Тема «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» 2 классе УМК «Школа России»


Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа России»
Тема «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Цели:отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать каллиграфические навыки, внимание, логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Планируемые результаты: учащиеся научаться проверять звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
Планируемый результат:
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
2) Метапредметные умения:
а) познавательные умения:
- различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;
- распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;
б) регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в учебном тексте.
в) коммуникативные умения:
- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
3) Предметные умения:
- писать слова с парными звонкими и глухими согласными  в конце слов;
- писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний
Словарная работа
( На доске записаны слова)
Ребята, дорога, коньки, весело, снеговик, осина, берёза, девочка, морковь.
- Найдите лишнее слово. ( Лишнее слово снеговик. Его можно проверить, остальные слова с непроверяемыми гласными).
- Спишите слова, подчеркните непроверяемые безударные гласные.
3. Самоопределение к деятельности
( На доске запись.)
бп вф зс дт жш- Расшифруйте схему. Что это? ( Это парные звонкие и глухие согласные.)
- Почему эти буквы называются орфограммой? ( В конце слова или в середине перед глухим согласным парные согласные оглушаются.)
- Как проверить парный согласный в конце слова? ( Надо изменить слово или подобрать проверочное, чтобы после согласного звука стоял гласный.)
4. Работа над ошибками
(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)
Карточка 1. Правописание безударных гласных в корне слова.
В проверочном слове поставь ударение, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.
подводник - в…дянойпевчий - зап…вала
ясный – объ…снилсердце – с…рдечныйтянут – пот…нули
кончик – нак…нечникдолг – зад…лжалскрип – заскр…пел
винтик – зав…нтил (Проверить по эталону на экране)
Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова.
Из двух слов выбери проверочное, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.
ложечка, ложки – ло…ка
следы, вслед – сле…
просьба, просил – опро…
отрез, вырезать – сре…
обувка, нет обуви – обу…ь
завязал, связка – завя…ка
кладу, клад – закла…кА
травы, травка – сбор тра…
Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ
А) Дополни правило
ЧА – ЩА пиши с буквой …ЧУ – ЩУ пиши с буквой …
ЧУ –ЩУ пиши с буквой …
Б) Вставь пропущенные буквы.
Поют чиж.. . Летают стриж.. . Волки ищ..т добыч.. . Над рекой крич..т ч..йки.
В ч..сах поменяли пруж..ну. Молоко налили в кувш..н и ч..шку.
5. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
6. Обобщение изученного материала
инструкции к работе
Возьми закладку и закрой ею первый столбик таблицы.
Выполни задание.
Передвинь закладку вниз до следующей горизонтальной линии, проверь, правильно ли выполнено задание ( ответы даны в первом столбике.)
Если допущена ошибка, вернись к заданию, перечитай его и исправь ошибку.
При проверке ответов будь внимателен, не оставляй неисправленных ошибок.
Звонкие и глухие согласные в корне слова
Ж-Ш
З-С
Г-К
Д-Т
Б-П Многие согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости и глухости: Б – П , В – Ф  .Укажи парные глухие для данных звонких согласных:
Ж -.. ; З - ..; Г - ..; Д - ..;  Б - .. .
Б, П
З, С
Ж,Ш
Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Какой звук обозначает в словах выделенная буква: дубы -.., дуб -..; возы - .., воз -..; лужи - ..., много луж - ..?
Гласный В конце и в середине слова звонкие согласные звуки часто произносятся как глухие. Чтобы правильно писать согласные буквы в конце и в середине слова, их нужно проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного стоял … звук.
Гудок, дубы, книжечка, мороз. Трава, лазить, молотить, косить, ложечка, рассказывать, мягонький, легонько Напиши проверочные слова.
Гудки - … , дуб - … ; книжка - … , заморозки - …, травка - … . залезть - …, молотьба - … , косьба - … , ложка - … , рассказчик - … . мягкий - … , легко - … .
Пруд, лебедь, пород, бед, сорок, город, утят, сторож, воровку, робкие, близкий друг.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В центре Томска есть большой пру.. . Третий год живёт там лебе..ь Катя. Рядом плавают у..ки разных поро.. . много бе.. утятам от соро.. . Когда горо.. спит, сороки утя.. воруют. Но нашёлся сторо.. – журавль Фомка. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили Фомку. Теперь он для них самый бли..кий дру..
7.Рефлексия
Индивидуальная работа учащихся
-А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Ваша задача: вставить пропущенные парные звонк. и глух.согл.звуки, устно подбирая проверочное слово.(Раздаются конверты  с карточками с тремя уровнями по сложности выполнения задания). На следующем уроке русского языка будут известны результаты ваших работ).
- Кто выполнил задание вперёд, могут открыть прописи и поработать над упр. с.
8. Подведение итогов урока
- Наш урок подошёл к концу. Над какой темой работали? Как проверить парный согласный? Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?
-А теперь встаньте, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха. (Покажите, на сколько вы:
1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2)Разобрались с темой урока;
3)Умеете применять свои знания (сидят за партами - плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)
Вы сегодня замечательно потрудились.
9. Домашнее задание по выбор(ситуация выбора)
стр. 29 упр. 50 (учебник).
придумать рассказ с парными согласными (5 предложений).