Конспект занятия по социально-личностному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему Что такое доброта


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ИЗ ЦИКЛА «УРОКИ ДОБРОТЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, ТЕМА: «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
Автор занятия: Кузыева Елена Тургуновна, МДОУ МДОУ «Детский сад комбинированного вида №8» г. Сергиев Посад.
Программное содержание:
Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения.Учить детей конструктивным способам снятия напряжения.Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заботливое отношение к малышам.
Обогащение и активизация словаря:
Благотворительность: «благо» (добро), «творить» (делать) – делать добро.
Предварительная работа:
Чтение сказок, обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы по рассказам на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций.
Материалы и оборудование:
Наглядное пособие «Уроки доброты», картинки с изображением двух волшебников – доброго и злого, иллюстрации с изображением ситуаций, «волшебный мешочек», кусочки черной бумаги, цветная бумага для оригами, фломастеры, «волшебная» книга, аудиозаписи песен («Улыбка», «Если добрый ты», «Волшебники»), магнитная доска, «листы-модели» разрешения ситуаций.ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в группу под песню «Улыбка». Приветствуют гостей.
Чтение стихотворений:
Воспитатель:
Я люблю, когда при встречеМы знакомым и родным«С добрым утром»,«Добрый вечер»,«Доброй ночи говорим».
1 ребенок:
Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться:- Доброе утро!Доброе утро солнцу и птицам.Доброе утро улыбчивым лицам.И каждый становитсяДобрым, доверчивым.Доброе утро длиться до вечера.
2 ребенок:
- Добрый день! - тебе сказали.- Добрый день! - ответил ты.Как две ниточки связали –Теплоты и доброты.
3 ребенок:
Нам желают:- Доброго пути!Будет легче ехать и идти.Приведет, конечно, добрый путь.Тоже к доброму чему-нибудь.
4 ребенок:
- Здравствуйте! –Ты скажешь человеку.- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.И, наверно, не пойдет в аптекуИ здоровым будет много лет.
5 ребенок:
Отметить, что ли слово «пожалуйста»?Повторяем его поминутно.Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»Нам становится неуютно.
6 ребенок:
За что мы говорим «Спасибо»?За все, что делают за нас.И мы припомнить не смогли быКому сказали? Сколько раз?
7 ребенок:
Простите, я больше не буду нечаянно бить посудуИ взрослых перебивать, и что обещал забывать.Но если я все же забуду, простите, я больше не буду.
8 ребенок:
Будьте добры – это я говорю по секрету.Будьте добры – и не ждите за это конфету.Будьте добры – без игры и во время игры.Если сумеете, будьте скорее добры.
9 ребенок:
Эти слова всем известны давно,Видишь, они и просты, и новы.Но я еще повторю все равно:- Добрые люди, будьте здоровы!
На магнитной доске висят картинки с изображением волшебников (доброго и злого).
Воспитатель:
К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам, что волшебники бывают добрыми и злыми.
Дети рассматривают картинки и определяют кто из них добрый, а кто злой волшебник ( по выражению лица). Воспитатель обращает внимание детей на то, что порой трудно определить злого и доброго человека, так как внешний вид бывает обманчивым.
Воспитатель читает стихотворение про волшебников:
Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду, и правду говорю.Не жадничаю никогда, жалею я других.Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.Не пожалею никогда, нигде и никого.Люблю на свете я всегда себя лишь одного.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
