План конспект урока по литературному чтению. Тема Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш, ш.


План – конспект открытого урока
по литературному чтению
в 1 классе.
Тема: «Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. Сочетание ши.»

Составитель:
Шеремет Наталья Дорофеевнаучитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 37» г. Симферополь
Республика Крым
Планируемые результаты
Предметные: читают слова с изученной буквой, отвечают на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?», «Какая буква пишется в сочетании ше?». Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать и классифицировать изученные буквы.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя, строят логические рассуждения, проводят аналогии, используют обобщенные способы действий, владеют монологической и диалогической формами речи, оценивают свои достижения.
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Оборудование: фишки для звукового анализа слов, электронное приложение к учебнику, изображение на доске солнышка и тучки, жёлтые полоски бумаги, изображающие лучи солнца с записанными заданиями, круги красного, зелёного и жёлтого цветов для оценивания своей работы ( Методика «Светофор»).
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.

Ребята, к нам заглянуло солнышко, но оно невесёлое. Тучка украла у Солнышка все лучики. Она сказала, что если ребята выполнят все её задания, тогда тучка вернёт Солнышку лучики.
Актуализация опорных знаний.
Прочитайте имя первого лучика. ( Хорошо читающий ребёнок читает название лучика «Называй ка».На доске записаны группы букв:
1) н, м, л, р;
2) б - п; г - к, д - т, з – с;
3) ч, ш.
- Прочитайте первую группу букв. Подумайте, что объединяет эти буквы?
( Эти буквы обозначают звонкие согласные звуки.)
- Прочитайте вторую группу букв. Подумайте, что объединяет эти буквы?
(Эти буквы обозначают парные согласные звуки.)
- Прочитайте третью группу букв. Подумайте, что объединяет эти буквы?
( Эти буквы обозначают глухие согласные звуки.)
- В какой части ленты букв расположены все эти буквы?
( В синей части, т, к. Они все согласные.)
Самоопределение к деятельности.
( Работа с электронным приложением к учебнику. На экране рисунки с изображением предметов.)- Назовите предметы, изображённое на рисунках. (Шар, карандаш, шарф, подушка, шапка, ватрушка.)
- Что общего в этих словах? Какой общий звук есть в этих словах?)( Во всех словах есть звук ш.)
- Сегодня мы будем работать в Азбуке, на страницах 18 – 21. Рассмотрите эти страницы. Прочитайте предложения на доске и подумайте, какими словами можно их дополнить. Если вы правильно вставите слова, то определите, чем мы будем заниматься на уроке, что бы выполнить задания тучки.
( На доске запись: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О […], О БУКВЕ … . … ПРАВИЛО КАК … ШИ.)
( Закрепить знания о [ш]. Выучить правило, как пишется ШИ.)Работа по теме урока.
1.- Тучке понравилось, как вы справились с первым заданием , и она отдаст Солнышку следующий лучик «Вспоминай ка», если вы выполните задание.
- Вспомните, что вы знаете о букве ш.
( Буква ш обозначает согласный глухой , только твёрдый звук.
- С какими буквами не «дружит» буква ш?
( С буквами я и ы.)
2. Работа с учебником. ( стр.18 – 19).
Дифференцированные тренировочные упражнения в чтении.
Сильные ученики. Слабые ученики.
Самостоятельное чтение стихотворения «Петушки» ( стр 18) Самостоятельное чтение слов в столбиках (стр. 19)
Чтение вслух слов .Какое слияние встречается во всех словах?
( Во всех словах есть слияние ШИ.)
- Как же пишется это слияние?
( ШИ везде написано с буквой И)
