Программа по ИЗО для обучающихся 10-13 лет Рисуем, проектируем, создаем


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Рисуем, проектируем, создаем»
Индивидуальное обучение
Возраст: 10– 13 лет
Срок реализации: 1 год
Утверждена педагогическим советом
16.09.2010 г.
Протокол № 1
Председатель
Батюкова О.С.
_____________ Автор составитель
Рябченко Ольга Алексеевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Нефтеюганск
2014 г.
Пояснительная записка
Направленность Программы
В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного общества. Эпоха социально-экономических перемен, вхождение в информационно-техническое пространство, изменение общественного сознания диктует необходимость создания нового поля образовательной деятельности в России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества. Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей.
Новизна программы
В программе "Рисуем, проектируем, создаем" сформулированы новаторские подходы и методы, стимулирующие творческую активность одаренных детей, развитие нестереотипности мышления, современность и грамотность исполнения работ:
• для освоения основ композиции ставится не пространная неопределенная задача (сделай композицию из предметов...), а ряд последовательных коротких задач на знакомство с отдельнымисредствами композиции: ритмами, масштабом, симметрией, контрастами, чтобы потом уже использовать эти знания в длительной композиционной работе;
• закономерности изобразительной грамотности используются также в творческих заданиях на изучение того или иного способа изображения пространства на плоскости, будь то аксонометрия или перспектива.
• любой сухой учебный материал (деление отрезка на глаз, либо изучение строения природной формы, либо свойств художественного материала) превращается в композиционно и художественно законченную работу, что способствует закреплению мысли о постоянстве требования художественности и завершенности в каждой работе;
• на основе, сформулированных в программе психолого-педагогических условий формирования высших психических функций человека таких, как память, воображение, творческое мышление, определены критерии выявления творческих способностей учащихся и разработана серия заданий на развитие дивергентного мышления, необходимого для процесса творчества;
• осмысленно художественно-конструктивное видение природных форм и применение их в творчестве в согласии с принципами экологического воспитания учащихся;
• блок «проектное мышление» подытоживает всю предварительную работу по приобретению знаний, навыков и умений в единую итоговую работу – проект учащихся, выполненный как для конкурсов, так и для последующих реализаций в натуре;
Актуальность
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом: новому обществу нужны люди с нестандартным мышлением. Они умеют ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Поэтому, если мы строим новое общество, то и люди там должны быть инициативные, творческие, заинтересованные, умеющие думать и действовать продуктивно. Таким образом, во главу образования в наше время ставится личность и её потенциальные возможности.
В связи с этим программа "Рисуем, проектируем, создаем!" нацелена на комплексное развитие творческого потенциала, создание условий для самореализации личности, предоставление ребенку возможности почувствовать себя творцом произведения, создаваемого по своему проекту.
Актуальность программы выражается в её принципиально деятельностном характере, в том, что она всецело ориентирована на внедрение в образовательный процесс проектной культуры, необходимой не только в художественной, но и научной, технической и даже социально-политической деятельности учащихся. Концепция программы базируется на специфике архитектурного и дизайнерского творчества, в основе которого лежит проект .
Программа помогает вывести творчество одаренного ребенка на новый качественный уровень проектной деятельности в области архитектурного и дизайнерского творчества, согласуется с возрастной спецификой детей с ранней профессиональной ориентацией. В результате обучения по программе и ознакомления с основными принципами творчества в области архитектуры и дизайна учащиеся приобретают навыки креативного перевода внешних впечатлений в образную художественную форму, разработки технологии перевода образа в материал, создания завершенного художественного продукта и его презентации, проникаются представлением о социальной значимости и ответственности художника перед обществом.
Данная программа может реализовываться как самостоятельная единица так и являться дополнительным модулем к программе "Мир красок" . Программа позволяет организовать индивидуальное обучение для одарённых детей в области художественно-эстетического направления.
Целью программы является:
формирование творческой личности, обладающей развитым воображением, нестандартно мыслящей, умеющей ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, владеющей проектной культурой, умениями и навыками созидательного творчества, способной художественно преобразить окружающий мир.
Задачи:
Воспитательные:
воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям”
воспитание способности к самореализации и саморазвитию.
Развивающие:
формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;
развитие образно-логического, образно-ассоциативного мышления, художественной интуиции и творческих способностей учащихся;
Обучающие
формирование проектной культуры и основ проектного мышления;
выработка осознанного научно-художественного видения природных форм и использование их в творчестве;
освоение базовых ценностей мировой художественной культуры,
принципов анализа и применения в творчестве полученных знаний;
воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач;
обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Сроки реализации программы: 1год
Формы и режим занятий: В проведении занятий используются формы индивидуальной работы . Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия- образы по сценарию со специальной подготовке детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов фестивалей, массовых мероприятий.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.
Планируемые результаты Программы
Учащиеся узнают:
основные принципы изобразительной грамотности, работы с натуры; принципы перевода природных форм в художественную – орнаментально-декоративную, объёмно-архитектурную, дизайнерскую форму; принципы конструирования и моделирования; особенности и выразительные возможности формы и цвета; разные техники рисования, проектирования и моделирования; технические свойства разных материалов; язык абстрактных, объемно-пространственных и цветофактурных соотношений; композиционный язык архитектуры и дизайна;
Учащиеся научаться: соотносить природные и художественные формы; давать точную глазомерную характеристику предмета, верно передавать это видение в изображении, не исказив пропорций; выявлять внутреннюю структуру объекта, осмысливать его тектонику и устройство, закономерности формообразования в окружающей среде; создавать собственный оригинальный образа и воплощать его в материале; грамотно изображать свой замысел в набросках, эскизах; пользоваться основными средств композиции – контрастами, симметрией, соотношением динамики и статики, ритмом; обращаться с различными материалами во всевозможных техниках; накапливать знания технического, искусствоведческого и практического характера; пользоваться механизмами творческого созидания – ассоциациями, переосмыслением, трансформацией, парадоксальным истолкование, сопровождающими любой творческий процесс; экспериментировать с формой, искать неожиданные подходы к её использованию для получения качественно нового образа;
Периодичность оценки результатов Программы
Результаты образовательной деятельности обучающихся отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики.
Начальная диагностика - проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления ребёнка в объединение.
Цель – выявление стартовых и индивидуальных возможностей обучающегося.
Промежуточная диагностика - проводится по завершению первого полугодия.
Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Итоговая диагностика проводится в конце каждого учебного года.
Цель - подведение итогов освоения образовательной программы.
Открытые занятия по хореографии являются одной из форм итогового контроля.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
-высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
-средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
-ниже среднего – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Учебно - тематический – план
№ Тема Количество
часов Из них
Теория Практика
1 Вводное занятие 2 0,5 1,5
2 Основы композиции и изобразительной грамотности 16 4 12
3 Архитектура природы 22 5,5 16,5
4 Развитие визуального мышления 12 3 9
5 Развитие проектного мышления 6 1,5 4,5
6 Итоговое занятие 2 0,5 1,5
Культурно-досуговая деятельность 4 1 3
Итого 64 16 48
Содержание программы.
Раздел I. Вводное занятие
Введение в образовательную программу, инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика
Раздел II. Основы композиции и изобразительной грамотности
Научить грамотно изобразить свой замысел – одна из профессиональных задач данной программы. Особенностью методики обучения основам композиции является постановка коротких, узких, понятных задач на то или иное средство композиции: контрасты цвета, размера, формы, симметрия, масштаб, ритм, пропорции, форма-антиформа, преобразование формы, статика-движение. Все эти средства потом используются в длительных творческих композиционных работах. Практически каждой работе, касается она формы природной или искусственной, предшествует работа с натуры. Развивается умение видеть, способность точной глазомерной характеристики предмета, умение верно передать это видение в изображаемом, не исказив пропорций. Развивается твердость руки, способность ясно и четко изобразить предмет или очертания предметов. Одновременно с изучением формы, учащиеся постигают основы цветоведения, закономерности и выразительные возможности цвета.
Раздел III. Архитектура природы
в программе осуществляется переход от пассивного, созерцательного отношения к окружающему миру, от повторения и копирования действительности, к активному, творческому отношению к нему. Данная программа привлекает внимание обучающегося к одному из объектов природы - это растения, цветы, рыбы, раковины, птицы, животные, насекомые, камни. Нахождение "архитектуры" во всех явлениях окружающего мира -отличительная особенность программы "Рисуем, проектируем, создаем". Особенно это касается мира природы, когда изучается и зарисовывается форма, строение, и цвет природных форм, то есть их "архитектура", а потом делаются творческие работы с использованием этих знаний. Например, изучая и сопоставляя форму, цвет, размер и другие характеристики листьев, вглядываясь в их структуру, можно подойти к обобщению их формы. В результате окажется, что лист липы вписывается в круг, лист дуба - в треугольник, лист клена - в пятиугольник и т.д. Легко оперируя упрощенными геометрическими формами, учащийся постигает основы композиции: контрасты, ритмы, симметрию, динамику и т.д., изучив внешнюю форму, ученику предлагается посмотреть на нее изнутри: серия работ "Разрез по натюрморту", «Форточки» позволяют увидеть "интерьер" формы, в этом проявляется архитектурно-дизайнерский характер программы. Дальнейшее экспериментирование с формой, неожиданный подход к ее исследованию, подводит учащихся к получению качественно новой формы, соединению двух или более узнаваемых форм, своего личностного образа. Так идет работа над натюрмортом из овощей и фруктов, когда, после изображения внутреннего строения плодов, неожиданно предлагается натюрморт-портрет по ассоциациям, связанным с формой плодов или уже совсем необычное - дом-фрукт или дом из фруктов. В подобных работах опять же проявляется архитектурно-дизайнерский подход методики.
Раздел IV. Развитие визуального мышления
тесно связано с фантазийным характером рисунков обучающихся. Чем больше дети любят фантазировать (а фантазия является компенсацией знаний), тем больше проявляется способность к проектному творчеству, способность в том понимании, о котором уже упоминалось при анализе специфики архитектурного и дизайнерского творчества: к осмысленному, созидательному, требующему не только знаний, профессиональных навыков и умений, но еще и обязательно интеллекта, в отличие от творчества художника-живописца, носящего больше образно-эмоциональный характер. Проверка образно-логического мышления начинается со вступительных экзаменов-тестов, выполняя которые ученик проявляет свои способности и рисовать и мыслить одновременно. «Умные руки» - лозунг данной программы. Предусмотрена целая серия заданий-тестов на развитие так называемого визуального мышления, связанная с развитием отдельных его составляющих – задания на ассоциации, переосмысления, обобщения, парафразы, парадоксы трансформации, фантазии. задания на фантазию, ассоциации, переосмысления;
Раздел V. Развитие проектного мышления
Замысел образа будущего изделия, воплощение в материале. Программа построена так, чтобы приобщить учащегося к созидательной деятельности практически с первых дней обучения. Все описанные выше блоки - направления обучения аккумулируются в блоке проектного мышления. Интуитивное, спонтанное творчество становится осмысленным, близким по характеру архитектурно-дизайнерскому. Почти каждую работу ученика, если это не короткое учебное задание на изобразительную или композиционную грамотность, можно назвать маленьким проектом. Ребенок продумывает не только образ будущего изделия, но и материал, конструкцию и систему крепления и фиксирует это в своем проекте. В этом главная особенность методики программы.
Раздел VI. Итоговое занятие
Подведение итогов за год.
Раздел VII. Культурно-досуговая деятельность
Проводятся мероприятия знакомящие учащихся с правилами "общежития" в обществе, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Методическое обеспечение программы
Залогом целостности программы служит базовая методология обучения проектному творчеству, что сближает её с моделью вузовского архитектурного и дизайнерского образования, где ведущей дисциплиной является проект. Программа предусматривает подчинение всех предметов, в том числе рисунка, основ композиции, живописи, конечной цели творчества –проекту.
В качестве форм проведения занятий по программе используются: учебные занятия, занятия- эксперименты, занятия- путешествия, занятия-защиты творческих работ, занятия-викторины, занятие-мозговой штурм. Выход на пленер, посещение выставок, проведение экскурсий.
