Разработка программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению Театральные подмостки


Ростовская область, Матвеево –Курганский район, с.Алексеевка
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевской средней общеобразовательной школы
(наименование образовательного учреждения)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Алексеевской сош
Приказ от №
________________ /Щербина А.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общекультурному направлению
«Театральные подмостки»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
__________ начального общего образования, _ 4 «Б»______________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов___34___
Педагог дополнительного образования ___Букша Светлана Сергеевна__
(ФИО)
Программа разработана на основе
программы для внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления «Любительский театр» Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова в соответствии с требованиями ФГОС. (Программы внеурочной деятельности Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов Москва. «Просвещение» 2011 (Начальная школа XXI века).
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления «Любительский театр» Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова в соответствии с требованиями ФГОС. (Программы внеурочной деятельности Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов Москва. «Просвещение» 2011 (Начальная школа XXI века).
Цель программы: формирование у них в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы:
расширение общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;
развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.
Прививать любовь к сценическому искусству.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
 Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать                  интонационной выразительностью речи.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
-СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
5 класс
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. В данной программе 34 часа.
Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседа, лекция), художественные образовательные события.
Репетиционные занятия (от лат. гереиио — повторение) -основная форма подготовки (под руководством или с участием педагога) представлений, концертных программ, отдельно номеров, сцен путём многократных повторений (цели и частями).
Постановочные занятия — творческий процесс создания эстрадного представления.
Информационное занятие предполагает беседы и лекции Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями и какому-либо вопросу (проблеме). Лекция — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Художественное образовательное событие — акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен встречей со зрителем, с отношением последнего к авторскому произведению.
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Любительский театр».
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.
Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования, а также совместное продуцирование художественных ценностей.Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для старших школьников идентификации себя с Россией, народами! России, российской культурой (в том числе художественной природой родного края. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, — главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал то, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.
Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности в сфере художественного творчества предполагает:
понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур о своей судьбе, своей жизни, о своём счастье в мире людей;
рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как диалога между авторами и исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве — процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности.
Любительские театр позволяет осуществлять испытания любого предположения при помощи опытной проверки, подтверждающей очевидность фактов. В театре средством проверки является сценирование или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия. Под сценированием в данном случае понимается «сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач её участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определёнными средствами, доступными персонажам истории» (А.В. Гребёнкин). Обучающиеся, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в исследуемой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации.
Использование самодеятельного творчества позволяет обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности (роли актёров, художников, режиссёров, операторов, осветителей, организаторов).
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую
части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Планируемые результаты
1.Личностные универсальные учебные действия (умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за этот выбор)
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе).
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность )
Регулятивные универсальные учебные действия (умения организовывать свою деятельность)
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)
Составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные универсальные учебные действия (умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)
Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.). Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание).
Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата — в том числе и для создания нового продукта. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде.
Коммуникативные универсальные учебные действия(умение общаться , взаимодействовать с людьми)
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Понимать другие позиции (взгляды, интересы).
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что- то сообща.
Содержание курса
Любительские занятия театром. Роль театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Любительский театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим пространством.
Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и режиссёра. Учебные театральные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Театральный капустник.
Пьеса-сказка. Просмотр профессионального театрального спектакля. Драматургический замысел. Репетиции пьесы-сказки. Представление пьесы — новогодней сказки.
Современная драма. Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Просмотр профессионального театрального спектакля. Репетиция пьесы — современной драмы. Премьера пьесы (драматического произведения).
Современная комедия. Жанровые особенности комедии. Разновидности комедии. Природа смешного. Премьера пьесы-комедии.
Водевиль. Знакомство с особенностями водевиля. Репетиции водевиля. Просмотр профессионального театрального спектакля. Представление водевиля.
Театральное ярмарочное представление. Разработка и репетиции новогоднего ярмарочного представления. Новогоднее ярмарочное представление как художественно-эстетическое образовательное событие.
Классическая драма. Рождение замысла пьесы. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Репетиция пьесы — классической драмы. Премьера пьесы (классического драматического произведения).
Бенефис. Разработка идеи и сценария бенефиса класса как художественно-эстетического образовательного события. Сверхзадача спектакля. Репетиции бенефиса. Премьера прощального бенефиса.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________________ /Щербак Л.В./
подпись Ф.И.О.
