Программа психологического тренинга «Профилактика эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов»

Министерство образования Омской области

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 7 I ВИДА
(БОУ «Школа-интернат № 7»)

18 Амурская ул., д.1, Омск, 644086, Тел./факс: 8 (3812)630-81
ОКПО 43963140, ОГРН 1025500757127, ИНН/КПП 5503033805/5503011001







Программа психологического тренинга «Профилактика эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов»






Составила: психолог Волкова А.А.




















Омск, 2011


Актуальность: Сегодня к специалистам системы дошкольного образования предъявляются новые профессиональные требования, все чаще говорят о компетенциях, которые необходимы современному педагогу или психологу. Перечислим лишь некоторых них: умение аналитически мыслить и решать интегративные профессиональные задачи, умение настроиться на любую ситуацию и быть способным предупреждать конфликты, умение ориентировать детей в информационном пространстве и быть способным к организации и выстраиванию взаимодействия. Необходимым для педагогов и психологов ДОУ является умение справляться с возникающими психологическими проблемами, наличие навыков регулирования своей психики и навыков самокоррекции. В то же время нерешенные психологические проблемы оборачиваются в последующем психическим и физическим нездоровьем специалиста.
Проблема, которая сегодня остается чрезвычайно значимой, это эмоциональное выгорание педагогов ДОУ с последующей профессиональной деформацией. Эмоциональное выгорание рассматривается как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание, с одной стороны, позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы, а с другой оно отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.
Цель работы психолога с педагогами это создание безопасной образовательной среды. Безопасность образовательной среды предполагает умение педагогов не только оказывать психолого-педагогическую помощь другим, но и осуществлять самокоррекцию своего нервно-психического состояния.
Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов включает 10 занятий, которые проводятся раз в неделю. Включение в группу психологического тренинга людей, связанные иерархическими взаимоотношениями (начальник подчиненный), не приветствуется: Рекомендуется отдельное проведение занятий, например отдельно с воспитателями, отдельно с заведующими и т.п. Группы формируются после предварительной диагностики уровня эмоционального выгорания (Е. Е. Алексеева «Диагностика уровня эмоционального выгорания у педагогов» // «Дошкольная педагогика». № 1(16), 2004. С.3134). Работа группы проходит по определенным правилам, которые являются одним из важных факторов психокоррекционного воздействия. Правила принимаются по инициативе ведущего.
Цель коррекция неэффективных и дезадаптивных форм поведения посредством углубления опыта анализа ситуаций общения (повышения адекватности анализа себя и партнеров по общению).

