Урок русского языка во 2-м классе Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.


Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Цели урока:
- образовательные – формировать устойчивое умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки; сравнивать произношение и написание слов с парными согласными; находить в тексте слова с проверяемыми парными согласными на конце и подобрать к ним проверочные слова, доказывая правильность написания.
- развивающие – развивать внимание, мышление, речь, память, воображение, орфографическую зоркость, наблюдательность;
- воспитательные – воспитывать любовь и интерес к русскому языку; чувство коллективизма, ответственности; культуру общения на уроке.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 2 класс (1 часть) Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.
Компьютер
Проектор
Карточки с разноуровневыми заданиями.
Толковый школьный словарь
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.
Методические приемы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
- Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? (Ответы учащихся)
- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас в классе всегда была хорошая погода.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
II. Создание проблемной ситуации.
Раздается стук в дверь. Ученикам передают телеграмму. «Здравствуйте ребята! Я небольшой лесной пруд. (Cлайд 1). Как счастлив я был в кругу своих друзей. Деревья защищали меня от палящего солнца, цветы и травы радовали меня своей красотой, вокруг летали бабочки, пели птицы; рыбы плескались в моих водах. И вдруг случилась беда! Люди стали приезжать к моим берегам на отдых. Их поведение привело к тому, что я потерял своих друзей и остался один. Только вы сможете помочь мне. Если правильно выполните все задания на уроке и научитесь писать слова на новое правило, то сможете вернуть моих друзей».
- Почему пруд потерял свою семью?
- Люди не выполняли правила поведения в природе.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
Дерево, трава, цветок и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Хотите помочь пруду вернуть друзей?
- Да.
- Отправляемся в экспедицию.
Наш девиз: В кругу друзей лучше писать
Легче думать и побеждать! (Слайд 2).
- Откройте ваши тетради. Запишите дату отправления. (Учащиеся пишут с комментированием число, классная работа).
III. Актуализация знаний. Чистописание.
Минутка чистописания (составление маршрутного листа).
-Чтобы не сбиться с пути, нам надо определить точное местонахождение пруда. Составим маршрутный лист.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске?
- Буквы.
- Какая буква лишняя и почему?
- у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные.
- Какие это согласные?
- Звонкие – глухие, парные.
- Запишите согласные парами: в верхней строчке - буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.
- Вот и составили дорожку нашего маршрута.
2.Повторение правописания парных согласных.
-Итак, начинаем возвращать пруду друзей. Отгадайте, кого вернем сначала (Слайд 3).
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
- Дуб.
- Чтобы вернуть дуб на пруд, вставьте в слова пропущенные буквы.
На опушке леса растет мо…учий ду… .3.Словарно-орфографическая работа.
- Какая птица питается жёлудями? Узнаете, отгадав ребус: КАСОЙ (сойка)
Появляется картинка с изображением птицы (Слайд 4):
-Вы поможете сойке вернуться на пруд, если правильно выполните следующее задание:
- Найдите и выпишите из словарика по три слова с парными согласными на конце, выделите орфограмму.
I в – с парным глухим согласным на конце (класс, мальчик, платок).
II в – с парным звонким согласным на конце (город, завод, мороз).
Физминутка.
- Прослушайте слова, если парный согласный звонкий хлопайте в ладоши, если парный согласный глухой, то топайте.
(Друг, пруд, зуб, дуб, флаг, рот, шкаф, труд, гусь, зуб, голубь, жук, глаз, шаг, год, нос).IV. Определение темы и цели урока.
В нашем русском языке
Ходят «хитрые подружки»,
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят,
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
И расскажем всему свету?
Предстоит сегодня нам
Все расставить по местам.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
- Какие задачи можете поставить себе на урок?
У – упражняться в написании парных согласных на конце слова;
Р – развивать внимание, орфографическую зоркость;
О – объяснять написание слов;
К – коллективно дружно работать.
Дидактическая игра (по рядам) «Посади цветок на своё место» (Слайд 5).
На доске:
Зу… Пру… Сне…
ле… стол… поез…
дру… овё… гри…
парохо… бере… коло...
гер… горо… пиро…
голо… хле… огоро...
поро… пру… сугро...