31.08.2015г 2015 года
Ростовская область, Матвеево –Курганский район, с.Алексеевка
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевской средней общеобразовательной школы
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общекультурному направлению
«Театральные подмостки»
(указать учебный предмет, курс)
Класс __4 «Б»______________________________________________________
Учитель _____Букша Светлана Сергеевна__________________________________
Количество часов: всего ___34___ часов; в неделю __1__ час;
Планирование составлено на основе рабочей программы:
Педагога дополнительного образования Букши Светланы Сергеевны
_____________________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Номер
Урока Содержание
(разделы, темы) Основные виды деятельности
учащихся на уроке
Кол-во
часов Даты
проведения Основные виды учебной деятельности (УУД)
1 Великая сила Слова. Мимика и жесты. Ритмопластика. Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты. 1 3.09 Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения
Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.
Слушать и понимать речь других людей
Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма
Совместно договариваться о правилах общения с одноклас- сниками и сотрудниками школы
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения
Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.
Слушать и понимать речь других людей
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения
Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к истории.
Слушать и понимать речь других людей
Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения
Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов
Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр
Воспроизводить способы выполнения действий с опорой на модели
Слушать и понимать речь других людей.
Слушать и понимать речь других людей.
Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения
2
Сценические действия. Что такое сцена. Культура и техника речи Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. 1 10.09 3 Основы театральной культуры Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Колобок». 1 17.09 4 Мы актёры. Работа над спектаклем «Сказка о мечте». Поочерёдное проигрывание по ролям сказки «Волк и семеро козлят» пальчиковыми куклами. 1 24.09 5 Мы актёры. Работа над спектаклем «Сказка о мечте». Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. 1 1.10 6 Мы актёры. Работа над спектаклем «Сказка о мечте». Знакомство с русскими народными играми со словами . Учить правильно двигаться и говорить текст. 1 8.10 7 Основы театральной культуры. Прослушивание и прочтение сказки  «Коза-дереза»,  работа над дикцией. 1 15.10 8 Культура и техника речи Распределение и разучивание ролей.  Проигрывание отдельных эпизодов. 1 22.10 9 Театральная игра. Создание выгородки. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией. 1 29.10 10 Театральная игра. Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля. 1 12.11 11 Культура и техника речи. Премьера спектакля «Коза-дереза» для учащихся начальной школы на празднике Осени 1 19.11 12 Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. 1 26.11 13 Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях. 1 3.12 14 Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля. 1 10.12 15 Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. Генеральная репетиция с декорациями,  реквизитом и музыкальным сопровождением. 1 17.12 16 Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» Премьера спектакля «Морозко» на новогоднем празднике для родителей. 1 24.12 17 Мы актёры. Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. 1 14.01 18 Работа над спектаклем «Гуси-лебеди» Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. 1 21.01 19 Работа над спектаклем «Гуси-лебеди» Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. 1 28.01 20 Работа над спектаклем «Гуси-лебеди» Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. 1 4.02 21 Работа над спектаклем «Гуси-лебеди» Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. 1 11.02 22 Культура и техника речи Просмотр сказки «Гуси-лебеди» Прослушивание и первичное прочитывание сценария. Окончательное распределение ролей. Заучивание текста и тренировка вождения кукол с текстом. 1 18.02 23 Мы актеры. Проигрывание всего спектакля с музыкальным оформлением. 1 25.02 24 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» Премьера спектакля «Гуси-лебеди» к празднику 8 марта. 1 3.03 25 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом. 1 10.03 26 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» Из истории русского театра. Игра скоморохов. 1 17.03 27 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Под грибом» Сюжетно-ролевая игра – телепередача «В гостях у сказки» 1 24.03 28 Мы актёры. Чтение сказки «Под грибом», обсуждение и выбор ролей. 1 7.04 29 Основы театральной культуры. Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. 1 14.04 30 Театральная игра Создание декораций (изготовление большого гриба и подбор костюмов). 1 21.04 31 Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка» Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями, костюмами и музыкой. 1 28.04 32 Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка» Сценическое воображение. Импровизации  детей на сцене по услышанному впервые тексту. 1 5.05 33 Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна-лягушка» Просмотр сказки «Царевна-лягушка», обсуждение сценария, подбор ролей. 1 12.05 34 Показ спектакля «Царевна –лягушка» Премьера спектакля. 1 19.05 Учебно-методическое обеспечение
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
Сборник сценариев для театрального кружка
Сухов С.В. «Духовное воспитание ребенка на занятиях «Культура движения», 2000.