А вы хотели бы еще пообщаться со злым волшебником? Давайте мы его прогоним. (Дети дуют, широко раздувая щеки, тем самым выгоняя злость и из себя).Воспитатель с детьми продолжает беседу о добрых и злых людях, какое у них бывает настроение (у доброго – настроение веселое, доброе, светлое; у злого – мрачное, сердитое, угрюмое).
Вопросы к детям:
- Кого называют добрым?- Кого называют злым?- Как ведут себя добрые люди? А как злые?- Какие слова они говорят?
Воспитатель с детьми вспоминают героев из народных сказок, мультфильмов, художественных фильмов. По окончании беседы воспитатель подводит детей к выводу:- Каким лучше быть: добрым или злым?
Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель: Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.
Наша Таня громко плачетУронила в речку мячик.Тише, Танечка, не плачь.Не утонет в речке мяч.
Воспитатель читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывает его:- Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.
Воспитатель:
Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»?(Предположения детей) «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» - «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».
Упражнение «Волшебный мешочек»
Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек волшебнику воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. И после, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от доброго волшебника. Физкультминутка под музыку «Если добрый ты» из мультфильма про кота Леопольда.Дети садятся за столы. Работа с раздаточным материалом. У детей карточки с моделями выхода из ситуации и фломастеры.
Детям предлагается ситуация:Товарищ нарочно толкнул вас в бок. Как вы поступите?- будете плакать, пожалуетесь взрослым, ответите тем же, никак не отреагируете, поговорите с обидчиком. Какой ответ выберете, обведете фломастером один лепесток.Воспитатель предлагает сделать доброе дело для малышей – игрушки, с тем, чтобы их порадовать.Дети выполняют работу оригами. Перед выполнением работы дети вспоминают пословицы о добре:
- Добрый человек добру учит.- Доброе слово лечит, а худое калечит.- Добро всегда побеждает зло.- Добро век не забудется- Жизнь дана на добрые дела.- Мир не без добрых людей.
В ходе работы воспитатель спрашивает детей:- Какие добрые дела могут совершить дети?- Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)Дети собирают свои поделки на поднос, с тем, чтобы потом отнести в младшую группу и подарить детям.Добрый волшебник дарит детям волшебную книгу.Нацелить детей на то, чтобы они не забывали делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным.О своих добрых поступках можно рассказать, поделиться в детском саду.Волшебная книга будет все записывать.
(Воспитатель читает стихотворение. Звучит песня «Волшебники»).Воспитатель:
Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.
Воспитатель обращает внимание на то, что все плохое, вся злость в волшебном мешочке превратилась в угощение.
«Дарите людям доброту»Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
Программное содержание:
1. Воспитывать у детей социально-коммуникативные качества.
2. Развивать умение рассуждать о социально-коммуникативных понятиях.
3. Развивать у детей эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений   с взрослыми и друг с другом, как основы поведения и успешной адаптации в школе.
4. Закреплять нормы поведения общепринятые в обществе.
5. Уметь оценивать поступки персонажей литературных произведений, свои и сверстников.
Словарная работа: комплименты.
Предварительная работа: чтение художественных произведений Осеевой В., А.Гайдара, Л.Толстого и других писателей;
Беседа об отзывчивости;
Панорама добрых дел.
Материал: костюмы для детей (индюка, кота и котят), материал для рисования, аудиозапись песни В. Шаинского «Улыбка».
 