Задачи:
- повышение компетентности в межличностном общении, осознание личностных «слепых пятен», блокирующих отношения;
- развитие самосознания и самоисследования для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;
- перестройка сложившихся неэффективных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения;
- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении, Весь тренинговый курс по профилактике эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации разделен на три этапа.
Первый этап (3 занятия) проведение балинтовской группы с целью повышения компетентности в профессиональном и межличностном общении, осознания личностных «слепых пятен», блокирующих межличностные отношения. Психопрофилактика участников группы основана на возможности проработки «неудачных случаев» в ситуации коллегиальной поддержки. Включение тренинговых процедур уже на этапе балинтовской группы позволяет возбудить групповые процессы, с одной стороны более интенсивно и быстро, чем это было бы при проведении балинтовской группы без включения групповых процедур (встреча, психогимнастика, прощание), с другой активизация групповых процессов происходит при таком подходе в щадящем ре жиме, что является важным для педагогов, имеющих неэффективные и дезадаптивные формы поведения.
Второй этап направлен на перестройку сложившихся неэффективных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения. Этот этап длится 5 занятий. Условно все игры и упражнения разбиты на блоки. Первый блок включает игры и упражнения, помогающие увидеть, кто есть кто. Второй блок состоит из игр и упражнений, способствующих снятию напряжения, повышающих спонтанность на первой фазе групповой динамики, имеющих целью выход агрессии на второй фазе и приводящих группу в рабочее состояние на третьей фазе. Третий, коррекционный, блок включает игры и упражнения, используемые для профилактики и коррекции эмоциональных состояний, лидерских тенденций, личностных конфликтных отношений.
На третьем, заключительном, этапе проводится страховка достигнутых в тренинге результатов.
1 этап проведения балинтовской группы
Занятие 1
Цели. Знакомство друг с другом. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы для изучения психологических проблем участников группы (начало диагностического этапа в групповом процессе). Повышение компетентности в межличностном общении и осознание личностных «слепых пятен», блокирующих отношения.
Рассказ ведущего о задачах психологического тренинга о цели написания психологического дневника.
Представиться по кругу (как кого зовут), рассказать, что хочешь, о себе, сказать о своих Самочувствии, Активности, настроении (САН), о своих Ожидания и Опасениях (00),
Принятие правил: правило «Стоп»; обращение в кругу на «ты» и по имени; говорить о своих чувствах; говорить от первого лица единственного числа; не перебивать; соблюдать анонимность; «здесь и сейчас» и др.
Упражнение на знакомство «Назови свое имя и прилагательное, которое начинается на букву твоего имени» (например, Ольга отважная; Анна аккуратная) Если кто-то из участников затрудняется в выборе прилагательного для своего имени, все члены группы помогают
Упражнения на знакомство: «Кинь мячик и скажи свое имя», «Кинь мячик и скажи им; того, кому ты его бросаешь».
Игра «Пересядут все, у кого (кто).,, есть чувство удовлетворения от работы, часто грустит; есть в жизни цель; считает себя уверенным; считает себя успешным и т. п.» Водящий стоит, остальные сидят по кругу, все сидячие места заняты. Все, кто считает себя : принадлежащим к названной категории должны быстро пересесть на свободное место. Водящий также стремится занять свободное место. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Акцент делается на внутренних качествах участников группы.
Проведение балинтовской группы.
CAН (Самочувствие, Активность, Настроение), 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения).

Занятие 2
Цели: Показать членам группы, что каждый из них индивидуален. Развитие самосознания и самоисследования. Повышение компетентности в межличностном общении и осознание личностных «слепых пятен», блокирующих отношения,
Назвать свое имя, сказать о своих Самочувствии, Активности, Настроении (САН), о своих Ожиданиях и Опасениях (00).
Упражнение «Какое качество мне помогает какое качество мне мешает в жизни»: участники группы называют по кругу.
Упражнение «Я великий мастер». Каждый по кругу называет, в чем он великий мастер (например, «Я великий мастер задавать вопросы», «Я великий мастер слушать», «Я великий мастер обижаться»). Важными являются как позитивные высказывания (ресурс человека), так и негативные.
Игра «Волшебный магазин». В волшебном магазине есть все, но чтобы что-то купить (какое-то качество), нужно отдать то качество, которое тебе особенно мешает.
Упражнение «Поиск сходства». Каждый по кругу называет качество (признак). У кого названное качество имеется, тот должен встать и хлопнуть в ладоши. Вариант упражнения: тот, у кого в руках предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому, назвав черту сходства с тем, кому кидает предмет.
Проведение балинтовской группы. Ведущий балинтовской группы из числа педагогов.
САН (Самочувствие, Активность, Настроение), 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения).