Чтение стихотворения цепочкой. ( Слабо читающие дети следят за чтением по учебнику.)
- О ком стихотворение?
- Найдите в стихотворении слова с сочетанием ШИ. 3. Составление звуковых схем слов (Дифференцированное задание.)
Сильные ученики. Слабые ученики.
Кувшинка Шипы
Ученики, которые первыми справились правильно с заданием , выкладывают свои схемы на доске, остальные проверяют свою работу по образцам на доске.
- Почему все согласные обозначены синим цветом? Ведь после буквы ш стоит буква и, а она смягчает согласные, после которых стоит.
(Буква ш всегда обозначает твёрдый согласный звук.)
6. Физкультминутка.
7. Продолжение работы по теме урока.
- Тучка довольна вами, ребята. И она отдаст нам ещё один лучик, на нём задание: «Почитай ка».
Дифференцированные тренировочные упражнения в чтении.
Сильные ученики. Слабые ученики.
Читают вслух рассказ Л. Толстого «Старик и внук». Следят за чтением.
Беседа.
- Что узнали про деда?
( Он был стар и слаб. Дед хотел влезть на печь и не мог.)- Как вёл себя внук?
( Внук смеялся над дедом.)
Перечитывают 2 – 3 раза ( один раз сильный ученик, потом слабые ) последнее предложение: Не то плохо, что дед стар и слаб, а то плохо, что внук млад и глуп.
- Что значит стар? Слаб? Млад? Глуп?
- О чём говорится в этом предложении?
- У кого из вас есть дедушки?
- Можно ли смеяться над пожилыми людьми?
- Почему?
Просматривают задания на стр. 20, читают шёпотом текст. Читают рассказ Л. Толстого по предложениям.
Упражнения для глаз.
Работа по развитию речи. ( стр. 20)
- Рассмотрите рисунок на стр. 20. В какую сказку мы попали?
( Это рисунок к сказке «Маша и три медведя».- Почему вы так решили?
(На рисунке стол, вокруг него три стула: большой , средний и маленький. На столе три тарелки: большая, средняя и маленькая.)Хорошо читающие ученики читают начало сказки «Маша и три медведя» на стр. 20. Слабо читающие дети следят. Затем, все вместе вспоминают и заканчивают пересказ сказки.
Физкультпауза.
Работа с многозначными словами.
- И снова вы порадовали тучку. Она отдаст ещё один лучик Солнышку, если вы выполните её задание. И этот лучик называется ( Дети читают: «Угадай ка»)Хорошо читающий ученик читает вслух загадку ( стр. 21), остальные ученики следят за чтением. Дети называют отгадку, объясняют сой выбор.
- Рассмотрите рисунок под загадкой. Какое слово из загадки изображено?
( На рисунке изображён лист бумаги и лист дерева.)
- Что можно сказать о слове «лист»?
( Оно многозначное.)
- Вспомните, какие ещё многозначные слова нам встречались?
( Ключ, коса, звезда, кисть, язык)
Рефлесия.
- Солнышко получит ещё один лучик («Размышляй ка»), если вы постараетесь.
Чтение пословиц, объяснение их смысла( стр. 21)( Первые две пословицы «Руки не протянешь, с полки не достанешь» и «Шить не будешь – портным не станешь», говорят о том, что если хочешь чего то добиться , нужно потрудиться. Третья пословица говорит, что всему своё время. «Перо пишет, а ум водит» - об умении думать. «По мышке и кошка зверь» - о трусости.)- Какие из пословиц подходят к нашему уроку?
(«Руки не протянешь, с полки не достанешь» и «Шить не будешь – портным не станешь», «Делу время – потехе час».)
- Оцените свою работу, используя знаки светофора.
( Хорошо работал – зелёный круг.Не всё было понятно – жёлтый круг.
Ничего не понял, не старался, было неинтересно – красный.)Подведение итогов урока.
- Тучка вами очень довольна и отдаст последний лучик Солнышку ( «Поиграй ка»).
Вставьте в слова пропущенные буквы.
На доске: Ш…ЛО, Ш…ПОВНИК, ВЕРШ…НА, КУВШ…Н.
- Какое правило выучили сегодня?
- Какая пословица запомнилась больше всего?
- Найдите пословицу о храбрости и выучите наизусть.