Технологическая карта урока по русскому языку на тему Согласный звук [й`], буква Йй.


Технологическая карта
Предмет___РУССКИЙ ЯЗЫК_______________ класс____2 «Б» _________Дата _____08. 12.2016г._____
Учитель__Астафьева Ю. С.__________________ школа__МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»
Тема урока: Согласный звук [й], буква Йй. Тип урока:  Урок введения новых знаний и умений
Целевые установки урока
(от учителя) - грамотно писать слова содержащие звук [й,];- учить переносить слова с буквой Йй;
- учить делить слова с буквой Йй на слоги ;- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас
Планируемые результаты (от ученика) Предметные МетапредметныеЛичностные
- грамотно писать слова содержащие звук [й,];- сравнить звуки[и] и [й`]
- повторить правила переноса слов с буквой Йй;
- определять букву, которой в данном слове будет обозначен звук [й,] П: - понимать учебную задачу урока, выполнять ее и оценивать свои достижения;
- перерабатывать полученную информацию для формулировки выводов.
Р:- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством ;
-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
К: - выполнять практическую работу в группе;
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- проявлять инициативу в образовательном процессе. - развивать интерес к различным видам деятельности;
- понимать причины успеха в учебе;
- развивать самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Ресурсы
Русский язык, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, учебник 2 класс, - М.: Просвещение, 2016; карточки с заданием, оценочные листы, проектор, ПК.
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока Цель этапа Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся
1.Организационный этап.
Психологическая установка на урок
Слайд 1.
Наш урок я хочу начать со слов русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
- За одну минуту можно сделать одно хорошее дело. За десять минут - 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? 
- Давайте пожелаем друг другу УСПЕХА в достижении всех целей, которые будут стоять сегодня перед нами на уроке и постараемся выполнить как можно больше хороших дел и получить как можно больше знаний.. Включаются в деловой ритм урока, желают друг другу успеха в работе.
2. Актуализация опорных знаний
Включение учащихся в учебную деятельность
Актуализация опорных знаний и способов действий.
- Хотелось ли вам когда-нибудь побывать в роли исследователя? Сегодня вам представится такая возможность. Мы отправимся с вами в научно-исследовательскую лабораторию грамматики и языкознания. На уроке мы проведем несколько исследований и узнаем немного больше о нашем родном языке. Для этого мы с вами объединились в группы. Чтобы работа прошла успешно, давайте вспомним правила работы в группах.
Слайд
(дети читают правила)
1. Работай дружно!
2. Спокойно высказывай свое мнение!
3. Уважай мнение другого!
4. Вместе находите правильное решение!
- У каждого из вас есть Маршрутная карта. В ней вы можете узнать о тех исследованиях, которые нам необходимо провести и оценить свою работу.
- А какая же будет тема нашей работы на уроке? Об этом мы узнаем, проведя первое исследование.
- Предлагаю вам спрогнозировать предполагаемый результат:  в оценочном листе рядом с исследованием №1 вы видите круг.
Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам эта работа будет трудна.
- Запишите слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне. (Картинный словарь)
Слайд
Воробей, жёлтый, дежурный, трамвай, иней.
- Проверим вашу работу. Передайте тетради соседу справа.
(1 тетрадь на документ-камеру, 1 ученик проверяет тетрадь у доски, все остальные – в группе)
- Оцените работу своего соседа в первом исследовании, поставив смайлик в оценочном листе в нужной графе. Совпал ли ваш прогноз с результатом? Прогнозируют предполагаемый результат выполнения задания.
Записывают словарные слова, осуществляют проверку в группе.
Оценивают свою работу в оценочном листе.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Мотивация
к учебной деятельности
- Какой звук слышится последним во всех словах?
- Посмотрите на «Ленту букв» и дайте характеристику звуку.
(согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий)
- Жила-была буква И. И пела, и кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным. Хоть и ушла к согласным, но дружит она с гласными, приходит она к ним в гости.
