КЛАССНЫЙ ЧАС ЕСЛИ БУДЕМ ДРУЖНО ЖИТЬ


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильковская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Классный час

Классный руководитель
Пилипенко Ю.А.
Задачи: познакомить обучающихся с культурой общения обучающихся младшего школьного возраста, внушить необходимость уважительного отношения к окружающим.
Предварительная работа: изготовить маски зверей, разучить сценки по ролям.
Ход мероприятия
Ведущий. Сегодня разговор пойдет о вежливых и добрых поступках, ведь не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, соседи и даже вовсе незнакомые люди относились к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. У замечательного русского писателя Льва Толстого есть басня «Белка и Волк». Сейчас ваши товарищи разыграют небольшую сценку по этой басне.
Сценка
Автор. Белка прыгала с ветки на ветку и упала на спящего Волка. Волк вскочил и схватил Белку. Волк. Попалась Белка, я теперь тебя съем. Белка. Отпусти меня, Волк! Волк. Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?
Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка. Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. (Волк отпускает Белку и Белка уходит на дерево.) Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что
мы добры и никому зла не делаем. Ведущий. Да, ребята, весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. У него есть
верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. И чтобы нам также было весело, давайте поиграем в игру.
Игра «Пожалуйста»
1-й вариант: все участники игры вместе с учителем становятся в круг. Учитель выполняет различные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны повторять их, но лишь в том случае, если учитель, показывая движения, добавляет слово «пожалуйста». Кто ошибается — выбывает из игры. 2-й вариант: игра идет так же, как и в первом варианте, но допустивший ошибку выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание (например, называет одно вежливое слово, произносит вежливое обращение, в крайнем случае, допустивший ошибку должен улыбнуться.)
Ведущий. Поиграли мы замечательно, и самое волшебное слово вы хорошенько теперь запомнили. А теперь попробуем все вместе составить «Словарь вежливых слов: — Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо. — Зазеленеет старый пень, когда услышит ... добрый день. — Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, ... здравствуйте. — Если больше есть не в силах, скажем маме мы, спасибо. — Когда нас бранят за шалости, говорим мы, ... прости, пожалуйста. — И в России, и в Дании на прощанье скажут ... до свидания. Нужно знать как дважды два Все волшебные слова, В день, пожалуй, раз до ста Говорю ... пожалуйста. — Медведя лет пяти—шести Учили, как себя вести: Нельзя грубить и чванитъся Знакомым надо ... кланяться. — Папа разбил драгоценную вазу, Бабушка с мамой расстроились сразу,
Но папа нашелся, взглянув им в глаза,
И тихо и робко вот что сказал: Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно ... простите меня ... извините. — Прослывешь ты воспитанным, если говоришь всем большое ... спасибо. — Если вы друзей уважаете, при встрече спросите, как … поживаете? — Не забудьте, что на прощанье говорить всем нужно до свидания.Ведущий. Да, очень важно знать и произносить все вежливые и потому волшебные слова, но не менее важны и наши поступки. Очень важно для воспитанного человека не создавать неудобства, не беспокоить окружающих. Однажды в кинотеатре во время сеанса двое друзей — Вова и Юра — громко разговаривали. Сидящий впереди человек обращается к ним: — Извините, но я ничего не слышу! — А почему, собственно говоря, вы должны слышать, о чем мы говорим? — изумляется Вова. Вы, конечно, поняли, ребята, что это шутка. Но вы должны помнить, что, громко разговаривая в общественном месте, вы можете мешать окружающим людям. Послушайте в связи с этим стихотворение «Пожалуйста, потише!» В какое бы общественное место Судьба сегодня вас не привела — Учтите, никому не интересно, Все знать про ваши личные дела. Про то, что к вам приехал дядя Коля, Что кошка утащила пять котлет, Что вы немножко пошалили в школе, А маму вызывает педсовет. Пожалуйста, потише! Пожалуйста, потише! Совсем необязательно кричать, Ведь вас и так услышат, Ведь вас и так услышат — Попробуйте все тихо рассказать. О том, что вы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А, между прочим, дождика все нет. Пожалуйста, потише! Пожалуйста, потише! Совсем необязательно кричать. Ведь вас и так услышат, Ведь вас и так услышат. Попробуйте все тихо рассказать.
Про то, что к вам приехал дядя Коля, Что кошка утащила пять котлет, Что вы немножко пошалили в школе, А маму вызывает педсовет. Пожалуйста, потише! Пожалуйста ,потише! Спокойно говори, а не кричи. Пожалуйста ,потише! Пожалуйста, потише! Тсс!.. Тсс!.. Чччч!.. В музее, кинотеатре и в трамвае О том, о сем друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что, как в лесу дремучем, мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А, между прочим, дождика все нет. Пожалуйста, потише! Пожалуйста, потише! Спокойно говори, а не кричи. Пожалуйста, потише! Пожалуйста, потише! Тсс!.. Тсс!.. Чччч!.. (Песенка из радиопередачи « Веселые уроки радионяни».) Ведущий. Скажите, ребята, а когда не следует громко разговаривать? (Ответы: в транспорте, в больнице, на улице, в гостях, на переменках и т.д.)