-Посадим дивной красоты ароматные…- Цветы.
Загадка (Слайд 6): На зелёном шнурочке Белые звоночки.
- Ландыш.
- Посмотрим, чей ряд быстрее посадит цветы.
У учителя на столе разложены цветы с буквами Б, Д, Г, С.
Дети должны выбрать нужную букву и прикрепить цветок. Это задание выполняется в форме игры «Чей ряд быстрее».
- Молодцы, ребята, пруд благодарит вас за помощь.
V. Закрепление изученного материала.1.Работа с учебником
-Отгадайте, кто спрятался под дубком?
Удивительный портной,
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть.
Дети хором отвечают:
- Ёж! (Слайд 7)
- Как будете вести себя при встрече с ежом?
-Зверей нельзя забирать из леса домой, так как в неволе они могут погибнуть.
- Ёж предлагает нам поработать с учебником. Если вы правильно выполните задание, то ёж сможет вернуться к пруду.
Откройте учебники на стр. 118. Найдите упражнение 176 и прочитайте задание.- Что предстоит выполнить? Как будем работать?
Выполните упражнение в тетради (звучит музыка Чайковского «Времена года»).
2. Письмо по памяти.
-Выросли около озера цветы, появились насекомые. Какие?
-Узнаете, отгадав загадку:
Два рога – не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – так воет, сядет – землю роет.
- Жук.
3. Задание на внимание
-Вот задание, которое предлагает нам жук. Прочитайте внимательно сочетания слов (Слайд 8): красный мак, вкусный пирог, тёплый шарф, больной зуб, вороний глаз, уютный шалаш
Постарайтесь запомнить. (Через 1 минуту учитель закрывает вторые слова каждого сочетания).
-Ориентируясь на первые слова,напишите вторые.
Во время проверки учитель открывает запись , учащиеся исправляют свои ошибки.
-Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.
-Молодцы! Что объединяет все слова между собой?
- Во всех словах орфограмма – парный согласный на конце слова.
- Как проверить написание парного согласного на конце слова?
- Дети рассказывают стишок:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй –
Гласный рядом подставляй.
- Мы выполнили задание и помогли насекомым вернуться на пруд.
-Ребята, какую помощь мы уже оказали пруду?
- Посадили деревья, цветы, прилетели птицы, насекомые.
-Осталось заселить пруд рыбой. Какая рыба водится в озерах?
- Карп, карась (Слайд 9).
Если выполним физминутку, то на пруд вернутся рыбы.
Физкультминутка по профилактике нарушения осанки.
4. Работа с учебником
- Продолжим нашу работу
- Вспомните друзей пруда, которых мы ему вернули.
-Дуб, сойка, ландыш, жук, карась, карп.
- Какое слово лишнее?
- Сойка
- Почему?
-В остальных словах орфограмма правописание парного согласного на конце слова.
- Откройте учебник на стр. 118, упражнение 177. Подберите проверочные слова к каждому слову с пропущенной буквой.
5. Самостоятельная работа по карточкам.
Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово (Cлайд 10).
1карточка: Ду(б,п) - …, горо(д,т) - …, обе(д,т) - …, су(п,б) - …
2 карточка: Зу(б,п) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) -…
3 карточка: Составь текст, используя слова: пру(д,т), кар(б,п), кара(з,с)ь, ду(б,п), ланды(ж,ш), гри(б,п), жу(г,к). Озаглавь полученный текст.
- Ещё одно задание: Грибник, ледник, глазастый, дедушка, голубиный (слайд 11).
- Прочитайте, укажите корень в каждом слове.
- Послушайте, как звучит согласный на конце корня.
- Подберите однокоренные слова к каждому, на наше правило и запишите, подчеркивая букву на конце слов.
VI. Итог урока
- Ребята, какова была тема урока?
- Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
- Расскажите, чему вы научились помогая озеру?
- Мы учились проверять и писать слова с парными согласными на конце.
- Как проверяются слова с этой орфограммой?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй –
Гласный рядом подставляй.- Как вы оцениваете свою работу? (ответы детей)
VII. Домашняя работа (слайд 12).
Упражнение 178, подготовиться к письму по памяти. Составьте рассказ на тему «Мой уголок природы».