Статья на тему Празднуя развиваемся

развиваемся. Роль праздника в становлении личности обучающихся в ансамбле «Забава».
Педагог доп. образования 1 категории
Королева Ольга Евгеньевна
МБУДО Центр детского творчества г.Саяногорск
Введение

Реальность нашей жизни сегодня такова, что утрачены многие традиции, обычаи, которые играли первостепенную роль в формировании личности, укреплении системы жизненных и нравственных установок подрастающего поколения. Ослабление преемственности между родителями и детьми в жизненных планах, ценностных ориентациях, отсутствие эмоциональной близости, взаимопонимания стало сегодня одной из главнейших проблем современного общества.
Праздники – это многогранное общественное явление, отражающее бытие каждого человека и общества в целом. Являясь неотъемлемой частью социальной жизни, праздники проявляют в ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающий гармонию человека и общества или стремление к ней [6]. Назначение праздника многоаспектно: он призван служить познанию мира; развивать мировоззрение; укреплять нравственные принципы; прививать тонкие эстетические вкусы; стимулировать приобщение к этнокультуре.
Для каждого человека праздник связан с особым праздничным состоянием, которое побуждает его к участию в том или ином действии. Ощущение праздничности - это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа. Праздники всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребности у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа.
Участие детей в празднике способствует развитию и становлению творческих качеств ребенка через признанные человечеством художественные эталоны. Постижение творческих навыков в органичной системе изобразительно-пластических, музыкально-поэтических средств может послужить формирующим фактором развития личности подрастающего поколения [3].
Возможности воспитания творческой личности в современном образовательно-воспитательном процессе в различных аспектах широко представлены в трудах В.Ф.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева, Т.Н.Петровой и др. Этому вопросу уделяют внимание известные педагоги и в наше время (М.Ю.Новицкая, Т.Я.Шпикалова и т.д.).
Пробудить в детях потребность к творческому самовыражению – задача нелегкая и первостепенная. К сожалению, в наше время детям свойственно пассивное потребление культурного опыта людей. А в старину обряды, обычаи, праздничные действия помогали человеку любого возраста в нужные моменты умение петь, и играть на каком-то инструменте, танцевать в хороводах и принимать участие в разных развлечениях, народных забавах, играх, и уметь что-то придумывать самому.
Отдельные элементы народного искусства, фольклора входят в программу начальных классов общеобразовательной школы, но этого явно недостаточно. Дополнительное образование имеет специфические возможности в решении проблемы формирования творческой личности ребенка и развития познавательного интереса к традиционной культуре своего народа. Деятельность, основанная на принципах народного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей.
Для работы по воспитанию личности ребенка и развитию его творческих способностей средствами народной культуры в Центре детского творчества г. Саяногорска составлены программы, в основе которых лежит изучение народной традиций («В песне русская душа», «Родная земля», «Русская горница» и др.). Разработана система перспективного планирования занятий и мероприятий; подобран репертуар по фольклору (устному и песенному), составлены сценарии занятий, праздников и т.д. Благодаря использованию на занятиях различных видов народного творчества, музыкального фольклора, народных традиций воспитанники осмысленно воспринимают окружающий мир, учатся видеть взаимосвязь Человека с Природой.