Ход занятия.
Воспитатель.  
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро! -
- Доброе утро! -
Солнцу и птицам!
- Доброе утро! -
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
(Н.Красильников)
Воспитатель. Дети, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем говорить о доброте и вежливости.
Вопросы: - Что такое доброта?
- Какого человека называют добрым?
- Как ты считаешь, ты добрый?
- Кого ты считаешь добрым? Почему?
- Приведите пример из сказки или другого литературного произведения доброго героя, или его поступков.
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, ребята. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие, честное слово.
- А что такое вежливость?
- Какого человека называют вежливым?
- А как ты считаешь, ты вежливый?
- Кого ты считаешь вежливым? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Ребята, много славных дел ждет вас впереди, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети.
Дети исполняют песню из м/ф «Кот Леопольд»
Воспитатель. Дети, для того, чтобы стать вежливыми, надо пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово – ранит». Какие «волшебные» слова вы знаете? (Ответы детей)
Молодцы, много волшебных слов вы знаете.
Я начну стихи читать,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте!
Растет даже ледяная глыба
От слова теплого…
Дети: Спасибо.
Зазеленеет даже пень,
Когда услышит…
Дети: добрый день.
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…
Дети: спасибо.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы…
Дети: простите, пожалуйста.
Воспитатель. Назовите пословицы о доброте и вежливости.
Дети называют пословицы.
Воспитатель. Первые слова, которыми мы начинаем день, - это здравствуйте, доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день был у них светлым и радостным.
1 – ребенок:
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
2 – ребенок:
- Добрый день, тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
(А.Кондратьев)
Воспитатель. Какие это все-таки красивые слова: «Здравствуйте!», «Доброе утро!»,
«Доброй ночи!», «Добрый вечер!» Когда услышишь добрые слова, да еще сказанные от души, с улыбкой на лице. То сразу становится теплее. Надо чаще говорить друг другу теплых слов. А сейчас игра «Комплименты».
Проводится игра.
Воспитатель. Спасибо, мне было приятно слышать от вас теплые, добрые слова друг другу. А скажите, дети, что самое горькое?
Ответы детей.
Ребенок.
Что горче всего? –
У ребят я спросил.
Одни утверждают:
- Неспелый кизил…
- Микстура! –
Какой - нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут, наконец.
Но горче горчицы –
Поверьте мне снова –
Обидное, грубое слово.  
(Р.Талипов)
Воспитатель. Ну, а что же слаще всего?
Ребенок.
Что слаще всего? -
Я спросил у ребят.
- Всласть выспаться, -
Сони зевая, бубнят.
Сластены, зажмурясь, кричат:
 - Леденец! -
Кишмиш называют,
Халву, наконец.
Но слаще халвы
И всего остального
Сердечное, доброе слово.  
(Р.Талипов)
Воспитатель. Ласковое, доброе слово душу согревает. Предлагаю поиграть в игру «Ласковое слово».
Проводится игра.
Конспект занятия «Уроки доброты»
Цель: нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи, продолжать знакомить со стихами поэтов о добре и зле.
Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, поговорок о доброте
Материал к занятию: Цветик – семицветик, шкатулка, письмо, картинки с животными, рисунки с хорошими и плохими поступками
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. А из какой сказки этот цветок,  вы догадались?
Дети: ДА "Цветик – семицветик".
Стук в дверь, приносят тазик, а в нём вода, морковка, ведро и рядом лежат конверт и шкатулка.
Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! Кто это может быть?
Дети: снеговик.
Воспитатель: правильно, он растаял, но сделал доброе дело.
Открывает конверт и читает его
"Дорогие, ребята!
Я, Фея вежливости и доброты, хотела подарить вам волшебный цветок «Цветик-семицветик». Но злая колдунья Злость перехватила его, заколдовала и спрятала его лепестки в шкатулку. Расколдовать можно, если вы выполните семь заданий. После каждого правильно выполненного задания шкатулка -откроется и вы получите один лепесток и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.
1 задание:
Игра «Замени добрыми словами»
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Крикливый – молчаливый
Развязный – скромный
Трусливый - храбрый
2 задание:
Игра «Выбери хорошие поступки»
Здесь нам нужно выбрать хорошие поступки.
Выставляются сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков. Воспитатель с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ.
3 задание:
Игра «Ласковое слово»
Сыграем в игру "Ласковое слово". Воспитатель называет слова, например: "Солнце", дети ласково "Солнышко"
Птица – птичка
дерево – деревце
сказка – сказочка
рука – ручка
ребенок – ребёночек
ручей – ручеёк
кольцо – колечко
сердце - сердечко
стол – столик
кошка – кошечка
мама – мамочка
Молодцы, вам понравились ласковые слова.
Да, ласковое, доброе слово душу согревает.
4 задание:
Игра «Доскажи словечко»
Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду,…(помоги ему)
Решай споры словами, …(а не кулаками)
Где бы ни были , на прощание мы говорим …(до свидание)
Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".
5 задание:
«Расскажите стихи, поговорки, пословицы про волшебные слова»
Дети читают:
«Здравствуйте»
«Здравствуйте!» -
Ты скажешь человеку.
«Здравствуй», - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым, будем много лет!
«Доброго пути»
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь,
Тоже к доброму чему-нибудь.
«Пожалуйста»
Слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно.
Но, пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
«Будьте добрым»
Будьте добры-
Это я говорю по секрету.
Будьте добры-
И не ждите за это конфету.
6 задание:
Игра «Цветик-семицветик»
Нужно загадать желание для всех людей
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы все были здоровы, счастливы, весёлыми, добрыми…7 задание:
Дидактическое упражнение "помоги животным"
Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово "Доброта"
Заключительная часть
Подведение итога
Как вы думаете, какой теме было посвящено занятие?
Доброта – вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать 
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней, 
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Этот волшебный цветок останется в нашей группе и первой, желание загадаю я, а вы вместе со мной произносите волшебные слова (произносят). Я хочу, чтобы дети в нашем саду «Радуга» были самыми добрыми, самыми дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми!
Конспект занятия «Что такое доброта» для детей подготовительной группы
Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – ПетербургОписание: материал может быть интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования.

