ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр дополнительного образования»








ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ













Барышникова Анна Владимировна
педагог дополнительного образования



2015

1.1. Констатирующий эксперимент по выявлению межличностных отношений у детей подросткового возраста.

Для подростка одной из ведущих видов деятельности является проектная деятельность. Проектная деятельность – одна из разновидностей форм организации взаимодействия подростка со сверстниками. На современном этапе обучения включение подростка в данный вид деятельности позволит ему приобрести многие навыки, в том числе и коммуникативные.
Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
По мнению многих ученых, проектная деятельность в процессе образования целью своей имеет приобретение коммуникативных умений учащихся, работающих в различных группах.
Таким образом, можно говорить о ресурсах, которые содержит проектная деятельность и возможности ее использования как средства формирования межличностных отношений подростков.
Исследовательская работа проводилась на базе средней образовательной школы.
Гипотеза исследования: на формирование межличностных отношений у детей подросткового возраста оказывает влияние проектная деятельность.
Цель исследовательской деятельности - проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений.
Задачами исследовательской деятельности являются диагностика межличностных отношений среди детей подросткового возратса.
В исследовательской работе участвовали подростки в 6-х и 8-х классов.
Для проведения диагностики мы подготовили следующие методики:
Изучение самооценки (С.В. Ковалев). Цель данной методики  предназначена для определения уровня самооценки личности.
Изучение уровня тревожности (Кондаш). Цель данной методики оценивает подростка на наличие или отсутствие каких-либо переживаний, симптомов тревожности.
Изучение мотивации учащихся (Лепешева). Цель данной методики направлена на диагностику типа школьной мотивации у старшеклассников.
Изучение социального статуса в коллективе сверстников (Морено). Цель данной методики определить характер взаимоотношений в группе, «социометрический статус» индивида, структуру межличностных связей в группе, персональное положение каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, уровень благополучия взаимоотношений, коэффициент удовлетворенности индивида своим положением в группе. Методика изучения самооценки учащихся основана на непосредственном оценивании ряда личных качеств. Завышенная самооценка подтверждает личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивая себя с другими. Такая самооценка может указывать на нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Заниженная самооценка свидетельствует о неблагополучном развитии личности. Эти ученики составляют группу риска, но их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Изучая уровень самооценки, нами было выявлено, что из 82 подростков 6-х классов - 63% имеют адекватный уровень самооценки, 20% подростков с низкой самооценкой и 17% имеют неадекватно высокий уровень самооценки. Эти данные мы отразили в таблице 1.
Таблица 1


Класс


Количество обследованных
Уровень самооценки




Заниженная

Адекватная

Завышенная

6 а
28
4
18
6

6 б
26
5
17
4

6 в
28
7
17
4

Итого
82
16
52
14

%

20
63
17

Уровень самооценки в 8-х классах показал, что 63% подростков имеют адекватный уровень самооценки, 26% подростков с низкой самооценкой и 11% имеют неадекватно высокий уровень самооценки. Эти данные в таблице 2.
Таблица 2.

Класс



Количество обследованных




Уровень самооценки





Заниженная


Адекватная


Завышенная

8 а
17
5
11
1

8 б
18
6
11
1

8 в
19
3
12
4

Итог
54
14
34
6

%

26
63
11




Рис.1
Выводы: Уровень самооценки и в 6-х и в 8-х классах одинаковый. Чем старше подростки, тем больше подростков с заниженной самооценкой. (рис.1)
По второй методике изучения уровня мотивации, акцент направлен на изучение 8 мотивов. На основании данных (см.табл.3) было выявлено, что в трех 6-х классах ведущими мотивами учебной деятельности являются:
Профессиональный мотив;
Внешний мотив (наказание и поощрение);
Мотив достижения;
Позиция школьника.
Таблица 3

Мотив
6 а
6 б
6 в
Общий


Эмоциональный
1
2
3
6


Познавательный
5
6
5
16


Профессиональный
7
9
8
24


Коммуникативный
6
8
7
21


Внешний (наказание или поощрение)
8
9
8
25


Достижения
8
8
9
25


Саморазвитие
4
8
5
17


Позиция школьника
17
17
16
50

На основании данных (см.табл.4) было выявлено, что в трех 8-х классах ведущими мотивами учебной деятельности являются:
Профессиональный мотив;
Мотив саморазвития;
Мотив познавательный;
Коммуникативный мотив.
Таблица 4