ПРАЗДНУЯ - РАЗВИВАЕМСЯ

Праздник для учащихся становится стимулом к художественно-творческому выражению в различных видах деятельности: пении, сочинительстве, танце, рукоделии. На праздниках ребята легко, без напряжения приобретают опыт взаимодействия с другими людьми, проявляют творческие способности, организаторские и лидерские качества, а главное осознают свою роль в обществе. Обучающиеся показывают актерское мастерство, умение исполнять русские народные песни и песенки, игру на шумовых музыкальных инструментах, подготавливают разнообразные поделки. Они легко вливаются в народную игру, играют сами и учат игре других. К подготовке мероприятий, привлекаются родители: они вместе с ребятами готовят элементы костюмов, реквизит, участвуют в конкурсах и даже поют или разыгрывают совместные сценки.
Народная игра позволяет учащимся проверить свои силы, дает свободу действия, возможность самовыражения и самоутверждения. Игры включают в себя различные виды творчества: музыку, диалоги, ритмизированную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению.
Пословицы и поговорки, загадки, дразнилки и т.п. являются для детей образцом творческого подхода к собственному выражению мыслей.
Скороговорки и считалки, потешки, перевертыши и небылицы развивают четкость речи ребят, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова, образность.
Педагогическое наблюдение на каждой стадии от планирования до участия каждого в оценке сделанного дает возможность увидеть эмоциональные проявления обучающихся, их практические действия, динамику взаимоотношений в коллективе.
Проведение народных праздников в нашем коллективе стало устойчивой традицией, объединяющей старших и младших воспитанников, педагогов и родителей. В ансамбле «Забава» план работы на учебный год и включает в себя несколько народных календарных праздника:
* «Осенний праздник мастеров»:
«Капустник» - октябрь;
«Кузьминки – по осени поминки» - ноябрь.
*«Зимние забавы»:
«Рождественские посиделки» - январь;
«А мы Масленицу состречали» - февраль.
* «Весенняя капель»: «Веснянки» - апрель.
* «Летний календарь»: «Березовая карусель» - май.
В 2010 году родилась идея объединить праздники в один блок, отсюда появился проект театрализованного представления по мотивам русских праздников: Деревня, деревня – четыре двора!
В этом проекте были представлены отрывки из народных календарных праздников (блоки):
- «Покров – батюшка» – деревенские засидки (посиделки);
- «Святки» - обряд обхода дворов на рождество, обычаи колядования, традиции гостеприимства;
- «Масленица» - ярмарочное гуляние на Масленицу.
Для участия в проекте были привлечены родители, бабушки, дедушки (вместе с детьми они пели песни, играли на инструментах, готовили реквизит и т.п.), что явилось важным фактором при решении поставленных задач. Ведь семья для ребенка – это важнейшее место его духовного становления, где он получает исходные представления о дружбе, справедливости, ответственности. Собираясь вместе, мы радуемся успехам, огорчаемся, если что-то не удалось.
Работа над проектом увлекла детей, их родителей и педагогов. Более того, мы уверены, что наши творческие успехи обусловлены в значительной мере поддержкой родителей, которые органично влились в наш коллектив.
Подготовка проекта велась в течение всего учебного года и выразилась в яркую, запоминающуюся постановку, представленную на Международном Сибирском фестивале детского творчества «АРТ-форум» (г. Новосибирск, 2011г.).
В 2012г. реализация проекта «Деревня, деревня – четыре двора» продолжилась в виде театрализованного представления «Лето встречаем, солнце величаем!»
В этом проекте были представлены отрывки из летних народных календарных праздников:
- «Семик. Троица» - гуляние на лужке, обряд кумления;
- «Иван-Купала» - обряд пускания венков на воду, гадания, прыжки через костер.
Воспитание детей на народных традициях положительно влияет на развитие художественно-творческих способностей и их творческих занятий, что наглядно представлено в успехах ансамбля: участие в городских и республиканских мероприятиях, конкурсах, выставках, фестивалях. Обучающиеся имеют призовые места, награждены почетными грамотами и дипломами.
Работая в этом направлении, наш коллектив достиг определенных результатов. Так, некоторые семьи теперь считают совершенно естественным и даже жизненно необходимым в полном составе принять участие в Масленице, поколядовать на Святках, посетить вечерку или посиделки и др. При этом родители имеют уникальную возможность увидеть своих детей и других детей в их социальной, творчески ориентированной среде. Важное в такой деятельности – это возможность реализовать себя предоставляется всем желающим.

Организация и проведение праздников в ансамбле «Забава»

Праздники проводятся в сотрудничестве с другими творческими объединениями Центра (кукольный театр «Сказка», клуб «Природа и мы», студия моды «Эксперимент»). Общаясь друг с другом, учащиеся раскрепощаются, приобретают коммуникативные навыки, имеют возможность представить свои умения, приобретают новых друзей, узнают о других видах творчества. Дети, являясь по своей природе творцами, всегда способны отображать в разных видах творчества все многообразие окружающего мира.
Организация и проведение народных праздников, посиделок, занимают особое место в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом нашими объединениями. Они помогают жить детям в одном ритме с природой, равномерно распределять труд и отдых.
Цель проведения народного праздника – способствовать решению проблемы целостного развития личности посредством взаимодействия народного творчества, понимания обучающимися окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры.
Содержание праздника строится по земельно-календарному принципу, на каждое время года.
Народный праздник в ряду обучающих занятий имеет ряд параметров:
- наличие предметного компонента (костюмы, оборудование, реквизит, игрушки и т.п.);
- знакомство с культурным наследием через доступные формы народного творчества и игры;
- коллективность, совместность участия;
- проявление артистизма, эмоциональный подъем;
- развивающий эффект, возможность для каждого воспитанника проявить свою индивидуальность, самоутвердиться, самореализоваться.
Ценность проведения народного календарного праздника во многом определяется успехом подготовительных этапов. Готовясь к такому мероприятию, участвуя в нем, дети становятся не пассивными зрителями, а активными участниками – играют в народные игры, разучивают пословицы и поговорки, поют, импровизируют и т.п. В процессе работы идет закрепление и расширение знаний, приобретается опыт применения их на практике.
Соприкосновение, познание и погружение в мир народного творчества формируют у обучающихся эстетические и нравственные идеалы. Через народные сказки и песни, обряды и традиции, предметы быта передаются и сохраняются эстетические воззрения и дух народа, осуществляется связь между поколениями. К подготовке мероприятий привлекаются родители: они вместе с ребятами готовят элементы костюмов, реквизит, участвуют в конкурсах и даже поют или разыгрывают совместные сценки.
Задача педагога – погрузить детей в такие условия сотворчества, когда преобладает работа эмоционально-чувственной сферы ребят. Ведь знания, опыт, впечатления, полученные на эмоциональном пике, самые крепкие и глубокие.
Для успешного проведения календарных народных праздников были определены следующие формы работы:
изучение традиций, обрядов, фольклорного материала (устного, песенного, игрового творчества) на занятиях по народному творчеству;
усвоение специальной терминологии определенного праздника;
встречи старшего поколения с детьми, где учащиеся узнают об истории праздника, о его традициях и обрядах, знакомятся с «живой» историей другого поколения – их детстве и юности;
сбор детьми пословиц и поговорок, песен, сказок, плясок у своих бабушек (совместно с родителями);
выполнение домашних заданий, например, составление «Дерева рода своей семьи», кукол, макетов домов;
совместная с родителями и другими коллективами подготовка и проведение народных праздников, к которым учащиеся подготавливают атрибуты, шьют костюмы, готовят обрядовые блюда, разучивают народные песни и танцы и т.д.
Из опыта ансамбля русской народной песни «Забава» определился своеобразный алгоритм действий по проведению народных праздников:
1.Предварительная работа:
- выбор темы, соответственно народному календарю;
- определение конкретных воспитательных и жизненно-практических задач и действий для их выполнения;
- привлечение родителей, педагогов других творческих объединений к обсуждению и дальнейшему участию в совместной работе;
- увлечение детей перспективой интересного и полезного дела;
- проведение «нацеливающих» занятий, бесед, встреч и т.д.
2. Коллективное планирование:
- организация работы (обсуждение плана и замысла мероприятия);
- поиск и выбор лучшего варианта;
- опора на ранее накопленный опыт;
- выбор руководящего органа для подготовки и проведения мероприятия и стимулирование активности и самостоятельности каждого воспитанника при решении организационных вопросов.
3. Подготовительная работа:
- разучивание музыкально-художественного материала по выбранной теме;
- реализация коллективно принятого плана проведения праздника;
- работа микроколлективов (групп, объединений) в соответствии с поручениями (подготовка атрибутов на занятиях, изготовление реквизита, музыкальное оформление и т.п.);
- сотрудничество и взаимопомощь в процессе подготовки;
- актуализация детьми полученного опыта, знаний, умений и навыков.
4. Проведение мероприятия:
- участие в коллективном творческом деле (демонстрация своих творческих способностей и т.п.);
- формирование определенных знаний, умений и навыков;
- создание соответствующего настроя, одобрение и поддержка педагогом участников праздника.
5. Подведение итогов и анализ (рефлексия):
- организация коллективного обсуждения результатов мероприятия с учетом предыдущего опыта подготовки и проведения занятий-праздников;
- включение каждого воспитанника в процесс анализа и размышления о проделанной работе;
- сопоставление мнений и предложений, стимулирование поиска причин успехов и неудач;
- опора на положительный опыт взаимодействия воспитанников.
6. Стадия ближайшего последействия:
- реализация принятых коллективом решений;
- использование опыта (планирования, обсуждения, подготовки и проведения таких мероприятий) в жизнедеятельности коллектива.
Проведение календарных праздников является не только закреплением тем, изученных учащимися на занятиях по народной культуре, но и способствует интеграции знаний, полученных в ходе различной художественно-практической деятельности, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал. Праздники – своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.
Заключение

Большое внимание в работе с детьми в ансамбле русской песни «Забава» уделяется народному празднику.
Народный праздник – это передача традиционных культурных форм общения и праздничного досуга от поколения к поколению. Праздник воспринимался, как день преображения деревни, дома, человека.
Особенно важными в жизни народа считаются семейные праздники. Они укрепляют семью, с детства формируют атмосферу отчего дома, приносят радость детям, укрепляют здоровье. Устроить в доме праздник да еще с пирогами – дело чести любой хозяйки. Поэтому считалось, особенно прочна та семья, в которой культивируются и всячески поддерживаются традиции семейных праздников. Между тем семейных праздников в наше время стало мало. Восстановление этой традиции связано со многими трудностями, в том числе с решением проблем домашнего воспитания, культуры общения, нравственности, в первую же очередь – так остро обозначившихся в обществе социально-экономических противоречий.
Роль праздников в развитии личности обучающихся трудно переоценить. Это школа, где приобретается моральный опыт, устанавливаются правила взаимоотношений между людьми. Воспитание поколения через народные традиции и обычаи – эффективная возможность приобщения детей к духовным ценностям, повышению интереса к своим корням, истокам своего рода, истории своей национальной культурной традиции.
Осваивая народную культуру, воспитанники могут попробовать себя в разных видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в различных народных праздниках и т.д. – все это способствует всестороннему развитию личности ребенка, а так же формирует навыки межличностного общения, помогает сплочению коллектива, вовлечению в воспитательный процесс родителей.
В устном народном творчестве как нигде сохранились неповторимые черты русского характера, присущие ему представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя воспитанников с поговорками, загадками, пословицами, сказками, былинами, мы приобщаем их к национальным и общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Исполнение песен и приемы свободного движения под музыку развивают музыкально-творческие способности детей – музыкальный слух, голос, чувство ритма, речевое интонирование, и т.п. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения и способствуют укреплению физического здоровья воспитанников.
Проведение праздников позволяет решить следующий комплекс задач:
разнообразить формы работы с детьми в системе дополнительного образования;
создать уровень эмоционально-благополучной атмосферы, как в коллективе, так и в семье;
активизировать сознательное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Все праздники построены так, что дети могут продемонстрировать свои достижения, полученные в процессе обучения и общения с педагогами. Они поют, танцуют, разгадывают загадки, решают творческие проблемные ситуации, участвуют в различных играх, аттракционах, эстафетах, тем самым, проявляя свою самостоятельность, активность, умение комфортно ощущать себя в детском социуме. В этом мы видим основной источник становления и развития творческой личности ребенка.
Знакомясь с традициями народной культуры, дети узнают, как жили на Земле нашей прадеды, какие богатые и славные, добрые обычаи были у них, начнут понимать законы красоты природы, познают секреты мастерства, научатся применять дедовские приемы в своем творчестве. Приобщаясь к народной культуре, они почувствуют и увидят, что корень у всех народов единый и идет он от Земли-матушки и Солнца-батюшки.

Список литературы, использованных источников:

Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл.: Книга для учителя/А.А.Басаргина, К.Л.Лисова, Г.Ф.Суворова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 2006.
Бочарова Е.В. Традиционная народная художественная культура Программа и методические рекомендации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кириллов И. А. Сущность обряда [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост., вступ. Ст. и прим. А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. – М.: Правда, 1989.
Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника: практическое пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.
Мир народной культуры: материал для занятий с детьми, внеклассные мероприятия / сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2009.
Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М.: Дрофа, 2002.
Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.
Русские обычаи и обряды./Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005.
Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ, 1980.
Н.И. Толстой Обращение к читателям // Живая старина: журн. – 1994. - №4. – С.2








13PAGE 15


13PAGE 14715