Открытый урок по слушанию музыки «Основные особенности произведений инструментального жанра»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ПЕНЖИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Открытый урок по слушанию музыки
« Основные особенности произведений
инструментального жанра»
Составитель преподаватель Селезнева Т. И.
с. Каменское
2015 год.
Содержание.
1.Тема. Цели и задачи.
2. Пояснительная записка.
3. Содержание урока.
4. Выводы и анализ урока.
5. Список литературы.
Тема. Цели и задачи.
Тема урока: « Основные особенности произведений инструментального жанра».
Цель урока: « Создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитание культуры слушания музыкальных произведений. Приобщению детей к музыкальному искусству в целом.
Задачи обучающие: научить детей активно, осознанно слушать музыку, понимать ее язык, элементы музыкальной речи, чутко воспринимать стиль образный и эмоциональный строй произведений инструментального жанра.
Задачи воспитательные: помочь понять содержание музыкальных произведений, сделав процесс слушания ярким эмоциональным переживанием эстетического чувства.
Задачи развивающие: Сформировать у учеников первоначальные навыки слухового наблюдения музыки. С помощью музыкальных примеров показать разнообразие произведений инструментального жанра.
Пояснительная записка.
Основная деятельность во время урока направлена на активизацию осознания слушания музыки, понимание языка и стиля музыкальных произведений. Урок проводится совместно с учащимися второго и пятого классов. Учащиеся фортепианного отделения являются иллюстраторами музыкальных произведений. На беседу приглашены ученики 5 класса общеобразовательной школы, которые являются одноклассниками юных музыкантов. Своим выступлением пианисты приобщают своих друзей к прекрасному миру музыки.
В течение урока учащиеся знакомятся с содержанием музыкальных произведений и со способностью музыки раскрывать широкий круг образов окружающего мира. На примере музыкальных произведений знакомятся со стилями и направлениями в музыке, дается характеристика основных особенностей произведений инструментального жанра.
Содержание урока
Диалоги о музыке.
Наша встреча с музыкой уже не первая. Мы беседовали с вами о музыкальных средствах выразительности, о том, какие существуют формы в музыкальных произведениях, о различных инструментах.
Мы хотим, чтобы сегодня вы открыли для себя увлекательный мир музыкального искусства, постигли его язык и характерные особенности. Поэтому, чтобы насладиться всеми сокровищами музыки, нужно научиться слушать и понимать ее. Наши музыканты познакомят вас с произведениями различных композиторов, пьесами, написанными в разных стилях и эпохах.
Любое произведение относится к определенному жанру. В живописи есть жанр натюрморта, пейзажа, портрета. В литературе мы встречаем поэмы рассказы, стихи, сказки. Так и в музыке существуют различные жанры: танцевальный, инструментальный, вокальный, каждый из которых тоже делится. Мы сегодня познакомимся с произведениями инструментального жанра, которые написаны для инструмента фортепиано.
Французское слово ЭТЮД означает учеба. Музыкант, играя этюды, упражняется в игре на своем инструменте, развивает технику своих пальцев.
Существуют этюды на разные виды техники: аккорды, пассажи, арпеджио - это характерные особенности этюда.
Еременко Дима исполнит два этюда. Один исполняется аккордами, другой - шестнадцатыми нотами.
Звучат этюды ( картинка зимы и картинка весенних ручейков или диалог смешных клоунов).
Американская народная песня прозвучит в джазовом стиле. Есть произведения, которые создаются композиторами, а бывают пьесы, которые создаются на основе народных песен.
Звучит «Американская народная песня»
Произведение, которое вы сейчас послушаете, относится к вокальному жанру - это романс. Написан он для голоса в сопровождении фортепиано.