- Какая же тема нашего урока? (Согласный звук й, буква Й)
Слайд
- Сегодня на уроке нам необходимо исследовать согласный звук [й`], букву Йй , сравнить его с гласным звуком и, вспомнить правила переноса слов с буквой й и раскрыть тайну, почему звук [й`] называют невидимкой. Формулируют тему и цели урока.
Дают характеристику звуку.
4.Физкультминутка для глаз Психологическая разгрузка Выполняют движения глазами.
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Определение границ собственного знания или «незнания».
- Итак, приступим с вами к работе. Каждая группа сейчас получит задание. Прочитайте его внимательно, обдумайте в группе, после этого мы вместе выполним задания.
(Каждая группа получает конверт с заданием. 1 группа – «Сравнение звуков[ и] [й`]», 2 группа – «Как переносить слова с буквой Й в середине слова»).
Первая группа расскажет нам о результатах своей работы.
-Какое задание вы получили?
- К каким выводам вы пришли?
Давайте запишем пары слов, обозначим гласные и разделим слова на слоги.
( видеозадание)
- Так почему же во вторых словах слогов на один меньше, чем в первых?
-Молодцы. Со вторым исследованием вы справились. Оцените свою работу в маршрутном листе.
Теперь вторая группа расскажет нам о результатах своей работы.
- Какое задание получила ваша группа?
- К каким выводам вы пришли?
Прочитайте слова, какое слово лишнее? Почему? (бой, т.к. его нельзя разделить для переноса)
Запишите оставшиеся слова, разделив их черточкой для переноса.
Лейка, бой, чайка, майка, чайник, мойка, стройка.
-Молодцы. С третьим исследованием вы справились. Оцените свою работу в маршрутном листе. Учащиеся работают в группах, выполняя задание, делают выводы. Записывают упражнения.
Оценивают свою работу в маршрутном листе.
4.Физкультминутка
Психологическая разгрузка Слайд Выполняют движения.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
А у нас с вами осталось последнее исследование. Нам с вами необходимо выяснить, почему звук [й`] называют невидимкой.
- Прочитайте слова, написанные на доске.
Ёлка, ящик, юбка, енот.
- Есть ли в этих словах буква Йй?
- А теперь произнесем медленно эти слова. Какой звук слышится в начале каждого слова?
Сделайте вывод. Почему же звук[й`] называют невидимкой?
Вот мы с вами и открыли еще одну тайну нашего языка.
- Откройте учебники на стр. 115. Выполним упр. 184. Прочитайте задание. Запишите слова. Девочки записывают 1,2 столбики, а мальчики – 3,4 столбики.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. (Проверка в парах по эталону)
Найдите слово, в котором два согласных звука [й`], подчеркните его. (юбилей) Учащиеся работают в группах, выполняя задание, делают выводы. Записывают упражнения.
Оценивают свою работу в маршрутном листе.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) Самооценка результатов своей деятельности - Наш урок подходит к концу. Сегодня на уроке мы исследовали согласный звук [й`], букву Йй , сравнивали его с гласным звуком и, вспомнили правила переноса слов с буквой й и раскрыли тайну, почему звук [й`] называют невидимкой.
- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться нам?
-Перед вами лежат ладошки.  Раскрасьте те пальчики, на которых написаны слова, соответствующие вашему настроению.
- Вот какое крепкое рукопожатие у нас получилось.
Это  УСПЕХ сегодняшнего урока Учащиеся подводят итог урока.
На «Ладошке моего настроения» разукрашивают соответствующие пальчики и прикрепляют их на доску.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Разбор домашнего задания. Давайте поспешим, друзья.
Записать задания.
А дома…
Приложить прошу
Максимум старания.
Я предлагаю вам самим выбрать для себя домашнее задание.
Выберите для себя карточку. Карточка зеленого цвета – это задание более легкое, а вот если вы считаете, что сможете справиться с более сложным заданием, то выбирайте карточку красного цвета. Учащиеся записывают домашнее задание.