Лобов П.А. «Колобок. Театрализованное представление», 2002.
Цилинко А.П. «Музыкально-театральное воспитание учащихся начальных классов», 2007.
Чудиновских И.А. «К вопросу о преподавании предмета «Театр в начальных классах», 2001.
Шульга Е.В. «Школьный праздник сегодня», 2002.
Крылова О.Ю. «Развитие речевого творчества уч-ся средствами искусства», 2007.
Захава Б.Л. мастерство актера и режиссера. М., 1978.
Генов Г. Теневой театр. М., 1988.
Приложение 1.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Спектакль – театральное зрелище.
Актер – исполнитель ролей в драматических оперных, балетных, эстрадных, цирковых спектаклях и представлениях, а так же в киноискусстве.
3. Речевая разминка
Игра в «телефон»: мама мыла Милу с мылом.
Дыхательная:  Говорим всегда красиво,
Смело и не торопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
У нас во рту живет язык.
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему: «вода,
утенок, небо, нет и да».
4. Сказка «Репка».
ЗНАКОМСТВА. НАБЛЮДЕНИЯ
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Пьеса – литературное произведение написанное для исполнения в театре.
Зритель, кассир, артист, сцена.
3. Речевая разминка
Фразы по кругу: вставай Архип, петух охрип.
Артикуляционная гимнастика: сказка «У бабушки с дедушкой».
Интонационная гимнастика:
Рано утром – тук-тук-тук
На балконе чей-то стук.
Тихо-тихо, ни гугу –
Воробьишки на снегу.
4. Сказка «Репка» - инсценирование.
ИГРЫ. ЭСТАФЕТЫ. ЖЕСТЫ. МИМИКА
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Балет – спектакль, в котором содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
3. Речевая разминка
Фразы по кругу: вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.
Артикуляционная гимнастика: сказка «У ослика в гостях».
Интонационная гимнастика: «Скакалка»
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханием, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
ОБЩЕНИЕ. РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Опера – музыкально-драматический спектакль, где актеры не разговаривают, а поют.
3. Дыхательная гимнастика
«Аквалангист»
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Сейчас начну я опускаться…
Все
ниже
опускаюсь!
Ниже!
А дно морское ближе…
ближе…

4.Озвучивание речевых ситуаций в басне «Кукушка и Петух».
Тема: Эмоциональность и выразительность
Цель: развивать познавательный интерес к театральной деятельности, учить навыкам общения и коллективному творчеству, развивать эстетические способности детей
1. Организационный момент.
У нас в классе гости. Встречаем их.
- улыбнулись (рады гостям);
- удивились (занятия не в субботу);
- огорчились (театральный кружок не очень часто);
- обрадовались (занятие начинается).
2. Цель и задачи занятия.
Выбираем имя герою: Сочиняйка, Помогайка, Посчитайка.
3. Разминка:
- артикуляционная гимнастика (сказка «У бабушки с дедушкой»)
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые – лишь кожа да кости
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись
Утром проснулись в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим
Губы сожмем мы и рот прополощем.
- глаза (самостоятельно)
- речевая и дыхательная (скороговорка)
Расскажите нам про школу!
Про какую вам про школу?
Да про школу, да про школу,
Да про школу первую.
4. Поэтическая минутка (философы утверждают, что все во вселенной построено на ритме).
Дети рассказывают стихи.
Учитель рассказывает: Федор Иванович Тютчев «Весенняя гроза»
Гремят раскаты молодые
Вот дождик брызнул, пыль летит
Повисли перлы дождевые
И солнце нити золотит.
Словом «перлы» в старину называли жемчужины. Поэт сравнивает дождевые капли с рассыпанным жемчугом. Внесем в театральный словарь новое слово «перлы», когда вернемся к творчеству этого поэта.
5. Творческая работа.
Помогаем Сочиняйке.
Дети вырезают каплю и составляют сказку «по цепочке». На тучку прикрепляют капельки.
6. Инсценирование.
Младшие дети
У ПЕНЬКА
Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
- будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече
Волчьих лап! Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Еще запомни, сын:
Неловко дарить мышонку мышеловку,
Лисе – капкан, ершу – крючок,
А поросенку – пятачок.
МАМА-КВОЧКА
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка
Говорила:
- не дерись, не дразнись, не петушись!
Посмотри:
Уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера!
Старшие дети
АИСТЫ И ЛЯГУШКИ (сказка)
Л: Кто красивее?