Занятие 3
Цели. Самоисследование своих личностных особенностей. Повышение компетентности в межличностном общении и осознание личностных «слепых пятен», блокирующих отношения.
Назвать свое имя, сказать о своих Самочувствии, Активности, Настроении (САН), о своих Ожиданиях и Опасениях (00).
Упражнения на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе: «Кинь, кому хочешь, мячик и скажи приятное слово», «Поймай мяч и скажи приятное слово»
Упражнение «Передача движений». Водящий выходит за дверь, группа выбирает ведущего, за которым она будет копировать движения. Каждый 1015 секунд ведущим меняется упражнение. Водящий должен угадать ведущего.
Игровое упражнение «Поделись качеством, которого у тебя много».
Игровое упражнение «Сосчитайте до 10». Члены группы, не договариваясь, называют цифры от 1 до 10. Если кто-то сказал одновременно с кем-то, то счет начинают заново. Это упражнение можно выполнить с закрытыми глазами.
Проведение балинтовской группы. Ведущий балинтовской группы из числа педагогов САН (Самочувствие, Активность. Настроение). 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения)
2 этап проведения тренинговой группы
Занятие 4
Цели. Развитие умения выражать свои эмоции и чувства. Повышение адекватности анализа себя и партнеров по общению. Развитие навыков координации совместных действий, тактильного контакта и невербальной коммуникации.
Назвать свое имя, сказать о своих Самочувствии, Активности, Настроении (САН), о своих Ожиданиях и Опасениях (00).
Упражнение «Встреча взглядами». Участники сидят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно опускают головы, их задача встретиться с кем-нибудь взглядом. Возможна и противоположная постановка задачи: подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядами. Возможен вариант: «договорись» взглядом и по команде пересядь.
Игра «Построиться по росту с закрытыми глазами». Все участники закрывают глаза и начинают двигаться, издавая при этом гудение. По сигналу ведущего всем нужно остановиться и, не открывая глаз и не разговаривая, построиться по росту,
Упражнение «Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары: в каждой паре один человек играет роль «скульптора», второй «глины». Задача «скульптора» вылепить из «глины» скульптуру,' выражающую его эмоциональное состояние сейчас. Это делается путем непосредственных физических воздействий на «глину», без использования слов. Задача «глины» быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел «скульптора». Получившиеся «скульптуры» выставляют на всеобщее обозрение, другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают Когда все гипотезы выслушаны, «скульпторы» делятся свои первоначальным замыслом.
Игра «Камень, бумага, ножницы». На счёт «три» каждый из участников одновременно выбрасывает либо камень сжатый кулак, либо ножницы - два пальца, либо бумагу раскрытая ладонь. Играют до тех пор, пока вся группа не выбросит что-то одно.
Игра «Ассоциации». Каждый участник, начиная с ведущего, садится по очереди лицом к одному члену группы. Тот сообщает ему об ассоциациях, которые; возникли у него в данный момент. Каждый участник выслушивает всех членов группы, по окончании делится своими переживаниями. Игра продолжается, пока в центре не побывает каждый участник игры.
САН (Самочувствие, Активность, Настроение), 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения).
Занятие 5
Цели Упражнение в эффективных формах эмоционального реагирования и поведения. Повышение адекватности анализа себя и партнеров по общению. Развитие умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения.
1. Назвать свое имя, сказать о своих Самочувствии, Активности, Настроении (САН), о своих Ожиданиях и Опасениях (00).
Игровое упражнение «Спасибо, а я еще и...» Каждый участник по кругу говорит другому его положительное качество, например: «Ты очень добрый». Тот, кому сказали его положительное качество, выслушивает и добавляет: «Спасибо, а я еще и...», называя другое свое положительное качество, например: «А я еще и веселый».
Игровое упражнение «Что подумают остальные, большинство». Играющий пишет на листке то, что, по его мнению, выберет большинство членов группы: день недели: кулинарное блюдо; газета; совместный досуг; способ, которым можно менять поведение людей.
Игра «Змея». Выбирается ведущий, который загадывает какой-то признак (берется внутреннее качество человека) и рассаживает участников по этому признаку от большей выраженности признака к меньшему. Все отгадывают признак.
Игровое упражнение «Совместное одновременное рисование». Группа разбивается на подгруппы с равным количеством участников. Каждой группе выдается один лист бумаги, карандаши (фломастеры) и предлагается что-то нарисовать. Рисуют молча, не сговариваясь друг с другом.
Игровое упражнение «Послание самому себе». Все участники встают в шеренгу. Водящий передает крайнему участнику группы сообщение из 12 предложений. Пока сообщение передается, автор идет в начало шеренги для того, чтобы принять сообщение.
САН (Самочувствие, Активность, Настроение), 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения).
Занятие 6
Цели. Упражнение в эффективных формах эмоционального и поведенческого реагирования на напряженные ситуации общения (умение сказать «нет»). Повышение адекватности анализа себя и партнеров по общению.
1. Назвать свое имя, сказать о своих Самочувствии, Активности, Настроении (САН), о своих Ожиданиях и Опасениях (00).
Игра «Броуновское движение». Все участники хаотично передвигаются по игровому пространству. По хлопку надо объединиться согнутыми локтями по двое, трое и др
Игровое упражнение «Скажи слово „нет"». Нужно обратиться друг к другу, с просьбой, которая относительно неприемлема. Тот к кому обратились, должен убедительно сказать слово «нет». Если хотя бы для трех человек в группе ответ прозвучал неубедительно, то отказ в просьбе необходимо повторить. Если после трех попыток тот к кому обращаются с просьбой, не произносит слово «нет» убедительно, то просьба исполняется.
Упражнение «Дорисуй портрет». Каждый рисует свой портрет Потом портрет водящего пускается по кругу и каждый дорисовывает в портрете, что хочет. В конце водящий говорит свое отношение к тем правкам, которые внесли остальные участники в его портрет.
Игра «Кто это?» Один из участников (водящий) выходит за дверь, оставшиеся члены группы загадывают кого-то из круга. Водящий с помощью косвенных вопросов («Если это машина, то какая?», «Если это животное, то какое9», «Если это мелодия, то какая?» и т. п.) пытается отгадать, кого загадали участники игры. Если удается отгадать, то тот, кого отгадали, становится водящим и выходит за дверь.
САН (Самочувствие, Активность, Настроение), 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения).
Занятие 7
Цели. Повышение адекватности анализа себя и партнеров по общению. Развитие умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Восприятие и понимание других участников общения.
1. Назвать свое имя, сказать о своих Самочувствии, Активности, Настроении (САН), о своих Ожидания и Опасениях (00).
2. Игровое упражнение «Эмоциональное состояние». Участникам раздаются карточки с написанными на них эмоциональными состояниями. Необходимо по очереди каждому изобразить без слов заданное эмоциональное состояние. Участники группы смотрят и стараются понять, какое эмоциональное состояние изображает водящий, объясняют на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Вариант упражнения: разбиться на две подгруппы: каждой подгруппе дается время, во время которого она должна выбрать какое-нибудь эмоциональное состояние и придумать, как его можно изобразить (это может быть невербальное действие или скульптурное изображение). В изображении должны принимать участие все участники подгруппы Одна подгруппа показывает, друга- отгадывает эмоциональное состояние.
Игра «Испорченный телефон». Все участники, кроме одного, выходят за дверь Оставшемуся участнику ведущий в устной форме передает сообщение, которое он должен постараться как можно точнее запомнить, чтобы передать другому. Например: «Со следующего учебного года в нашем учреждении общение с родителями будет полностью переведено на дистанционную форму. Каждому педагогу бесплатно будет выдано специальное устройство, через которое в определенные часы ежедневно будет проходить общение с родителями воспитанников. 50% помещений учреждения будет сдаваться в аренду для того, чтобы приобрести эти специальный устройства». В конце упражнения подводится сравнение первоначального сообщения с итоговым, которое получил последний участник игры.
Упражнение «Задумай цельную композицию, а изобрази характерную деталь». Говорить нельзя, листы передают одновременно по команде ведущего через 20 секунд, В конце упражнения сравнивается замысел с тем, что получилось.
5. Игровое упражнение «Роза и чертополох». Водящий должен подарить тому кому хочет, розу за то, что нравится в этом человеке, и чертополох тому же человеку за то, что не нравится в нем: «Я дарю тебе розу за то, что ты... И я дарю тебе чертополох за то, что...»
Социограмма. На листе бумаги рисуются кружки по числу участников группы. Каждый участник от себя проводит две стрелочки: синюю (с кем легче всего общаться) и красную (с кем труднее всего общаться). Листок с выполненной социограммой кладется на середину для обсуждения мотивов: «Я поставила тебе, ... (имя участника), синюю стрелочку, потому что...»
САН (Самочувствие, Активность, Настроение), 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения).
Занятие 8
Цель повышение адекватности анализа себя и партнеров по общению.
Назвать свое имя, сказать о своих Самочувствии, Активности, Настроении (САН), о своих Ожиданиях и Опасениях (00).
Проективная методика «Каким ты видишь себя, каким тебя видят другие, я в будущем». Каждый рисует на одном листке эти три рисунка. Рисунок каждого обсуждается по кругу, затем автор рисунка объясняет, что же он нарисовал.
Игровое упражнение «Плохой поступок». Каждый вспоминает (не называя вслух) поступок, который он считает стыдным. Необходимо задумать один «свой» плохой поступок. Ведущий говорит каждому, как он отреагировал бы на этот плохой поступок («Аня бы пожалела, Оля бы не обратила внимания...»).
Психосинтез качеств «Каким мы видим себя». Участники группы наделяют каждого тем качеством, которое имеется у водящего. Эти качества (участники группы) располагаются в пространстве и взаимодействуют так, как считают члены группы. Водящий, чьи качества анализируются, наблюдает а затем выполняет психосинтез качеств (из участников груты1) на тему «Каким я хочу быть».
Упражнение «Наш сад». Каждый участник располагается в пространстве по своему усмотрению, без предварительного распределения ролей. Разговаривать по ходу «разбивки сада» нельзя. В конце каждый говорит о том. что он изображает, и как чувствует себя в этой роли. Упражнение «Тройка»: из «строительного материала», которым являются все присутствующие, дается задание построить русскую тройку с лошадьми, оглоблей, кучером, колокольчиками, колесами, пассажирами
6. САН (Самочувствие, Активность, Настроение), 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения).
3 этап «Страховка достигнутых результатов»
Занятие 9
Цель закрепление достигнутых результатов и страховка результатов.
Назвать свое имя, сказать о своих Самочувствии, Активности, настроении (САН), о своих Ожиданиях и Опасениях (00).
Игровое упражнение «Сбор чемодана». Каждому участнику группы «собирают чемодан», в котором три положительных и три отрицательных качества Водящий входит за дверь. Все участники группы обсуждают и выбирают три положительных и три отрицательных качества этого человека, записывают их на листок и вручают водящему.
Повторная диагностика уровня эмоционального выгорания.
Игровое упражнение «Три желания». Взять 4 листка: на первом написать свои цели и желания, на втором цели на ближайшие три года на третьем цели и желания, если бы осталось жить 6 месяцев, на четвертом той желания, цели. Обсудить, какое желание сохранялось от листка к листку что потеряли, что для играющего более важно, а что является менее значимым.
САН (Самочувствие, Активность, Настроение), 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения).
Домашнее задание «Самоанализ по поводу тех изменений, которые произошли во время тренинга». Используется и/или прикладывается психологический дневник.
Занятие 10
Цели. Закрепление достигнутых результатов и страховка результатов. Закрепление навыков телесного контакта невербальной коммуникации и координации совместных действий.
Назвать свое имя, сказать о своих Самочувствии, Активности, Настроении (САН), о своих Ожиданиях и Опасениях (00),
Игровое упражнение «Скалолаз». Все выстраиваются в шеренгу (скалу), держась друг за друга. Участники по одному проходят «по тропинке вдоль скалы», стараясь «не упасть в пропасть»,
Упражнение «Профессионально важные качества». Участники группы составляют список профессионально значимых качеств. Листок с этими качествами пускается по кругу, где каждый ставит знак «+» напротив того качества, которое, как он считает, у него есть.
Групповой рисунок «На листе бумаги сделайте на память, что хотите». Участники группы сами решают, что делать с рисунком
Игровое упражнение «Пожелание каждому участнику после круга». На одном большом листке каждый член группы пишет каждому пожелание. Написанное пожелание закрывается (листок перегибается), .
«Вручение грамот». Каждому участнику тренинга вручается грамота за то качество, которое он проявил во время тренинговых занятий.
Обсуждение результатов повторной диагностики,
САН (Самочувствие, Активность, Настроение), 00 (оправдались ли Ожидания, подтвердились ли Опасения).




Литература
Бараш Б. А., Исурина Г. А., Кар-васарский Б. Ли др. Методические приемы усовершенствования в области психотерапии (социально-психологический тренинг, тренинговые психотерапевтические группы, балинтовские группы), . СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1992.
Михайлов А. А., Алексеева Е. В., Шатровой 0. В., Киселева Э. М. Пси-хокоррекционная работа с детьми и подростками (учебно-методическое пособие). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005,


15