Подумайте, ребята, а когда совсем нельзя разговаривать? (Ответы: в театре во время спектакля, в кинотеатре во время сеанса.) Да, в театре во время представления или в кинотеатре во время просмотра кинофильма разговаривать не следует. Можно что- то тихо спросить только в крайнем случае. Наверное, вам кажется, что быть воспитанным очень трудно, но это не так. Быть воспитанным - это значит, прежде всего думать о других, а не только о себе.
(В заключение урока ученики выразительно читают стихотворение «Обычные поступки В. Герасимовой.)
Сценка «Обычные поступки»
С к а з о ч н и к. Рано-рано поутру, В дремлющем еще бору
Растрещались две сороки, Скачут, словно скоморохи. Свои перышки хвалили —
Всю дубраву разбудили. Тут к ним дятел подлетел, На них строго поглядел. Дятел. Что трещите здесь, сороки?
Вы же птицы-белобоки!
Красота — то красотой,
Но важней сейчас покой. Сказочник. Заквакали лягушки, Усевшись у пруда. Лягушки (хором, здесь и далее лягушки говорят хором).
Не стыдно вам, сороки, будить нас всех с утра? Сказочник (в сторону). Что кричали громко сами, Те квакушки и не знали. Не спала зайчиха ночь — заболел сынишка. Доктор-дятел ей помог — вылечил мальчишку. Задремала лишь к утру ласковая мама. Разбудили вы ее очень, очень рано! Разбудили мишку! Лягушки. Спал он долго слишком! Сказочник. Он пришел домой с дороги,
Утомились сильно ноги. Лягушки. Хватит мишке долго спать,
Уж пора ему вставать! Сказочник. Заревел медведь со сна. Медведь. Умываться мне пора! Сказочник. Но на зорьке у пруда Расплескались три бобра, Умывались чисто-чисто. Медведь. Но теперь к пруду Я не подойду.
( Бобры поливают друг друга из ковшика водой, плескаются и всячески разливают воду.) Ск азочник. Два ежонка-малышонка Раскидали одежонку, От норки до елки рассыпаны иголки. Покажите, елки, где наши иголки?
(Ребята, играющие ежат, при этих словах раскидывают свои вещи-куртки, шапки, обувь и т.д. При последних словах сказочника они с изумлением пожимают плечами. Мышата сидят за столом и отнимают другу друга ложки, опрокидывают тарелки.) Сказочник. Два мышонка за столом Ели кашку с молоком, Аккуратно кушали, Маму с папой слушали. Только каша с молоком Оказалась под столом. (Белочки прыгают и раскидывают шишки.) Сказочник. Белочки-подружки весело играли, С елочки на елочку прыгали, скакали,
Шишки и орешки ловко разгрызали,
Но свои огрызки всюду разбросали. (Волчата отнимают друг у друга рыбу, а потом, надув щеки, расходятся в разные стороны.) Сказочник. Два волчонка на рыбалке
Помогали серой галке Рыбку в озере ловить, А потом ее делить. Арифметику не знали, Как делить, не понимали, Подрались и покусались, Помириться не пытались. (Выходит солнышко, качает головой и грозит пальчиком.)
Сказочник. Покачало солнышко головой своей, Погрозило пальчиком на таких зверей.
Солнышко. Утром встретимся опять —
все ошибки исправлять. (Дети, изображающие зверят, усаживаются и как бы засыпают.) Сказочник. Солнце небо осветило, Лес, поля позолотило —
Утро новое настало И плохих зверей не стало. 1-я с ор о к а. Чем нам хвастаться, сороки?
Мы же просто белобоки! 2-я сорока. Есть же птицы красивей
И, наверное, умней? (Лягушки закрывают ладошками рты.)
Сказочник. И квакушкам стыдно стало,
Что кричали , где попало. (Бобрята берут тазики и аккуратно умываются над ними.) Сказочник. Поняли бобрята тоже, Что все пачкать им негоже.
Аккуратней надо быть,
Грязь не надо разводить. (Ежата убирают свои разбросанные вещи и аккуратно их складывают.) Сказочник. И колючие иголки улыбаются нам с ёлки.
Все иголки у ежат, как на елочке лежат. (Мышата смирно сидят за столом и тихо кушают.) Сказочник. И мышата не шалили, Кашку съели, не разлили. (Белочки подбирают разбросанные шишки.) Сказочник. Белочки-подружки встали поутру,
И мусор подобрали они в своем бору (Волчата держатся за руки, у каждого по рыбке, а третью рыбку они дарят сказочнику.) Сказочник. Поняли волчата вскоре, Что кусаться — это горе. Если будем дружно жить —
Не придется нам тужить. Ведущий. Вот такими замечательными и важными словами мы заканчиваем наш веселый урок.