Конспект урока по слушанию музыки на тему: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Радуга»
Бакалинского муниципального района РБ









Конспект урока по слушанию музыки на тему:

«Инструменты симфонического оркестра
в симфонической сказке С.С. Прокофьева
«Петя и волк»

















Выполнила:
Музыкльный руководитель
Ханнанова З.К.
Тема занятия: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Цель: воспитание музыкальной культуры дошкольников
Задачи:
Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

Оборудование:
ПК или ноутбук;
презентация урока;
Интерактивный тест на тему симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»
Мультипликационный фильм «Петя и волк».
Методы:
Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
Просмотр и прослушивание симфонической сказки.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока
Организационный момент. (5 минут)
Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята» Слова и музыка И. Меньших
Муз.рук: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай».
Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз.
Муз.рук: Хорошо! Как же удалось  ведущему, не видя вас, точно определить  ваши имена?
Примерные ответы детей: по голосу.
Муз.рук: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы детей:
- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Муз.рук: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение
(Слайд 3 - тембр)
ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА
Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?
Примерные ответы детей: Да, есть!
Муз.рук: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
Муз.рук: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.
*****
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью, (Слово «ели» заменила на «елью»!!!)
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот. (Слово «квартет» заменила на «гобой»!!!)
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой, (Слово «фагот» заменила на «гобой»!!!)
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
Примерные ответы детей: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны
Муз.рук: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
Примерные ответы детей: «Петя и волк»
Муз.рук: Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 4 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте откроем еще один не понятный для вас термин. (Слайд 5 - лейтмотив)
ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ
Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.
Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.
(Слайд 6 – пионер Петя)
Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
(Слайд 7 – струнно-смычковые) – слушание темы.
Муз.рук: Как вы думаете, какой  характер у Пети? Каким изобразила его музыка?
Примерные ответы детей:
- Веселым, озорным, радостным.
- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.
Муз.рук: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 8 – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.
- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?
Примерные ответы детей:
- Веселое, радостное, счастливое.
- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.
Муз.рук: Не плохо!
Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 9 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.
- Какой изображает утку музыка?
Примерные ответы детей:
- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
Муз.рук: Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 10 – кошка, кларнет) – слушание темы.
- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?
Примерные ответы детей:
- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
- Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 11 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.
- Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!
Муз.рук: Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд 12 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.
- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы детей:
-Музыка изображает Волка опасным хищником.
- Это злой Волк!
-Слышно как он воет.
Муз.рук: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 13 – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
- Ударные инструменты!
Муз.рук: Правильно, тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.
Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говори сегодня.
Просмотр мультфильма.
Итог занятия (4 минуты)
А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.
Вопросы.
Домашнее задание (1 минут)
Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».













15