ЦЕЛЬ: Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь. ЗАДАЧИ:- Формировать дружеские взаимоотношения;- раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;- активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);- развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой деятельности;- формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, заучивание наизусть, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.На дом дано задание выполнить рисунок, аппликацию, поделку на тему: «Что такое доброта?»

ХОД ЗАНЯТИЯВоспитатель: Что такое доброта?Вымыть миску у кота,Напоить водой цветок(Он ужасно одинок),Починить сестре игрушку,Пропустить вперёд старушку,Грусть лечить любви словами,Помогать усталой маме,А девчонке незнакомой,Донести портфель до дома.От тепла и доброты,Распускаются цветы,Согревает всех она,Словно лучик из окна.(И. Полюшко)Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?Ответы. Воспитатель: А что такое доброта?Ответы.

Воспитатель: многие писатели, ученые много писали замечательных строк о доброте. Послушайте некоторые из них.

Воспитатель: Я вам хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно послушайте и выполните задание по стихотворению.Физпауза:Если хмуримся с утра,Нам поможет доброта.Ну – ка дети, соберитесь,И друг другу улыбнитесь. 

Воспитатель: Как хорошо, вы все улыбались. Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Для начала проведем такой урок в нашей группе.Ребенок: В группе в зимний день с утра,Проходил урок добра.Все старательно учились,И сегодня меж собой,Не конфетами делились,А делились добротой.Все обиды позабыли,Мир всей группой заключили.И решили – с этих пор,Никаких не будет ссор.Чтоб в себе не замыкаться,Будем вместе все держаться,Будем группой успевать,Все друг другу помогать.На уроке доброты,Было столько теплоты,Что от этой теплоты,Распустились все цветы!(Н. Анишина )Воспитатель: Что же такое добрые дела?Ответы.Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Добрые дела». Перечислите, какие добрые дела можете выполнить вы – дошкольники? Кто больше вспомнит и назовет таких дел, которые вы выполняли? По очереди дети называют дела и каждый ребенок загибает пальчик(считает свои выполненные дела)

Ответы: помочь няне накрыть стол, вытереть пыль на полках, полить цветы, убирать игрушки, помогать младшим(поиграть с ними, поделиться игрушкой), вести себя хорошо, починить книгу, заниматься хорошо и т. д.

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы люди стали добрее, чтобы доброта была повсюду? Как нужно начинать свой день?Ответы: с добрых слов и добрых дел.Воспитатель: А какие добрые и вежливые слова вы знаете?Ответы.

Воспитатель: Молодцы, слова вспомнили, но вы их и так говорите все на дню по сто раз. Я вас приглашаю выйти на коврик, встаем все в круг, поиграем в игру «Пословицы о доброте». Я передаю игрушку зайчика, и все по очереди называют пословицы и передают друг другу игрушку . 

Воспитатель: А давайте вспомним правила доброты?Ответы.

Воспитатель: Следующее задание у нас самое сложное, давайте немножко отвлечемся и гимнастикой займемся. Я иду, и ты идёшь – раз, два, три (шаг на месте)Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируем руками)Мы идём и поём – раз, два, три (идём по кругу в одну сторону)Очень дружно мы живём – раз, два, три (идём по кругу в другую сторону)Мы живём не тужим, и со всеми дружим (идём в круг, взявшись за руки и друг друга обнимаем)Воспитатель: Ребята, малыши попросили вас слепить из соленого теста им матрешек, чтобы они могли их разукрасить, а затем с ними поиграть. Сейчас вам предлагаю вылепить матрешек из соленого теста(которое я заранее приготовила), а после сна мы с вами отнесем матрешек нашим маленьким друзьям.Пока вы будете лепить матрешек, я вас попрошу починать стихи о добре и добрых делах. И также можно вечером рассказать эти стихи малышам.Ребенок: Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека… Ребенок: Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. Ребенок: Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались, Чтобы детям снились радостные сны. Чтобы утро добрым было, Чтобы мама не грустила, Чтобы в мире больше не было войны. Ребенок: — Добрый день! — тебе сказали, — Добрый день! — ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты.

Воспитатель: Какие замечательные получились матрешки, вы на славу потрудились, угощение заслужили. Давайте оставим наши матрешки, пусть они подсыхают, а мы пойдем на участок и там займемся добрыми делами, и воздухом подышим.

