Методы анализа результатов образовательной деятельности учащихся как инструмент улучшения освоения дополнительной общеобразовательной программы


Методы анализа результатов образовательной деятельности учащихся как инструмент улучшения освоения дополнительной общеобразовательной программы
В отличие от общего образования, где процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос менее определенный. Как развитие методов анализа результатов образовательной деятельности учащихся может влиять на освоение дополнительной общеобразовательной программы?
В обучении детей рисованию о его результативности судят, прежде всего, по итогам участия учащихся в выставках и конкурсах,  награждению их грамотами, дипломами. В Художественной студии «Радуга» ряд детей постоянно участвуют в выставках и конкурсах. Необходимо постоянно расширять круг таких детей. В первом полугодии 2016-17 учебного года 34 ребенка приняло участие в выставках городского, конкурсах городского, Всероссийского и международного уровня. 11 из них впервые участвовали в конкурсах и стали призерами. В январе-марте круг участников конкурсов продолжал расширяться. В декабре по итогам первого полугодия на собрании учащихся студии и родителей были подведены итоги, награждены победители. Прошла выставка работ детей. С 28.03 по 10.04 в Библиотеке №17 работает выставка работ Художественной студии «Радуга», где экспонируются работы почти каждого ребенка.
Подготовка к выставкам, конкурсам и участие в них само по себе является определенным этапом развития художественных умений, говорит об успешном освоении дополнительной общеобразовательной программы.
Метод анализа результатов обучения по участию в конкурсах не единственный. У разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, не каждый стремится и способен подняться до уровня грамот и призовых мест.
Для определения уровня освоения рисования используется мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе. В декабре и мае в МБУДО г. Иркутска ЦДТ заполняются таблицы Промежуточной и Итоговой аттестации. Технология определения результатов обучения по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики.
Но и фиксация предметных результатов не полностью отражает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты. Более полным является подход, сочетающий как фиксацию результатов в конкурсной и выставочной деятельности, уровня обученности рисованию, так и степени сформированности основных общеучебных компетентностей, динамики личностного развития.
Мониторинг развития качеств личности воспитанников, как и формирование личностных качеств – процесс длительный. Тем не менее, каждый педагог дополнительного образования видит в развитии такие качества детей как:
Активность, организаторские способности.
Коммуникативные навыки, коллективизм.
Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
Нравственность, гуманность.
Креативность, склонность к творческой деятельности.
Для мониторинга качеств личности воспитанников также можно использовать диагностические карты. Карты заполняются на основании определенных критериев (признаков проявления качеств личности). Педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы. Заполнять диагностическую таблицу нужно трижды: в сентябре, в январе и в мае. Методы диагностики личностных изменений детей: наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, рефлексия. Могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.
Сравнивая результаты обеих таблиц по одному ребенку видим, что показатели уровня освоения образовательной программы коррелируют с баллами по общеучебным компетентностям и личностным характеристикам.
Результаты аттестации обучающихся по дополнительной образовательной программе
№ ФИ Уровень прохождения промежуточной аттестации (кол-во баллов) Объем освоения программы за полугодие Уровень освоения учащимися содержания образовательной программы
№ ФИ К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я
Активность,
организаторские способности Коммуникативные навыки, коллективизм Ответственность,
самостоятельность,
дисциплини-
рованностьНравствен
ность,
гуманность Креативность, склонность к творческой деятельности
дата заполнения дата заполнения дата заполнения дата заполнения дата заполнения
Владея разнообразным инструментарием оценки результатов образовательной деятельности учащихся, педагог влияя на развитие общеучебных компетентностей и личностных характеристик, может повышать результативность обучения. А это, в свою очередь, влияет на развитие общеучебных компетентностей и качеств личности.
Л. И. Кузнецова,
педагог дополнительного образования,
руководитель Художественной студии «Радуга»