А: Я! Посмотри, какие у меня красивые ноги!
Л: Зато у меня их четыре, а у тебя только две!
А: Да, у меня только две ноги, но они у меня длинные!
Л: А я квакать умею, а ты нет!
А: А я летаю, а ты только прыгаешь!
Л: Летаешь, а нырять не можешь!
А: А у меня есть клюв!
Л: Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
А: А вот на что! И… проглотил Лягушку.
7. Мимика, жесты, эмоциональность и выразительность
Прочитать от лица маленькой девочки, собачки, кошечки.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Всем хорошо жили, только не было у нее детей. Вот раз царице приснилось, что не далеко от дворца на траве выпала роса. И из одной капельки появилась девочка.
8. Таинственное превращение
Перевоплотиться в сказочного героя (ветер, обезьянка, птичка).
9. Итог
Кто поможет Посчитайке назвать последние спектакли?
Слова пожелания
- для куколки;
- для друга;
- для гостей.
Поощрение детей от сказочного героя.
10. Домашнее задание
Сочинить сказку про Капельку.
ВИДЫ ТЕКСТОВ
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Партер – места в зрительном зале, расположенные ниже сцены, перед проходом.
Рампа – граница между сценой и зрительным залом, вдоль которой по самому переднему краю сцены устанавливают осветительные приборы, не видимые зрителям.
3. Монологическая разминка
«Хороший день»
Сорока-белобокаСадится на забор,
Сорока-белобокаЗаводит разговор:
- Нынче я была на рынке?
- Да, была.
- Молока взяла я к рынку?
- Да, взяла.
- Молоко лила я в тесто?
- Да, лила.
- А блины пекла из теста?
- Да, пекла.
- А блинов дала соседям?
- Да, дала.
- Похвала была соседей?
- Да, была.
- Хорошо я нынче день провела!
4. Поэтическая минутка
А.А. Пушкин (отрывки из произведений).
ТЕЛОДВИЖЕНИЯ. ТАИНСТВЕННОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ. ДЫХАНИЕ
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Режиссер – театральный деятель, работа которого состоит в выборе пьесы, ее художественном толковании, созвучном времени постановки, определении принципов декорационного и музыкального решения (вместе с художником и музыкантом), создании актерского ансамбля в соответствии с трактовкой каждой роли.
3. Таинственное превращение:
ветер, капля, листок осенний.
4. Творческая работа.
Декорация к сказке «Аист и Лягушка».
ПРИВЕТСТВИЯ
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Бельэтаж – первый ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.
Бенуар – ложи в театре, расположенный по обеим сторонам портера на уровне сцены или несколько ниже.
Амфитеатр – места в зрительном зале современного театра, расположенные поднимающимися уступами после прохода.
3. Анализ этикетных форм приветствия
- Доброе утро! – птицы запели. –
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам
Солнце взошло и идет по домам.
Отрывок из повести французского писателя А. Экзюпери.
Седьмой планетой, на которую прибыл принц, была Земля.
- Здравствуй, - сказал ему Маленький принц (цветку о трех лепестках)
- Здравствуй, - ответил цветок.
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена –
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
- С добрым утром!
С добрым утром!
ВЕЖЛИВАЯ РЕЧЬ. УМЕЙ ВЕЖЛИВО ОТКАЗАТЬ
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Декорация – оформление сцены художником для определенного спектакля, общий вид места действия.
3. Артикуляционная гимнастика (одна из основных дикционных тренингов, которая помогает освободить мышцы губ, языка, челюсти, шеи от зажимов, укрепляет и развивает их) проводится сидя, медленно и плавно.
Гимнастика для губ «Пятачек», «Свечи», «Лошадка», «Колокольчик», «Длинный язык».
ЗАГАДКИ – ОПИСАНИЯ
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Бутафория – предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих, части костюма, оружие, мебель, украшения и многое другое.3. Поэтическая минутка
4. Загадки
У двух матерей
По пять сыновей,
У всех одно имя. (Руки, пальцы)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
РАССУЖДЕНИЯ
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Грим – искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли.
Маска – накладка на лицо с изображением какого-либо персонажа, зверя, головы мифологического существа.
Рассуждать – значить объяснять, доказывать что-то, делать выводы, т.е. напряженно думать. 3. Творческая работа: составить рассуждения на тему «Моя точка зрения на …».
ПОЗДРАВЛЕНИЯ. СОЧИНЯЕМ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Тема: Поздравляю Кого? С чем? Как?
