Дистанционные образовательные технологии- основа успешного обучения


Дистанционные образовательные технологии – основа успешного обучения
Учитель биологии
МАОУ СОШ №8
Изотова Ольга Владимировна
В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается доступ человека к мировым ресурсам информации и базам данных и возможность непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционное образование, которое является одним из наиболее активно развивающихся направлений.
В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования [1].
Дистанционное образование – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:
взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;
сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line и off-line технологии);
ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.
Понятие «дистанционное образование» отличается от обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от обучающего, но прежде всего, способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты. При этом роль обучающего не сводится к простой трансляции информации. Он стимулирует и поддерживает устойчивую позитивную мотивацию обучающегося за счет следующих факторов:
адекватной и удобной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося;
постоянно поддерживаемой обратной связи как реакции на результаты деятельности обучающегося, оценки его деятельности;
организации возможностей общения и взаимодействия, обучающихся в процессе совместной творческой деятельности (реализации дистанционных проектов).
Дистанционное образование позволяет решать следующие воспитательные задачи:
формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности;
формирование ответственности за результаты собственного труда;
формирование коммуникативных навыков, умения продуктивно взаимодействовать с людьми;
помощь в самоопределении личности, в формировании стойких интересов к учению, познавательной активности, расширение кругозора;
создание возможностей для успешной социальной адаптации.
Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание.
При дистанционном обучении учитель и ученик пространственно разделены друг от друга, но при этом они могут взаимодействовать с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, используя электронную почту и Интернет.
Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома или в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Причем делать это можно в любое удобное для ученика время [2].
Дистанционное обучение сегодня актуально и для учителя и для учащихся. Для учителя – это основной, современный и доступный способ совершенствования профессионального мастерства, позволяющий повышать свою квалификацию без отрыва от образовательного процесса.
В дистанционной образовательной среде все одновременно являются потенциальными учителями и учениками. Среда позволяет перейти учителю на новую ступень взаимодействия с учеником. Сохранив весь свой прошлый опыт, учитель становится для них «мудрым источником знаний», то есть тем, кто не просто дает своим ученикам определенный объем знаний, но и направляет их на самостоятельный путь поиска информации. Это помогает быть открытым для возможного участия других людей в учебных ситуациях, дает возможность всем участникам делиться идеями, слушать других, задавать вопросы и организовывать общение[3].
На протяжении нескольких лет посредством использования дистанционных образовательных технологий осуществляю подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации, организую индивидуальную работу с учащимися, осуществляю индивидуальное обучение детей-инвалидов посредством использования ресурса Цент образования «Технологии обучения» (http://iclass.home-edu.ru).
В целях совершенствования опыта использования системы управления обучением Moodle и применения ее в организации процесса обучения прошла курсы повышения квалификации «Moodle для перевернутого обучения».
Изучение данной системы позволяет самостоятельно создавать учебные курсы и эффективно использовать их в педагогической практике.
Список использованных литературных источников:
1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. – Ростов на Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.
2. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения.-М.: «Знание», 2000. – 276 с.
3. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Издательство. ТТИЮФУ, 2008.-146с.