Воспитатель: Обратите внимание, в раздевалки у нас оформлена выставка ваших работ по теме – добро. Все молодцы, выполнили замечательные работы, и каждый внес частичку своей доброты в нашу группу.\
Конспект занятия «Добро в твоём сердце»
06 марта 2014
0(8288) Просмотры
Программное содержание: Дать детям понятие, что такое доброта. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям.Подготовка: аудиозаписи песен «Если добрый ты», «Дорога добра» музыка Шаинского, слова Танич М., фрагменты из мультфильмов.Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, поговорок о добре, рассматривание иллюстраций, плакатов с различными ситуациями.
Ход занятия
Организационный момент:«Раз, два, три, четыре, пять —Вместе мы пойдём гулятьРучки к солнцу потянулись,Мы друг другу улыбнулись.Быстро за руки возьмёмсяИ в кружочек соберёмсяЕсли хмуримся с утра,Нам поможет доброта.(дети выполняют движения согласно текста)
Звучит музыка: аудиозапись песни «Если добрый ты» из мультфильма «Про кота Леопольда».
Воспитатель: Ребята, а что такое доброта? Что значит быть добрым?(Ответы детей)
Воспитатель: Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе , настроение, любовь к своим близким, забота о них.Доброта нужна всем людям,Пусть побольше добрых будетГоворят не зря при встрече«Добрый день» и «Добрый вечер».И не зря ведь есть у насПожелание «В добрый час»Доброта — она на векиУкрашенье человека….
На экране фрагмент из мультфильма «Просто так».
Воспитатель: Дети, эта добрая история о том, что так легко быть счастливым самому и сделать счастливым другого – просто подарив ему подарок…
Воспитатель: Кому мальчик подарил подарок? (Ответы детей)А как вы думаете, почему он это сделал? (Ответы детей)Пословица: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».
На экране фрагмент из мультфильма по сказке «Гуси лебеди».(Девочка помогла печке, а печка её спрятала от лебедей)Пословица: «За добро, добром платят».
Воспитатель: Каких ещё сказочных героев вы знаете, которые совершали добрые поступки, приносили радость и добро окружающим.(Ответы детей)
Воспитатель: Дети, а вы умеете совершать добрые поступки?(Ответы детей)
Игровое упражнение: «Добрый поступок».(На доске солнышко, но оно без лучиков. На столе лучики с изображением хороших и плохих поступков. Детям предлагается выбрать лучик с добрым поступком и прикрепить его к солнышку , аргументируя свой выбор)
Воспитатель: Молодцы! Правильно оценили поступки. Я уверена, что вы будете совершать только добрые поступки, дарить добро друг другу и всем окружающим.Пословица: «Добрые дела – красят человека».
Воспитатель:«Добрым быть совсем, непростоНе зависит доброта от ростаНе зависит доброта от цветаДоброта не пряник, не конфетаДоброта от холода согреетНадо только добрым бытьИ в беде друг друга не забытьЕсли доброта, как солнце светитРадуются взрослые и дети».
Игра с мячом: «Ласковое слово».(Дети встают по кругу. Воспитатель бросает мяч, называет слово, а дети должны сказать это слово ласково)— Солнце – солнышко— Мама – мамочка— Кошка – кошечка— Ягода – ягодка— Птица – птичка…Воспитатель: Молодцы! Ласковое, доброе слово душу согревает.
Итог: — Кого называют добрым?— Как ведут себя добрые люди?(Ответы детей)
Воспитатель: Добрым мы называем человека, который несёт людям добро, помощь. Добро всегда должно быть бескорыстно.– Ребята за ваши добрые слова и дела я хочу сделать вам подарок.(Каждому ребёнку сердечко)
Звучит музыка Шаинского, слова Танича М. «Дорога добра»
Литература: 1. «Азбука общения» 2002 г.2. «Развитие эмоционального мира детей» 1996 г.3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » воспитатель года » конспекты НОД
ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА.
Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
Задачи: Формировать потребность в совершении добрых дел.
              Помочь правильно различать добро и зло.
              Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить,
              рассуждать,    делать выводы.
              Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и
              дружбы.  
Оборудование: Набор карточек «Что такое хорошо и что такое плохо?», мяч; листочки жёлтой бумаги, простые карандаши,  клей, ножницы на каждого ребёнка; круг из картона жёлтого цвета.
Проведение НОД.
 1.Организационный момент.  
Звучит аудиозапись песни «Что такое доброта?» в исполнении группы Барбарики. Воспитатель предлагает внимательно послушать слова этой песни, о чём в ней поётся. Дети могут немного потанцевать под эту музыку.
