Рабочая программа внеурочной деятельности Растем здоровыми и сильными, 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Принято Утверждаю
на заседании педсовета Директор МБОУ СОШ п.СидимаПротокол № ___________ _______ Л.И. Зенова
от «_____»_______ 201__год «____» ________201_ год
Программа внеурочной деятельности
«Растем здоровыми и сильными»


Составитель: учитель начальных классов:
Ракитова Ольга Александровна


2016-2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
Авторская программа Т.В. Смирновой «Растем здоровыми и сильными»;
Электронный учебник по физической культуре (1-4 классы) под редакцией В.Н. Шаулина.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Спортивно – оздоровительное направление.
Цель: приобщение школьников к здоровому образу жизни, воспитание, ответственности за сохранение своего здоровья, создание оптимальных условий в классе для формирования здоровой личности ребенка.
Задачи курса:
- формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
- подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;
- воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
- формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.
Программа «Растем здоровыми и сильными», рассчитан на один год и может реализовываться в любой группе учащихся и не требует от них специальной предварительной подготовки. Однако возможен вариант, в случае
заинтересованности в данной работе учителя, когда он будет изучаться на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
При этом учитель самостоятельно планирует данную деятельность в соответствии с особенностями и возможностями учащихся своего класса. Руководствуясь собственным опытом и предпочтениями, педагог так организует внеурочную деятельность, чтобы помочь детям в адаптации к школьному обучению, создании у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Содержание программы нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На внеклассных занятиях учащиеся получают возможность расширить,
систематизировать, а главное _ практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.
Предлагаемый курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников. Многие дети в этом возрасте уже должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить дорогу, знать, как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях. Выполнение домашних заданий бывает связано с использованием современных технических средств, в первую очередь компьютера, что требует знания и соблюдения определенных санитарно-гигиенических требований.
В целом же изучение курса «Растем здоровыми и сильными» в интересной и занимательной форме позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.Основные направления реализации программы:
организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
организация и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного характера;
организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, хоккейная коробка);
проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация питания учащихся;
проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение профилактической работы с родителями на родительских собраниях.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни.
На реализацию программы отводится: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Прогнозируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Растем здоровыми и сильными» могут быть трех уровней:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
Формы проведения занятия и виды деятельности:
игры
беседы
тесты и анкетирование
экскурсии
дни здоровья, спортивные мероприятия
конкурсы рисунков, плакатов
решение ситуационных задач
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Кол-во часов
Тема занятия Дата
План Факт
1 1 Введение. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Беседа по стихотворению «Мойдодыр» 2 1 Вода и мыло. Правила Гигиены.
Сказка о микробах. Игра «Наоборот». 3 1 Глаза – главные помощники человека.
Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». 4 1 Глаза – главные помощники человека.
Правила бережного отношения к зрению. 5 1 Подвижные игры.
Игры на свежем воздухе «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». 6 1 Чтобы уши слышали.
Правил сохранения слуха. 7 1 Почему болят зубы.
Гигиена полости рта. 8 1 Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой?
Упражнение «Спрятанный сахар». 9 1 «Рабочие инструменты» человека. Предметы гигиены. 10 1 Подвижные игры.
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч». 11 1 Зачем человеку кожа.
Правила ухода за кожей. Игра «Солнышко». Правила ухода за кожей. 12 1 Надёжная защита организма.
Беседа об органах чувств. 13 1 Если кожа повреждена.
Беседа «Как оказать первую помощь?» 14 1 Подвижные игры.
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками. 15 1 Питание – необходимое условие для жизни человека.
Органы пищеварения. 16 1 Здоровая пища для всей семьи.
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». 17 1 Сон – лучшее лекарство.
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья. 18 1 Подвижные игры. Разучивание игры «Не зевай!». Эстафеты с мячом. 19 1 Как настроение?
Упражнение «Азбука волшебных слов. 20 1 Подвижные игры по выбору детей.
Я пришёл из школы. Домашние обязанности. 21 1 Я – ученик.
Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». 22 1 Вредные привычки.
Викторина «Это красивый человек». 23 1 Подвижные игры.
Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Западня». 24 1 Скелет – наша опора.
Правила первой помощи. 25 1 Осанка – стройная спина!
Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. 26 1 Если хочешь быть здоров.
Сказка о микробах. Правила закаливания. 27 1 Правила безопасности на воде.
Знакомство с правилами поведения на воде. Имитация движений пловца. 28 1 Подвижные игры. Весёлые старты. 29 1 Урок–игра «Здоровый человек-это…»
Повторение правил здоровья. 30 1 Памятка Здоровячков. Подвижные игры на воздухе. 31-32 2Если хочешь быть здоров - закаляйся!
Правила закаливания. 33-34 2 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». Итого ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;
- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;
- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командныеи подвижные игры;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательнойи досугово-игровой деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровье-сберегаю-
щего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддерж-
ки партнерам по играм, общению;
- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;
- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические
особенности;
- осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физическихи психических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая ха-
рактер сделанных ошибок;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия вомнениях;
- точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать
вопросы, необходимые для организации деятельности.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:
Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в классе. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2007. _ 176 с.
Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издатель-
ство «Учебная литература», 2005. _ 144 с.
Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2003. 40 с.
Шаулин В.Н. и др. Физическая культура: учебник (1_4 класс). Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 176 с.
Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно-ориентированные задания. Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008. - 96 с.
Мы - пешеходы, мы - пассажиры: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / автор-составитель
М.Н. Плесовских. Самара: Издательство «Учебная литература»; Ханты-Мансийск: Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2006. -176 с.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика . Самара : Издательство «Учебная литература», 2005. - 160 с.
Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и «Символика класса»). 2-е изд. Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом Федоров, 2008. 128 с.
Познавательные журналы для детей младшего школьного возраста:
В мире растений: научно-популярный журнал / гл. ред. С. Швелидзе. М. : Центр Медиа Проектов. URL: www.ver-foltxpo.ru
ГЕОленок: познавательный журнал про все на свете / гл. ред. О. Мареева. М.: ООО «Гунер + Яр Магазин». URL: www.geo.ru
Свирель: детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе для детей среднего школьного возраста /гл. ред. Г. Турчин. М.: Редакция альманаха «Лазурь».
Филя: журнал для детей о природе / гл. ред. И. Антипенко. М.: Издательский дом «Веселые картинки».
Девчонки - мальчишки. Школа ремесел: познавательный журнал по декоративно-прикладному искусству / О. Кудина. М.: ООО «Формат М».