте ведь коней не привяжешь! В это время выглянула из юрты девушка.
Старик со старухой сами не свои: вдруг хан прогневается за такие вольные слова, вдруг прикажет их юрту сломать, а их самих прогнать. А хан не гневается, только усмехается, сам про себя думает: «Никогда такого быстрого ума не видал! Лучшей невестки мне нигде не найти!».
Задания:
1.Подчеркните все изученные орфограммы
2. Звуко-буквеный анализ слова «капелька»
4. Тема: «Текст» «Бурятские литературные сказки» (Отрывок из сказки Владимира Митыпова «Мамонтенок Фуф»)
Фуф, как всякий малыш(?) его возр..ста, не мог обойтись без шалостей. И ему самому вовсе (не) казались шалостями. Б..ды в этом, может, и не было бы, но Фуф был у матери один, а потому рос безобразно капризным. Он страшно любил делать то, что запрещала ему мама. А это никогда к добру (не) приводит. Фуф был наказан, когда хотел пот..нуть за хвост своего дядю – носорога Рума. И он проделал–таки это.
Однажды, когда разморенный (полу)денным солнцем Рум др..мал, уткнув голову в кусты, Фуф подкрался и дернул его за хвост. Носорог со сна взр..вел так, что на другом конце рощи шлепнулась с дер..ва росомаха Чива, подстерегавшая идущих на водопад оленей. Олени, увидев Чиву, кинулись назад, по пути переполошили др..мавших в гр..зи свиней, и те, визжа и вопя вздорными г..л..сами, вын..слись в степь. Их увидели антилопы и тоже дернулись с места, внеся сумятицу даже в стадо невозмутимых бизонов. Вот что наделал один–единственный шалун.
Задания:
1.Какова тема данного отрывка?
2.Озаглавьте текст
3.Укажите тип и стиль текста.
4.Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
5.Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.
6.Найдите слово, образованное способом сложения.
7.Объясните значение слова «шалун». Расскажите свою историю, которая бы помогла понять значение слова «шалун».
5. Мини-диктант « Выбери нужные слова»
Воробьи, соловьи, бобры, синицы, омуль, рысь, олень, соболь, пищуха, лисья нора, муравьи, свинья, волчье логово, медвежья берлога, суслик, кабарга, заячья тропа, хариус, плотва, ленок, ласка.
Задания:
Выпиши слова с разделительным ь знаком.
Раздели слова на группы.
Запиши еще по два слова в каждую группу.
6. Ласка - самый мелкий представитель семейства куньих и хищников вообще. Ласка распространена повсеместно. Обитает в самых разнообразных угодьях, везде, где много мышей, часто встречается на полях, в скирдах, в хозяйственных постройках и населенных пунктах. Промысловое значение незначительно.
Кабарга. Самый маленький представитель семейства оленей. У взрослых самцов из под верхней губы выдаются длинные, до 10 см, клыки, имеется мускусный мешочек между пупком и половым органом. В нем накапливается 40-45 граммов мускуса, известного под названием “ кабарожья струя” и применяемого в парфюмерной промышленности. Охота разрешена по лицензиям.
Жамсо Тумунов "БАЙКАЛУ"
Широкий, бездонный, великий Байкал!
Я часто тебя вдалеке вспоминал,
Мечтал о твоей серебристой волне.
На этой тяжелой и долгой войне.
Задание:
Найдите и выделите однородные члены предложения.
Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные слова.
7. Удивительное растение забайкальский багульник! Зимой принесешь его из лесу и поставишь в воду. И вот неделю, а иногда и другую, стоит он метелкой, даже неловко перед тем, кто не знает, что это за цветы, но постепенно набухнут бутончики, прикрытые шоколадной корочкой, и однажды утром вдруг раскроются розовато- малиновые лепестки, напоминающие яблоневый цвет, с тоненькими прозрачными тычинками, и непонятно, как у этого грубого кустарника с плотными глянцевитыми листочками, похожими на брусничные, могут быть такие нежные цветы, что зависть возьмет и садовых кокеток, выросших в заботе и неге.
(О. Серова, Э. Пильман. "Лесные тайны")
Задание:
Докажите, что это текст. Укажите признаки текста.