Модифицированная программа дополнительного образования детей (декоративно-прикладное искусство) «Чудеса своими руками»


Министерство Образования Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Программа рассмотрена и Утверждаю :Директор МБУ ДО
одобрена на метод.совете «Дом детского творчества»
МБУ ДО «Дом детского творчества» _____________Г.Ж.АгайдароваПротокол от «___» августа _____2015г. Приказ №-- от «--» августа 2015 г.
Модифицированная программа
дополнительного образования детей
(декоративно-прикладное искусство)
«Чудеса своими руками»
(на основе образовательной программы «Маленькие мастера»,автор: Хлыновская Н.Н.2011 , учитель начальных классов МОУ «ООШ № 164» п.Амзас МО «Основная общеобразовательная школа № 164»)
Срок реализации программы: 2года
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Автор : Довгань Татьяна Николаевна
Педагог дополнительного образования
С.Донское - 2015
Пояснительная записка
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Содержание программы «Чудеса своими руками» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, нетрадиционные техники рисования изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнениякоторых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Чудеса своими руками» разработана на два года занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 72ч. часов (2 часа в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы 1 года :Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
проявлять интерес к содержанию внеурочной деятельности;
принимать одногруппников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одногруппников;
с помощью педагога планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем педагога выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью педагога определять и формулировать цель деятельности на занятии;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
с помощью преподавателя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки;
учиться совместно с преподавателем и другими ребятами давать эмоциональную оценку деятельности всех ребят на занятии
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир4
ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью преподавателя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках технологии; пользоваться памятками.
делать выводы о результате совместной работы всех ребят группы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать преподавателя и одногрупников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
Предметные результаты :1. Общекультурные и обще-трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
 о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
 об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
Уметь:
 обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
 соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
 общие названия изученных видов материалов ( бумага, тонкий картон, клейстер, клей и др.) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
 последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
 способы разметки на глаз, по шаблону;
 формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
 клеевой способ соединения;
 способы отделки: раскрашивание;
 названия и назначение ручных инструментов (ножницы) и приспособлений (шаблон), правила безопасной работы ими.
Уметь:
 различать материалы и инструменты по их назначению;
 качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
1) экономно размечать сгибанием, по шаблону;
2) точно резать ножницами;
3) собирать изделия с помощью клея;
4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием;
 безопасно работать и хранить инструменты (ножницы);
 с помощью педагога выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на
инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
 о детали как составной части изделия;
 конструкциях — разборных и неразборных;
 неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
 различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
 конструировать и моделировать изделия из бумаги по образцу, рисунку.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы 2 года :Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью педагога и самостоятельно цель деятельности на занятии,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на занятии;
под контролем педагога выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий;
работать по совместно с педагогом составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью инструментов и приспособлений);
определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания.
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
Познавательные УУД:
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в книгах, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (дополнительный познавательный материал);
с помощью педагога исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать педагога и одногруппников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия, коллективно
анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
 о гармонии предметов и окружающей среды;
 характерных особенностях изученных видов декоративно- прикладного искусства.
Уметь:
 самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
 готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
 выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
 самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
 уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
 обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
 названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
 способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
Уметь:
 читать простейшие чертежи (эскизы);
 выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
 решать несложные конструкторско-технологические задачи;
 справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
 способы крепления деталей;
 отличия макета от модели.
Уметь:
 конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
 определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки : однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Тематический план занятий по программе «Чудеса своими руками»
Старшая группа
1 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела,
темы Название разделов и тем Количество часов
всего теория. практика
1. Введение: правила техники безопасности. 1 1 2. Осенние листочки 1 1
3. Аппликация «Бабочка» 1 1
4. Птенчики 1 1
5. Цветы на лугу 1 1
6. Корзинка из бумаги 1 1
7. Весёлая карусель 1 1
8. Дерево из трубочек 1 1
9. Грибы на полянке 1 1
10 Декоративная ваза 1 1
11 Снегирь (из салфеток) 1 1
12 Весёлый Дед Мороз 1 1
13 Новогодняя ёлка 1 1
14 Очки карнавальные 1 1
15 Цыплёнок из салфеток 1 1
16 Фоторамки 1 1
17 Чайная посуда 1 1
18 Матрёшка 1 1
19 Аппликация по городецким мотивам 1 1
20 Голубая ваза 1 1
21 Котёнок (солёное тесто) 1 1
22 Звезда 1 1
23 Кораблик 1 1
24 Дерево из сердечек
1 1
25 Кукла - оберег 1 1
26 Корзинка с цветами
1 1
27 Розы из бумаги
1 1
28 Цветы из салфеток
1
1
29
Чудо - дерево 1 1
30 Вертушка из бумаги
1 1
31 Ракета из трубок
1 1
32 Пасхальное яйцо 1 1
33 Подставка для яиц 1 1
34 Георгиевская ленточка 1 1
35 Лебеди из бумаги 1 1
36 Золотая рыбка
1 1
Итого: 36 часа
2 год обучения. (1 час в неделю)
Подготовительная группа
Номер раздела,
темы Название разделов и тем Количество часов
всего теория. практика
1 Вводное занятия 1 1
2 Совушка - сова 1 1
3 Рябина 1 1
4
Осеннее дерево 1 1
5
Божья коровка 1 1
6
Ёжики 1 1
7
Ромашка из трубок 1 1
8 Астра
1 1
9
Корзинка 1 1
10
Барашек 1 1
11 Одежда для Вани и Мани
1 1
12
Розочки из салфеток 1 1
13
Ёлочка - гармошка 1 1
14
Снегурочка 1 1
15
Символ года 1 1
16 Новогодняя гирлянда 1 1
17 Весёлый снеговик 1 1
18 Петушок 1 1
19 Фоторамка 1 1
20 Весёлый человечек 1 1
21 Дерево 1 1
22 Подарок папе 1 1
23 Самолёт из спичечных коробок 1 1
24 Звезда 1 1
25 Сирень 1 1
26
Подарок для мамы 1
1
27 Птичка 1 1
28 Яблоневый цвет 1 1
29 Клоун 1 1
30 Ракета ( из трубок) 1 1
31 Пасхальное яйцо 1 1
32 Подставка для яиц 1 1
33 Салют 1 1
34 Танк 1 1
35 Стрекоза 36
Панно (коллективная работа) Итого: 36часа
Содержание программы «Чудеса своими руками»
Первый год обучения (36ч.)
1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе мятой бумаги
Аппликация «Бабочка»,
Теория История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2Цветы на лугу
Теория Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
3. Грибы на полянке
Теория Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой
Бумаги
4.«чайная посуда»
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
5.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
6.Новогодняя ёлка
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
7. «Георгиевская ленточка».
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
8. Лебеди Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
1 год обучения (36ч.)
2 год обучения (36ч.)
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
1 модуль Введение: правила техники безопасности-1ч.
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».
Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.
2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».
Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.
1.История бумаги. Технологии работы с бумагой
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.Цветы из бумаги.
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
3.Снежинки
Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.
Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки
4.Новогодняя открытка
Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.
Практическая часть. Новогодняя открытка.
Список литературы
Основная литература:
•Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
•Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
•Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
•Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
•Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
•Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
•Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
•Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
•Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
•Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
•Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
•Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
•Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование2004№7.С.9-14

Список литературы для детей
Основная литература:
•Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
•Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
•Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
•Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
Дополнительная литература:
•Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
•Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
•Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).