Мотив
8 а
8 б
8 в
Общий

1
Эмоциональный
2
3
2
7

2
Познавательный
4
4
4
12

3
Профессиональный Таблица 4
6
6
8
20

4
Коммуникативный
3
2
5
10

5
Внешний (наказание или поощрение)
5
2
1
8

6
Достижения
2
4
0
6

7
Саморазвития
7
6
5
18

8
Позиция школьника
1
4
4
9



Рис.2
Выводы: Ведущим мотивом учебной деятельности как в 6-х так и в 8-х классах остается профессиональный мотив (рис.2). Остальные мотивы меняются с изменением возраста подростков. У старших подростков больше проявляется мотив к саморазвитию и познавательный мотив, что отсутствует в мотивах учебной деятельности шестиклассников. А у шестиклассников есть внешний мотив (поощрения и наказания) и мотив достижения, который у восьмиклассников находится на последних местах.
Третья методика «Социометрия» целью, которой является выявление межличностных отношений в классе. Анализируя данные (см.табл. 5) выявлено: Изучение социального статуса подростков в коллективе показало следующее, что среди шестиклассников выявлено 16% лидеров, 26% являются предпочитаемыми в коллективах, 44% предпочитают узких круг общения, 14% являются изолированными в своем классном коллективе.
Таблица 5
Класс
Кол-во
Обследо-
ванных
Социальный статус



«Лидер»
«Предпочи-
таемый»
«Узкий круг общения»
«Изолированный»

6 а
29
5
3
16
5

6 б
29
5
5
17
2

6 в
29
4
15
5
5

Итого
87
14
23
38
12

%
100
16
26
44
14

Анализируя данные (см.табл.6), выявлено: Среди восьмиклассников «лидеров» - 12%.
«Предпочитаемых для общения вне школьного обучения и в учебных делах» - 31% .
«Узкий круг общения» у 42%.
«Изолированные» от коллектива 15% подростков.
Таблица 6
Класс
Кол-во
Обследо
ванных
Социальный статус



Лидер
«Предпочитаемый»
«Узкий круг общения»
Изолированный

8 а
21
2
6
10
3

8 б
23
4
4
11
4

8 в
21
2
10
6
3

Итого
65
8
20
27
10

%
100
12
31
42
15


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.3
Выводы: Данные социального статуса подростков показали, что количество «лидеров», «предпочитаемых», «изолированных» и «предпочитающих узкий круг общения» в 6-х и 8-х классах не имеют больших отличий (см.рис.3).
Четвертая методика «Шкала учебной тревожности» разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги». Особенность этой шкалы связана с тем, что испытуемый оценивает у себя наличие тревожности, а определяет ситуацию, которая у него может вызвать тревогу.
Таблица 7
Параметры школьной тревожности
Класс,
Итого

%







6 а
6 б
6 в



Норма
14
18
20
52
63

Повышенная
11
4
7
22
27

Высокая
3
4
1
8
10

Общая школьная тревожность
12
5
7
24
28

Социальный стресс
4
6
3
13
15

Фрустрация в достижении успеха
5
4
1
10
12

Страх самовыражения
5
2
3
10
12

Страх ситуации проверки знаний
8
1
4
13
15

Страх несоответствия ожиданиям окружающих
7
1
5
13
15

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
2
1
4
7
8

Страхи и проблемы в отношениях с учителем
4
2
-
6
7


Изучая уровень тревожности подростков учащихся 6-х классов (см.табл.7), акцент направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой. Анализируя данные, выявлено, что из 82 обследуемых у 52 подростков школьная тревожность соответствует возрастной норме. Повышенная тревожность у 22 человек, с высоким уровнем тревожности 8 человек. Из них у 24 общая тревожность, у 13 социальный стресс, у 10 – фрустрация в достижении успеха и страх самовыражения, у 13 выражен страх ситуации проверки знаний и страх несоответствия ожиданиям окружающих, у 7 человек низкая сопротивляемость стрессу, у 6 страхи и проблемы с учителем.
Таблица 8
Параметры школьной тревожности
Класс,
Итого
54
%