 После прослушивания воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки:
 Раз, два, три, четыре, пять
    Будем вместе мы играть,
    Крепко за руки возьмёмся
    И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Давайте все улыбнёмся и  подарим тепло и улыбку друг другу.
Вы прослушали весёлую песню. Скажите, о чём она? (ответы детей)
- Правильно, она о доброте, о дружбе, о любви. А что же такое доброта? Что значит быть добрым? (ответы детей).
- Да, вы правы. Доброта – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей, животных, птиц, природы. Это умение пожалеть, посочувствовать, если кому-то плохо, грустно, помочь своим близким, друзьям.
Доброта – это добрые, ласковые, вежливые слова, которые мы говорим друг другу.
Воспитатель читает стихотворение Н. Красильникова.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Какие ещё добрые слова вы знаете? Давайте проверим и поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну, а вы закончите:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого? …(Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит?...(Добрый день)
Если тебя ругают за шалости, надо сказать?...(простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду?...(помоги ему)
Решай споры словами, а не? ( кулаками)
Где б мы ни были, на прощание говорим всем?...(до свидания)
- Молодцы, вы знаете много добрых слов. А ещё добро можно почувствовать. Как вы думаете, как это можно сделать? (предположения детей).
- Мы говорим: «добрый человек» - значит какой?
Внимательный, отзывчивый, любящий, заботливый, щедрый, ласковый.
А если мы говорим не добрый, значит какой?
Злой, жадный, равнодушный.
- Давайте попробуем почувствовать добро, поиграем в игру «Грустный заяц».  Один из вас сядет в середину круга – это «грустный заяц». Вы по очереди будете подходить к водящему, гладить его по спине и называть ласково по имени и говорить ласковые слова.
После игры дети делятся впечатлениями, говорят, что они чувствовали, было ли им приятно слушать ласковые слова.
- Молодцы, ребята, вы умеете говорить ласковые слова и можете сочувствовать и поддержать друг друга в трудную минуту.
Воспитатель: А как вы думаете доброту можно потрогать? Можно ли её попробовать на вкус? А можно ли её увидеть?
- доброта проявляется в наших с вами поступках, в действиях, чувствах. А вы совершаете добрые поступки?
Упражнение «Добрые дела» . Дети передают мяч по кругу и каждый у кого окажется мяч рассказывает о своих добрых делах. Сначала рассказывает один ребёнок, передаёт мяч рядом стоящему, и он рассказывает о себе, и так, пока мяч не обойдёт круг. (Например: я помогаю маме мыть посуду; я играю с младшим братом; я делюсь игрушками и т.д.)
Воспитатель: - А для чего нужны добрые поступки? (ответы детей)
- Совершенно верно. Чтобы помочь другим, сделать приятное своим близким, друзьям, чтобы крепче стала дружба, и появились новые друзья.
Беседа-обсуждение: «Добрые и злые поступки».
Воспитатель раскладывает на доске карточки из набора «Что такое хорошо и что такое плохо». Предлагает детям рассмотреть, что на них изображено и рассказать кто совершает добрые поступки, а кто злые. Дети по очереди выходят, берут одну карточку и высказывают своё мнение, другие дети могут помогать.
Воспитатель: - Я рада, что вы умеете различать добрые и злые поступки. И я надеюсь, что вы всегда будете делать только добрые дела.
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться,
И в сердце собирать своём,
Тогда не будет злобы в нём. (А. Лопатина)
- Если делать людям добро, то человек сам становится добрым. Добро всегда побеждает зло. Доброта – это солнце. Солнце нас согревает, и мы с помощью доброты дарим своё тепло. В каждом из нас есть маленькое солнце – это солнце – доброта.
- Давайте мы с вами сделаем символ доброты – солнышко. Каждый из вас даст частичку своего тепла – лучик солнца, мы соберём все лучики вместе, и у нас получится солнышко. А лучики мы будем делать из своих ладошек. Каждый вырежет из бумаги свою ладошку из бумаги, и мы их наклеим на общий круг, чтобы получилось солнце.
Дети вырезают ладошки-лучики
 наклеивают по кругу.
В кругу приклеивают глаза и улыбку.
 – Получилось весёлое доброе солнышко, которое будет висеть в групповой комнате как символ доброты и согревать своим теплом.
Дарите всем по солнышку,
Частичку света, доброты.
Слова любви и нежности
Дарите людям как цветы!
Обратная связь. Что вам понравилось на занятии. Расскажите о своих впечатлениях. Улыбнитесь друг другу.