Цель: с помощью игр учить владеть понятиями: театральное искусство, кукольный театр, таинственное превращение; составлять поздравления.
Оборудование: костюмы персонажей из сказок; декорации к сказке «Аист и Лягушка»; репродукции работ знаменитых художников.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Мне всегда тепло и радостно от встречи с вами. Какой праздник приближается в нашей школе? (50-летие нашей школы).
Главное слово во всех видах речевой гимнастики будет «школа».
2. Речевая гимнастика
1. «Фраза по кругу».
2. Игра в «телефон».
3. Дыхательная зарядка.
4. Артикуляционная гимнастика (сказка «О бабушке с дедушкой»).
5. Интонационная (скороговорка).
6. Диалогическая
Девочки: Расскажите нам про школу.
Мальчики: Про какую вам про школу?
Девочки: Да про школу, да про школу, да про школу первую.
3. Поэтическая минутка (философы утверждают, что все во вселенной построено на ритме)
На фоне музыки ребята читают строчки стихотворений, прозу из разных тем предыдущих занятий:
- о доброте;
- о «жалобной» книге учебников;
- о «жалобной» книге животных.
4. Азбука театра
Спектакль - театральное зрелище.
Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Игра: «Что мы делаем в школе» (Дети показывают без слов уроки).
5. Поздравление Кого? С чем? Как?

6. Инсценирование сказки «Аист и Лягушка».
- Декорации к сказке, изготовленные ребятами на других занятиях.
-  Таинственное превращение ребят в сказочных героев.
- Репродукции работ знаменитых художников театра.
7. Заключение.
- Чему мы учились?
п/о развивали память, речь, выполняли таинственные превращения, учились составлять поздравления.
- Оцените это занятие самостоятельно: произнесите себе слова «внутренней речью».
8. Домашнее задание.
Составить письменное поздравление, разрисовать некоторые буквы, раскрасить рамку, нарисовать что-нибудь.
ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ? ИГРА «ЧЕЙ ГОЛОС?»
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Премьера – первое представление спектакля по данной пьесе.
Тембр – это характеристика устной речи.
3. Тембр голоса
Мы построились в круг,
Повернулись разом вдруг.
А кто скажет: «Скок-скок-скок»,
Угадай, чей голосок.
4. Развитие внимания
«Кто как голос подает»
Лает громко пес мохнатый,
Во дворе свистят ребята,
Жук над головой жужжит,
Телка рыжая мычит.
Прочирикал воробей
Песенку про сто червей.
Промурлыкал в кресле кот,
А медведь в лесу ревет.
Квакает в пруду лягушка,
На суку кричит кукушка,
В луже хрюкает свинья,
Собралась ее семья.
Кукарекает петух,
В дудочку дудит пастух.
Конь неудержимо ржет,
Рыба голос бережет.
На лугу мычит корова,
Воет волк в овраге снова.
Белый гусь гогочет,
Оленька хохочет.
ПЕРЕДАЙ ПОЗУ. РИТМОПЛАСТИКА
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Амплуа – термин определяющий различные виды ролей в русском театре прошлого столетия: герой, трагик, комик, простак, резонер, инженю, травести и др.
3. Разминка
- дыхательная,
- интонационная,
- артикуляционная.
4. Инсценирование сказки «Маша и три медведя».
ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ. КТО ВО ЧТО ОДЕТ?
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Оркестр – группа музыкантов совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах.
Дирижер – лицо, руководящее коллективом исполнителей музыкального произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), предлагающее музыкантам трактовку произведения.
3. Речевая гимнастика: «Правило чтения»
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
4. Зрительное внимание
Игра «Тень», «Поза» (работа в паре), «Штирлиц» (описание по памяти внешности человека, найти изменения в одежде).
Развитие памяти и внимания
1. Выполнение фигурок из пальцев

2. Театральный словарь
Мельпомена – муза, покровительница трагедии, позднее театра в целом.
Терпсихора – муза, покровительница танцев.
Хроника, заметка, репортаж, словарная статья,
3. Развитие памяти: игра «Снежный ком», «Тень», «Хлопки».
4. Поэтическая минутка
«Слова, слова, слова»
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!..
Язык – и стар и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ Алексеевской сош
от 31.08.2015 года № 161
___________ Щербина А.В.
подпись руководителя МС Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_______________ Щербак Л.В.
подпись Ф.И.О.
31.08.2015 года
дата