8 а
8 б
8 в



Норма
10
8
9
27
50

Повышенная
5
6
5
16
30

Высокая
3
2
6
11
20

Общая школьная тревожность
12
12
15
39
72

Социальный стресс
8
4
6
18
33

Фрустрация в достижении успеха
0
3
2
5
9

Страх самовыражения
3
3
6
12
22

Страх ситуации проверки знаний
1
2
1
4
7

Страх несоответствия ожиданиям окружающих
1
3
1
5
9

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
8
4
6
18
33

Страхи и проблемы в отношениях с учителем
4
5
5
14
26


Анализируя данные 8-х классов (см.табл.8), выявлено, что у 27 подростков школьная тревожность соответствует возрастной норме. Повышенная тревожность у 16человек, с высоким уровнем тревожности 11 человек. Из них у 39 общая тревожность, у 18 социальный стресс, у 5 – фрустрация в достижении успеха, у 12 - страх самовыражения, у 4 выражен страх ситуации проверки знаний, у 5 страх несоответствия ожиданиям окружающих, у 18 человек низкая сопротивляемость стрессу, у 14 страхи и проблемы с учителем.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.4
При сравнении уровня тревожности в 6-х и 8-х классах (см.рис.4) было выявлено, что у обучающихся 8-х классов больший процент обучающихся с повышенным и высоким уровнем тревожности, чем в 6-х классах.
На основании проведенного тестирования психологом СОШ № 5 были сделаны выводы и рекомендации для классных руководителей, учителей предметников и назначено время повторного диагностического обследования с подростками с повышенным уровнем тревожности.
Выводы: Очень важным показателем развития классного коллектива является сформированность физического потенциала личности учащихся, удовлетворенность учащихся процессом обучения в классе. Подростки в школе должны иметь  психолого-педагогическую поддержку, которая поможет в межличностных отношениях подростков. Выявленные трудности, испытываемые детьми в обучении, поведении и психическом самочувствии требуют оказания помощи. По окончании тестирования психолог дает рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам.


1.2. Формирующий эксперимент использования проектной деятельности как средства межличностных отношений у детей подросткового возраста
В своей практике работы мы  реализуем  проектную деятельность через урок и внеурочную деятельность. За это время апробирована методика создания учебных проектов различных типологий:
Исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Творческие проекты не имеют проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат.
Моя система  работы   основывается на ведущих положениях метода проектов:
на учете  особенностей  личности  обучающихся;
на связи идеи проекта с реальной жизнью;
на изменении основной схемы взаимодействия педагог + обучающийся = партнерское сотрудничество;
на значительном повышении уровня автономности обучающихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
на значительном повышении уровня внутренней мотивации обучающихся  к более качественному овладению знаниями.
Эффективность использования методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся отслеживается с помощью педагогических наблюдений, участия в различных конкурсах и проектах (см.табл.9):




Таблица 9

Название проекта
Уровень
Результат

Трансгенные растения и их влияние на качество продуктов питания
Научная конференция молодых исследователей Сургутского района
в рамках научно-социальной программы «Шаг в будущее»
2013 год
Диплом
2 степени

Трансгенные растения и их влияние на качество продуктов питания
Творческий конкурс для детей и взрослых "Талантоха-5"
2014 год
Диплом
1  степени

Создание собственного предприятия - Ресторан «Прага»

Творческий конкурс для детей и взрослых "Талантоха-11"
2015 год
Лауреат

Бонусные и дисконтные карты: за и против
Научная конференция молодых исследователей Сургутского района
в рамках научно-социальной программы «Шаг в будущее»
2015 год
Диплом
2  степени

Проект «Бонусные и дисконтные карты: за и против» (см. Приложение 5)
В процессе работы в объединении «Экономика и бизнес» все обучающиеся группы занимаются проектной деятельностью «Создание своего собственного предприятия». Данные работы в конечном итоге являются подведением итога обучения в объединении.
      Применение метода проектов в работе позволило сделать следующие выводы:
во-первых, нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность обучающихся для его достижения;
во-вторых, комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого обучающегося в посильное для него дело, с учетом возраста  и индивидуальных особенностей.
        Работа над проектом оказалась настолько интересной и полезной, что возникает желание и дальше использовать этот метод в работе. При планировании работы на учебный год совместно с ребятами мы определились, что в текущем году будем работать над реализацией следующего проекта: «Крем для рук и его ценовая политика».
Таким образом, введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика достижений обучающихся по проектной деятельности. Продуктивная творческая деятельность влияет на формирование и развитие творческих качеств личности.