Но встречаются переложения музыкальных произведений. Послушайте, как звучит этот романс в ансамблевом исполнении
Звучит романс « Я вас любил»
Синтезатор - это тоже инструмент. Предлагаем вам послушать произведения песенного жанра. Они - разные по характеру, темпу, ладу, передают настроение новогодних праздников
Звучат песни « Добрый Дед Мороз»
« Тук –Тук»
«Хоровод с Дедом Морозом»
Вот уже больше 200 лет при звуках этого танца хочется кружиться и кружиться. Что это за танец? Вальс! Многие композиторы в своем творчестве обращались к вальсу - Штраус, Шуберт, Шопен, Шуман, Лист, Верди, Вебер. Вальс мы слышим и в балетах, операх, симфониях, в драматических спектаклях. Вальс можно и слушать, и танцевать
Звучит « Медленный вальс»
Этюды писались композиторами не только для развития техники пальцев. Лист, Шопен, Паганини превратили этюды в концертные пьесы виртуозного характера. Исполняются они на различных инструментах: скрипке, виолончели, фортепиано и других инструментах.
Васина Лиза исполнит для вас два этюда. При исполнении важно выдержать темп, ритм, и в тоже время создать музыкальный образ, постараться исполнить этюд как музыкальную пьесу.
Звучат два этюда.
В репертуаре наших музыкантов есть и сонаты, и прелюдии, и музыкальные моменты, ноктюрны, фантазии, экспромты и пьесы различные по стилю. Особенно ребятам нравится играть произведения кантиленного характера, певучие, лирические.
Прозвучит пьеса, напоминающая вечерний закат на море.
Звучит « Джазовый вальс»
Вы, конечно, уже отличаете музыку классическую, современную, эстрадную, джазовую.
Звучит пьеса « Вьющаяся роза» и народная мексиканская мелодия
«Кукарача»
Произведение, которые вы сейчас услышите в исполнении вашего одноклассника Сошальского Тараса, тоже относится к техническим произведениям. Слушая его, вы можете представить и шум бушующего моря, и раскаты волн .
Звучит « Этюд».
Произведения, которые вы слушали, относились к гамофонно-гармонической музыке. Но встречаются в музыке и произведения полифонического склада. Полифония в переводе означает многоголосие. Гедель, Бах писали церковную музыку, которую исполняли на органе. Полифонические произведения встречаются не только в инструментальной музыке, но в вокальной. Инвенции, фуги, сюиты это произведения полифонического склада.
Звучит «Ария» композитора Штельцеля из Партиты Соль минор
Возвращаясь к джазовой музыке, хочется сказать о характерных ее особенностях. Это синкопы, своеобразный ритм, разнообразная гармония, которая может меняться в каждом такте.
Звучит Джазовая пьеса « В день рождения» Лысак
М. Легран - современный французский композитор. Им написано много произведений для эстрадного оркестра. И сейчас вы услышите наиболее известную композицию « Опавшие листья»
Звучит « Опавшие листья»
Мы предлагаем вашему вниманию песню нашего современного песенного композитора и исполнителя Газманова « Морячка».
Звучит песня « Морячка».
На этом наша встреча подошла к концу. Надеемся, что встреча с музыкой была для вас интересной и осознанной. Вы познакомились с разными стилями и жанрами в музыке. Думаем, что вы не остались безучастными к прослушанным произведениям. Нам будет приятно, если после нашего концерта вы вновь захотите послушать музыку и прийти к нам на следующую беседу. Чтобы полюбить музыку, ее надо, прежде всего, слушать.
Выводы и анализ урока.
Воспитание музыканта-исполнителя - сложная и ответственная задача. В процессе формирования личности музыканта наряду со специальностью особенно важной является роль предметов музыкально-теоретического цикла. Задача преподавателя заключается в том, чтобы, сохранив академическую основу, приблизить занятия по фортепиано, и по теоретическим дисциплинам к практической работе музыкантов исполнителей, повысить активность в изучении и усвоении учебного материала.
Проведенный урок представляет пример интеграции предмета фортепиано и слушания музыки. Учащиеся фортепианного отделения, выступая в роли иллюстраторов музыкального материала, в свою очередь расширяют свои знания в области искусства, выражают свое эмоциональное отношение к исполняемым произведениям, учатся сценической выдержке. Для пианистов такие уроки помогают лучше усвоить характерные особенности, фактуру жанра, что способствует успешному и углубленному пониманию музыкального материала.
Список литературы.
« Слушание музыки» Н. А. Царева. Методическое пособие.
« Музыкальное содержание» В. н. Холопова. Методическое пособие для педагогов ДМШ.
О. П. Камозина. Неправильная музыкальная литература. История музыки.