$IMAGE2$


            
Совместная социально-коммуникативная
и речевая деятельность
в старшей группе
«Урок доброты и вежливости»
подготовила воспитатель
Фролова Ирина Юрьевна
станица Ленинградская
2014 год
Интегрированные области:познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая, речевая.
Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: активизировать использование в речи вежливых слов (приветствия, расставания, прощения, благодарности, воспитание вежливости и нравственных качеств дошкольников.Задачи:
Образовательные: активизировать использование в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни, уточнить понятия «вежливый человек», «добрый человек», «воспитанный человек».
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: спасибо, добрый день, доброе утро, до встречи, будьте добры и т. д
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими.
Предварительная работа:
1. Изготовление красочного конверта с письмом от Феи доброты.
2. Оформить слова вежливости и разместить в игровых уголках.
3. Подготовить инсценировку стихотворения «Вежливая лошадь».
4. Разучить с детьми игру «Солнышко».
5. Подготовить декорации для сюжета «Страна добра».
6. Приготовить воздушный шарик.
7. Выучить стихи о вежливых словах.
Материал: солнышко с лучиками, маска лошади, пиктограммы, флешка с записью музыки песенки «Компания», «Дорогою добра», ноутбук, мультфильм «Ценная бандероль».Ожидаемый результат: использование детьми в речи вежливых слов, вежливое общение друг с другом и другими людьми.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Игра «Солнышко»
Воспитатель: На ком остановится «солнышко», тот дарит свою улыбку всем.
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит,
Добрый, дружеский привет!
Песня «Доброта»
музыка Игоря Лученка, слова С. ТулуповойВоспитатель:  Ребята, о чём эта песня? (ответы детей)
Воспитатель: А кто может быть другом?
Дети: Дети, родители, животные.
Воспитатель:  Как вы думаете, что значит дружить?
(рассуждения детей)
Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова?
Дети: Это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу.
В групповую комнату влетает воздушный шарик с конвертиком.
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы узнать от кого это письмо?
Дети: Да, хотелось!
Воспитатель читает письмо. Узнают, что Фея добра приглашает ребят к себе в Страну добра.
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие и побывать в Стране добра, вежливых слов и хороших поступков?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда садитесь в вагончики и поехали!
(дети под музыку «Дорога добра» отправляются на импровизированном поезде)
(На мольберте появляется желтый круг - солнышко без лучиков).
Воспитатель: Вот мы и попали в  Страну добра, вежливых слов и хороших поступков! Ребята, посмотрите, что это такое на небе?
Дети: Это солнышко.
Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?
Дети: Солнышку не хватает лучиков.
Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.
Дети:
Вот проснулись утром зайки,
Чистят зубы на лужайке,
Увидали двух котят:
"С добрым утром"- говорят         (появляется первый лучик)
Мишка тихо просит пчёлку:
"Убери свою иголку,
Дай, пожалуйста, мне мёду.
Но чуть-чуть, не всю колоду!"        (появляется второй лучик)
"Простите, пожалуйста,-
Просит котёнок,-
Я сегодня измазался,
Как поросёнок.             (появляется третий лучик)
Мишка в гости к нам пришёл,
Вытер лапы, в дом зашёл,
Громко "здравствуйте" сказал,
Всем здоровья пожелал.       (появляется четвёртый лучик)
Ел я кашу, пил компот,
Стал огромным мой живот.
Говорю я поварам:
"За обед спасибо вам!"        (появляется пятый лучик)
Тихий вечер наступает.
Надо лечь в кровать и спать
Не забыл зайчишка умный
"Доброй ночи" всем сказать    (появляется шестой лучик)
Воспитатель:Слова чудеснейшие эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться вам спешат.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияло наше солнышко от добрых, вежливых слов! Вы молодцы, что знаете много вежливых слов! А  сейчас  мы  с вами  поиграем  в  игру «Угадай, какое  настроение».
Воспитатель дает детям пиктограммы:  радость, грусть, обида, злость, удивление, страх, печаль, равнодушие и предлагает поднять соответствующую пиктограмму после заданного вопроса.
Воспитатель:
С  каким  настроением  ты….
- встречаешь  маму?
- идешь   по  парку?
- гладишь  кошку?
- упал  в  лужу?
- идешь  к  зубному  врачу?
- смотришь  на  свое  испачканное  платье?
- читаешь  книжку?
- танцуешь   на  празднике?
- мажешь  зеленкой   разбитую коленку?
Воспитатель:  А вы любить танцевать? Да.
Воспитатель:  Когда люди танцуют, какое у них настроение?
Дети: Радостное, весёлое, игривое.
Воспитатель: Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.
Физкультминутка «Добрый день!»
Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!
Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!
Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!
И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!
Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!
С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!
Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!
Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!
Воспитатель: Ребята, нравится вам в этой замечательной стране?
Дети: Да, нравится!
Воспитатель: Посмотрите,  перед нами две полянки: одна - с цветочками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому раздам картинку, вы посмотрите, и подумайте, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку с цветочком, а плохие - на тучку. Договорились?
Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»
(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Дети: На картинке мальчик дразнит девочку.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.
Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент?
Дети: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.
Воспитатель: А на этой картинке что изображено?
Дети: На этой картинке мальчик уступает место дедушке.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.
Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?
Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.
Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Предлагаю вам присесть на стульчики и просмотреть мультфильм «Ценная бандероль»(отрывок).
Воспитатель: А вам понравился мультфильм? Кто был в нём добрым? Невоспитанным? Что бы вам хотелось посоветовать сороке? А продолжим мы смотреть мультфильм в свободное время. Договорились?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе?
Дети:Да.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним и назовём эти пословицы.
(Дети называют пословицы о вежливости, доброте, дружбе).
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не бросай друга в беде.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.Ласковое слово — что весенний день.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
Добрые слова – дороже богатства.
Старый друг лучше новых двух.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Доброе слово и кошке приятно.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Воспитатель: Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?
Дети: Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться.
Воспитатель: А какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?
Дети: Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.
Воспитатель: А вы любите играть со своими друзьями?
Дети:Да, любим.
Воспитатель: Вот и мы сейчас поиграем. Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек.
Слова коротенькие эти 
Повсюду слышатся с утра. 
Они живут на белом свете, 
Запомнить их давно пора. 
Игра-разминка«Потерялось словечко»
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»).
Инсценирование стихотворения «Вежливая лошадь»
(Воспитатель читает, ребёнок – инсценирует).
Очень вежливая лошадь
Шла, кивая головой,
Поздоровалась со всеми,
Поздоровалась со мной,
Угостил ее печеньем,
Постояли мы чуть-чуть,
И вздохнула грустно лошадь –
Мол, пора и дальше в путь.
На прощание кивнула –
И понятно все без слов.
Эта лошадь мне сказала:
«До свидания! Будь здоров!».
Воспитатель:  Дорогие  ребята,  вы  скоро  подрастете  и  пойдете в школу, но в вашей памяти надолго останутся друзья из детского сада, игрушки,  вы  будете помнить воспитателей, которые вас воспитывали, учили правилам,  по которым нужно жить. Чтобы  вы  их  лучше  запомнили,  давайте  повесим  чудесные листья с правилами на дерево и вместе прочитаем вслух.
Воспитатель вместе с детьми развешивает листья.
 ПРАВИЛА
- Будь щедрым!
- Будь бережливым!
- Будь трудолюбивым!
- Будь аккуратным!
- Люби животных и растения!
- Будь любознательным наблюдательным!
- Помогай маленьким и слабым!
- Уважай взрослых!
- Не обижай людей!
- Будь вежливым и гостеприимным!
- Будь смелым!
- Будь честным!
- Слушай старших!
Воспитатель: Нам пришло время возвращаться в садик. Садитесь в вагончики. Поехали!
Звучит музыка «Дорогою добра».
Итог:Сегодня мы говорили о вежливости, добре, добрых делах. Какой вывод вы сделали из сегодняшней встречи для себя?
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: Быть добрым, воспитанным, вежливым человеком – это не значит все прощать. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие. До следующей встречи!  
Песня «Компания»
Дети приглашают гостей и вместе по кругу исполняют песню с движениями
Дети рассказывают:
Добрым быть совсем непростоНе зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цветаДоброта не пряник, не конфета.Доброта с годами не стареетИ от холода согреетНадо только добрым бытьИ в беде друг друга не забытьЕсли доброта, как солнце светитРадуются взрослые и дети.
Воспитатель:
Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.
Дети рассказывают:
Я слабым помогать готовПопавшим вдруг в беду.Всегда приветлив и здоровИ правду говорю.Не жадничаю никогдаЖалею я других,Ошибки всем прощу всегда,Забуду я о них.С улыбкой я всегда дружуВсегда гостям я рад.Я дружбой верной дорожу,Люблю я всех ребят.
Воспитатель: