Дидактическая игра Самый меткий стрелок


Рябцева Ирина Михайловна, учитель математики, физики, астрономии, информатики высшей категории ГУО «Запольская детский сад – средняя школа Витебского района»
Дидактические игры как средство формирования вычислительных навыков учащихся.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с имеющимися элементами соревнования, непосредственности, естественного интереса.
Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного детского развития».
Вполне естественно, что именно в игре следует искать скрытые возможности для успешного усвоения учащимися математических идей, понятий, формирование необходимых умений и навыков. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, максимально развивая их способности. Игра воспитывает чувство ответственности, коллективизма. Дидактические игры на уроках математики можно использовать для ознакомления детей с новым материалом и для его закрепления, для повторения ранее приобретенных представлений и понятий, для полного и глубокого их осмысленного усвоения, формирования вычислительных, графических умений и навыков, развития основных приемов мышления, расширения кругозора. Систематическое использование игр повышает эффективность обучения.
Подбирая игры, продумывая игровую ситуацию, необходимо обязательно сочетать два элемента - познавательный и игровой. Создавая игровую ситуацию в соответствии с содержанием программы, учитель должен четко спланировать деятельность учащихся, направлять ее на достижение поставленной цели.
Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку дидактической игры «Самый меткий стрелок».
Дидактическая игра «Самый меткий стрелок»
Дидактическая цель: закрепить навыки рациональных приемов вычисления, совершенствовать навыки вычисления примеров на все действия.
Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, навыки самостоятельной работы.
Каждому обучающемуся выдается 2 карточки: на одной начерчена «мишень», на другой написаны примеры для решения в порядке возрастания их сложности. Обучающимся предлагается решить примеры и записать ответы в «мишени». После выполнения заданий, учащиеся вместе с учителем выполняют проверку. Правильный ответ обводят красным карандашом. После подсчитывают количество заработанных баллов и выставляют себе оценку.
Далее учащиеся вывешивают свои «мишени» на доску и определяют «самого меткого стрелка»
Вывод: игра позволяет учителю позаботиться о том, чтобы на уроке математики каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности; играя в «Самого меткого стрелка» учащиеся совершенствуют умения и навыки в вычислительной деятельности.
Пример игры. Тема: Умножение и деление десятичных дробей.
left23368000
1). 1.2·13:6
2). 0.21·0.04:3
3). 4·0.25:84). 9.3·6.4:0.8
5). 8.62·3.2:0.04
6). 0.81·1.94:0.21
7). 0.478·10.25:0.005
8). 0.08764·4.28:0.0214
9) 0.92718:3.03·5.785
10) 194.2703:9.67·6.75