1.3 Контрольный эксперимент по выявлению уровня межличностных отношений у детей подросткового возраста.
Контрольный эксперимент – повторное тестирование подростков.
Первый этап тестирования проходил с 5 по 10 сентября 2015 года. По итогам были даны рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам.
Классные руководители, владея информацией об особенностях учащихся, в настоящее время используют в работе правило «Не навреди!», уделяют достаточно внимания внеклассной работе по сплочению коллектива, особенно с изолированными учащимися.
Учителя-предметники уделяют особое внимание учащимся с повышенным уровнем тревожности.
Педагог-психолог провел повторное диагностическое обследование с учащимися 6-х и 8-х классов с 1по 5 ноября 2015 года.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей подросткового возраста 6-х и 8-х классов школы № 5. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперимента.
Таблица 12


Класс


Количество обследованных
Уровень самооценки




Заниженная

Адекватная

Завышенная

6 а
28
3
19
6

6 б
26
5
17
4

6 в
28
5
19
4

Итого
82
13
55
14

%

16
67
17


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.5
Таблица 13

Класс



Количество обследованных




Уровень самооценки





Заниженная


Адекватная


Завышенная

8 а
17
4
12
1

8 б
18
5
12
1

8 в
19
3
12
4

Итог
54
12
36
6

%

20
69
11


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.6
Результаты контрольного этапа методики «Социометрии» получились следующими: в 6 классах у 3-х испытуемых заниженная самооценка стала адекватной (см.табл.12), в 8 классах так же произошло изменение самооценки в лучшую сторону у 2-х обучающихся (см.табл.13).
Таблица 14

Мотив
6 а
6 б
6 в
Общий


Эмоциональный
1
2
3
6


Познавательный
6
8
5
19


Профессиональный
7
9
8
24


Коммуникативный
6
8
7
21


Внешний (наказание или поощрение)
7
8
8
23


Достижения
8
8
10
26


Саморазвитие
4
8
6
18


Позиция школьника
16
16
15
47


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.7
Результаты контрольного выявления уровня мотивации в 6-х классах показал (см.рис.7) увеличение в познавательном мотиве и саморазвитии, соответственно уменьшились внешний мотив и позиция школьников. Это хороший результат за 2 месяца.
Таблица 15

Мотив
8 а
8 б
8 в
Общий

1
Эмоциональный
2
3
1
6

2
Познавательный
6
4
5
15

3
Профессиональный
6
6
8
20

4
Коммуникативный
3
2
5
10

5
Внешний (наказание или поощрение)
3
2
1
6

6
Достижения
2
5
0
7

7
Саморазвития
7
6
5
18

8
Позиция школьника
1
3
4
8

Контрольный результат в 8-х классах также показал положительный результат изменения мотива.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.8
В 8-х классах (см.рис.8) увеличился познавательный мотив и саморазвитие.

Таблица 16
Класс
Кол-во
Обследо-
ванных
Социальный статус



«Лидер»
«Предпочи-
таемый»
«Узкий круг общения»
«Изолированный»

6 а
29
6
3
15
5

6 б
29
5
5
18
1

6 в
29
4
15
6
4

Итого
87
15
23
39
10

%
100
17
26
45
12


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.9
Повторное тестирование показало (см.рис.9), что изолированных подростков стало меньше, появился новый лидер в 6-х классах.

Таблица 17
Класс
Кол-во
Обследо
ванных
Социальный статус



Лидер
«Предпочитаемый»
«Узкий круг общения»
Изолированный


21
2
8
8
3


23
4
5
10
4


21
2
10
6
3

Итого
65
8
23
24
10

%
100
12
36
37
15


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.10
Предпочитаемых подростков стало больше, уменьшилось количество подростков предпочитающих узкий круг общения (см. рис.10).
Таким образом, анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что проектная деятельность действительно является средством развития межличностных отношений у подростков.












Выводы
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт подростку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения. Темы многих проектов, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении подростками определенных знаний.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения школьников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность. Только действуя самостоятельно, подростки учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей школьного возраста.
Использование метода проектов в работе со школьниками способствуют повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, подросток ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе подростков. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом школы.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.



Диаграмма 1Диаграмма 3Root Entry