ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДМЕТУ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДМЕТУ

Чумакова Ю.В., магистрант 1 курса
Научный руководитель: Роженко О.Д., к.пед.н.
СКФУ г. Ставрополь

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Ведь все дети, когда идут в школу, очень хотят учиться. Так почему же для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, этот «увлекательный» по нашему мнению процесс обучения, добывания знаний превращается в трудную, малопривлекательную работу?  Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым заинтересовать его на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? В настоящее время необходимы новые подходы в обучении учащихся, а также новые подходы в передачи знаний. Уже сейчас на смену традиционным способам передачи знаний пришли новые модели обучения, где характер деятельности ученика может быть либо технологическим (по схеме, выстроенной учителем), либо поисковым (позволяющим ученику участвовать в исследовательской деятельности). В своей работе я больше склоняюсь к поисковой модели обучения, той именно модели, которая позволяет моим ученикам научиться заниматься самообразованием. Особую актуальность в такой модели для меня приобрел метод учебных проектов.
Что позволяет использование метода проектов на уроках математики?   Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.  Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.  Принимать самостоятельные аргументированные решения.  Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. 
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. 
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:  1) создать собственную технологию; 
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников. 
Можно с полной уверенностью сказать, что каждый проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. 
2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но, ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.  Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и другие. 
3. Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми».
5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации. 
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности.
Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их..  В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой являются "пять" или «хорошо». Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.  Тем самым, метод проектов разрушает школьную рутину.
На вопрос: что же даёт применение проектной технологии на уроках математики? Мои ученики отвечают: 
- лучше усваивается материал 73%,
- уроки стали интереснее 68%,
- с желанием идем на урок 53%,
- появилась возможность демонстрировать свои работы 26%.
- интерес к предмету – 98%;  - к практическому материалу – 87%;  - к области знаний (шире школьного курса) – 42%;  - желание общаться с педагогом по предмету – 97,8%. 
На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?», учащиеся говорят:
- распределять правильно время 32%,
- достигать поставленной цели 17%,
- выступать перед аудиторией 16%,
- добывать информацию 14%,
-готовить презентацию 21%. 
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно - информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности каждого школьника по мере их развития.
В заключении хочу сказать, что использование метода проектов, инновационных и информационных технологий на своих уроках позволяют мне расширить информационную область по математике, интегрировать предметы и самое важное заинтересовать процессом обучения большинство школьников. Ну а в дальнейшем это позволит повысить качество знаний по математике. В настоящее время я, как учитель, девизом своей работы выбрала слова Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Хочется, чтобы «завтра» наших учеников было достойным.

Литература:
Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. Н.Н. Мельникова «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга».
О.Б. Даутова, О.Н. Крылова «Современные педагогические технологии в профильном обучении»