Программа по реабилитации жертв физического, эмоционального (психологического) и сексуального насилия. «Детство без насилия»


Программа по реабилитации жертв физического, эмоционального (психологического) и сексуального насилия.
«Детство без насилия»
Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Нестабильность нынешней социально - политической и экономической жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
В настоящее время очень актуальна проблема социальной дезадаптации детей, которая проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.
Подростков увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Дети издеваются над своими сверстниками, зверски избивают друг друга, иногда доходит и до убийства.
В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным - угрозы физической расправы, шантаж и ругань, обзывательства.
Дети и подростки, которых выбирают жертвами для травли, как правило, являются тревожными, осторожными, имеют низкую самооценку, редко защищают себя и не мстят тем, кто травит их. Часто они являются социально изолированными, и им не хватает социальных навыков. Мальчики, страдающие от травли, обычно физически слабее сверстников. Травля в школе приводит к напряжению, тревожности и страхам, что может повлиять на концентрацию внимания, самооценку и самоуважение, а также увеличивает социальную изоляцию, приводит к отчуждению и депрессии, тревоге и чувству уязвимости тех детей, которые стали ее объектом. Но самое страшное то, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Стоит отметить, что первопричиной всех бед детей выступает неблагоприятная семейная обстановка.
В Покровской школе – интернат находятся дети, которые в той или иной мере подвергались насилию. Травмирующий опыт выражается не только в нарушениях психики, но и на телесном уровне, что проявляется в нервно-психических заболеваниях.
Для реабилитации таких детей необходимо вмешательство значительного количества специалистов: медиков, психологов, социальных педагогов.
Существует несколько психологических методов работы с психотравмирующими переживаниями:
арт-терапия. Использование искусства для обозначения и прорабатывания проблемы. В создаваемых образах и картинах ребенок отражает свои мысли, чувства, переживания;
игровая терапия. Вид терапии, в которой для проработки переживаний используется ролевая игра. С помощью игрушек можно воспроизвести множество ситуаций, в которых ребенок выразит свои чувства. Игровой процесс требует от взрослого эмоциональной вовлеченности и способности к перевоплощению. В процессе игры открывается возможность эмоционального самовыражения и отреагирования собственной тревоги, напряжения, страхов и зажимов. В игровой ситуации ребенок находится в ладу с самим собой, ощущает себя в безопасности, что позволяет ему самовыражаться, не опасаясь за последствия. Он перестает сдерживаться и контролировать свои эмоции. Конфликтная или травмирующая ситуация в игре выглядит неопасно и позволяет ребенку самостоятельно найти решение, выход, пережить ее;
песочная терапия. Через манипуляции с песком специалист проникает во внутренний мир ребенка. Возможность опосредованно осознать свои глубинные переживания способствует безболезненному восприятию пережитой ситуации, является своеобразным методом исцеления психики;
когнитивно-поведенческая терапия. Специалист помогает ребенку понять мысли и чувства, влияющие на поведение. Такого рода терапия помогает избавиться от страхов, снять тревожность, учит определять и изменять разрушающие мысли, негативно влияющие на поведение.
Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:
Уважение. Идеи вашего ребёнка о том, что является самым важным, могут быть отличными от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что-нибудь срочно, даже тогда, когда вы очень заняты.
Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.
Похвала и призы. Они помогут ребёнку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.
Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.
Доверие. Дайте знать ребёнку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете,
Любовь. Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек.
Цель программы: Оказание помощи детям в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения.
Задачи программы:
1. Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
2. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки воспитанников;
3. Исследование и модификация искаженных когнитивных представлений ребенка о насилии и оказание помощи в формировании адекватных представлений о себе, о ситуации и о других людях.
4.Развитие у детей навыков адаптивного выражения собственных чувств и распознавания у других людей.
5.Развитие поведенческих навыков социального взаимодействия воспитанника, необходимых для конструктивного взаимодействия с социумом.
6. Формирование адекватной самооценки.
Программа рассчитана на 15 индивидуальных занятий, 1 раз в неделю. Весь коррекционный цикл разделен на 4 раздела. Продолжительность групповых занятий от 45 минут до 1 часа.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 раздел – Диагностический (подготовительный)
Цели: проведение и анализ результатов комплексной диагностики; отбор детей, нуждающихся в оказании срочной психологической помощи.
Психологическая диагностика
Сбор анамнеза
Наблюдения воспитателей, учителей, психолога

2 раздел - Установочный
Вводное занятие с детьми.
Цель: знакомство,
установление контакта; определение состояния детей порядка дальнейшей работы; разучивание «словаря эмоций»
Супервизирование воспитателей.
Цель: информирование воспитателей об особенностях детей; выбор стиля, приемов взаимодействия с ребенком; поддержка специалиста



3раздел – Основной.
Коррекционные занятия с воспитанниками
Цели: помощь ребенку в переосмыслении травматичного опыта,
отработка негативных эмоциональных переживаний;
Работа с чувствами: развитие навыков экспрессии, чувств;
Работа с когнитивными искажениями,
повышение самооценки:
работа со сказкой.
Аффектная отработка травм: элементы песко-, арт-терапии; игры c мягкими модулями.
Формирование адаптивных
моделей поведения и приемов саморегуляции


4раздел – Итоговый
Цель: оценка результатов программы.
Обсуждение результатов работы с воспитателем
Диагностика



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Получение воспитанниками позитивного опыта безопасного взаимодействия с взрослыми;
Развитие навыков общения со сверстниками;
Улучшение отношений с взрослыми;
Преодоление эмоциональных проблем (страхи, агрессивность, повышенная тревожность, обидчивость);
Разрешение эмоциональных (связанных с отношениями и мотивацией) и когнитивные (обусловленные особенностями интеллектуального развития) проблемы, связанные с обучением в школе;
Улучшение познавательных способностей;
Получение сведений о развитии познавательных способностей детей, готовности к школе и эмоционально-волевых особенностях.
Дети смогут самостоятельно применять приемы саморегуляции и релаксации.
У детей понизится уровень депрессии и психо-эмоционального напряжения.
Дети научатся применять модели социально-одобряемого поведения в группе сверстников.
Осознание и получение помощи в преодолении проблем, связанных с злоупотреблением алкоголем и созависимостью;
Получение помощи в разрешении трудных ситуаций, а в первую очередь, в ситуациях домашнего насилия;
Повышение уверенности и самооценки, улучшение навыков общения;
Понимание проблем и переживаний ребенка, улучшение взаимодействий с ним.

План программы
№ Тема Цель Форма работы
1 Диагностический (подготовительный)
Выявление детей, подвергшись насилию. Анализ результатов комплексного диагностического обследования *Беседа с социальным педагогом;
* Беседа с воспитателем;
*Беседа с ребенком;
*Диагностика с помощью методик: Тест выявления детской депрессии М.Ковак; Диагностика самооценки по методике С.Дембо – Рубинштейн (модификация Е.В.Куличковсткой); Тест Макса Люшера (компьютерная версия); Проективные методики «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (авт. А.Е.Вегнер); Методики «Дополните предложения» Л.Дюссе (модификация Е.В.Куличковской).
2 Занятие 2.
«Знакомство» Установление контакта с ребенком. Арт – терапия: Живопись кончиками пальцев.
3 Занятие 3.
«Мой внутренний мир» Развитие самосознания подростков, умений и навыков самоанализа, рефлексии, способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию. Упражнение «Наш внутренний сад»
4 Занятие 4.
«Я среди других» Развитие коммуникативные возможности воспитанников, умение искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.
Игра ”Надо жить дружно”
 Дискуссия «Самовоспитания»
5 Занятие 5.
«По - секрету» *отреагирование и дифференсация чувств, связанных с насилием;
*эффектная и когнитивная проработка травмы.

Упражнение «По-секрету»
Ролевая игра: «Двойка»
Упражнение в сенсорной комнате «Очищающее дыхание»
6 Занятие 6.
«Мир чуств» Концентрация внимания на чувствах и ощущениях.
Создание условий для безопасного выхода агрессии и других негативных чувств.  Арт – терапия: Мандала.
7 Занятие 7.
«Мои сильные и слабые стороны» Закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать, слабые и сильные стороны личности воспитанника. Упражнения: «На что похоже мое настроение»; «Без маски»; «Мои сильные стороны»; «Мои слабые стороны»; «Рисунок себя».
8 Занятие 8.
«Что я могу сделать» Снятие психоэмоционального напряжения Упражнения «Проблема»; «Внутренний огонек»; «Настроение»;  «Сугроб»
9 Занятие 9.
«Дерево счастья» Способствовать гармонизации Психоэмоционального состояния воспитанника Арт – терапия: Дерево счастья
10 Занятие 10.
«Жестокий мир»
Формирование представлений о сущности жестокого обращения и насилия по отношению к детям. Арт-терапевтическое упражнение «Спускание пара».
11 Занятие 11.
«Мои чувства» формирование навыков преодоления стресса как предпосылки для предотвращения жестокого обращения с детьми; развитие умения осознавать, называть свои чувства и давать им безопасный выход. Игра «Изобрази чувство»; «Фокус – группа». Упражнение «Маска»; «Сенсорная тропа»
12 Занятие 12.
«Мое тело» Снятие психоэмоционального напряжения Телесно - ориентированная терапия
13 Занятие 13.
«Мои обиды» *обучение приемам самообладания с обидой;
* развитие эмпатии и способности оказывать поддержку другим в трудной ситуации.
Упражнение «Копилка обид»;
Арт-терапевтическое упражнение «Семья»
14 Занятие 14.
«Я – могу собой гордиться!» *развитие позитивного самоотношения;
* развитие рефлексии;
* повышение чувства уверенности у обучающихся.
Упражнения: «Кто я?»; «Я в прошлом, настоящем и будущем»; «Все звезды».
15 Занятие 15.
Итоговая диагностика Определения результативности проведенной работы *Диагностика с помощью методик: Тест выявления детской депрессии М.Ковак; Диагностика самооценки по методике С.Дембо – Рубинштейн (модификация Е.В.Куличковсткой); Тест Макса Люшера (компьютерная версия); Проективные методики: Рисунок человека.
Список литературы
 
1). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
2). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
3). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
4). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
5). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.
6).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.
7). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
8).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.
9)Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
10)Мерзлякова Е.Л. Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства. – СПб.: Речь, 2007. 272 с.
11)Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 200 с.: ил.
12)Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
13)Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с. (В помощь психологу.)
14)Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю.Ляпина. – 2-изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 231 с.