Методы и приемы, применяемые на занятиях:
• от знаний к творчеству –необходимая информация самого разнообразного характера: законы построения пространства на плоскости, знакомства с каким-либо стилем в архитектуре или природной формой является своеобразным стартом для будущей творческой работы;
• обеспечение постепенности восприятия учебного материала через исполнение разнообразных узких, коротких, посильных, понятных задач для учащегося на его пути к решению и выполнению длительных, многотрудных, кажущихся невыполнимыми сначала задач, особенно проектного характера;
• обеспечение последовательности творческого процесса подобно профессиональному архитектурному или дизайнерскому:подбор исходного материала, исполнение многочисленных эскизов, выбор оптимального, выполнение проекта на плоскости и в объемном макете, исполнение в натуре;
• требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной;
• стимулирование образно-логического мышления в творческих работах – от грамотного изображения с натуры к иллюзиям, переосмыслениям, метафорам, парафразам, обобщениям,фантазиям в проектах;
• стимулирование конкурсности работы в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения;
• стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности как замысла, так и исполнения;
• формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие дивергентного мышления;
• требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера (будь то упражнение на пропорции, либо разрез по натюрморту, или изображение скелета рыбы);• обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;
• поощрение успехов, пусть даже небольших;
• создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения сухого учебного материала учащимися;
• создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в творческом объединении, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы (маленькие зарисовки в альбоме сменяются огромными работами на гофрокартоне на полу или на стене, участие в общей работе по оформлению интерьеров, подготовка к праздникам);
• обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел;
• стимулирование самоопределения, самоутверждения в роли творца, композитора, автора будущей «вещи» или сооружения.
Дидактическое обеспечение:
Аннотированный каталог дидактических материалов к программе«Юный художник»
№ Форма дидактического материала Название дидактического материала Раздел, темы (примерные) Цель использования
1 Наглядное пособие «Природные формы»«Азбука рисования» НаброскиРисунок:
зарисовки трав, цветов;
силуэты деревьев Визуальная форма объяснения задания
2 Наглядное пособие «Техника и характер штриховки»«Линия и образ» Рисунок:
линейный рисунок с натуры, по памяти;
объёмный рисунок с натуры, по памяти Объяснение технических приёмов работы
3 Наглядные пособия «Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»«Цветовой круг»«Основные и дополнительные цвета»«Ахроматические и хроматические цвета» Живопись:
цветовая гамма осени;
дары природы;
холодная гамма зимы;
танец контрастных цветов;
царство ночи и царство дня Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению4 Наглядные пособияПодборка демонстрационных карточекОбразцы лучших работ из фонда студии «Азы композиции»«Композиционный центр»«Статика, движение в композиции» Композиция:
космические дали;
праздник в городе;
любимая сказка;
цирк;
зоопарк Определение различных вариантов построения композиции
5 Наглядные пособияПодборка образцов «Стилизация природных форм»«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике» Орнамент:
деревянное кружево;
ковер из снежинок;
гжельские узоры Демонстрация возможных вариантов построения орнамента
6 Наглядные пособияПодборка образцов «Выразительные возможности графических материалов» Графика:
рисуем пером птиц, растения;
рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;
рисуем палочкой и цветной тушью;
рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;
рисуем углем деревья;
рисуем пастелью букеты Наглядная помощь в решении учебных задач
7  Наглядные пособияОбразцы лучших работ из фонда студии «Линейная и воздушная перспектива»«Поэтапная работа над натюрмортом»«Формы и строение предметов»«Изображение перспективы с 1, с 2 точками схода» Натюрморт:
натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);
натюрморт из геометрических фигур;
натюрморт тематический на фоне драпировок со складками Повышение результатов исполнения
8 Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики Конструирование из бумаги:
бумажные «вырезанки»;
объемная аппликация;
сувенирные открытки;
карнавальные маски Визуальная форма объяснения материала
9 Наглядные пособияВыставочные работы из фонда студии «Пропорции головы человека»«Использование различных техник в работе над портретом» Изображение человека:
портрет мамы;
автопортрет с другом;
спортивные игры;
веселый и грустный клоун Помощь в объяснении задания
10 Наглядное пособиеЛучшие пленэрные работы из фонда «Линейная и воздушная перспектива»«Различные формы деревьев»«Образ дерева» Пейзаж:
этюды деревьев с натуры;
зарисовки природных мотивов;
живописные этюды неба на состояние;
тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето) Повышение результатов исполненияПримерная форма для подражания
натюрмортный фондПримерный перечень предметов натюрмортного фонда:Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
 Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).
Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).
Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).
Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
 Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).
Техническое оснащение программы:Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, компьютер, проектор, экран, интерактивная доска)
Список литературы
Литература для обучающихсяБелашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.Литература для педагога:Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.1 Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы «Основы художественных представлений». – М.: МИПКРО, 2001.
2 Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
3 См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив авторов: Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). – М.: Агар, 1996. Данная программа предлагает обучение от 1 до 2 часов в неделю и – соответственно – от 36 до 72 часов в год.
4 144 часа в каждый учебный год. См.: Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для педагогаБазанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
программа «основы натурного рисунка и живописи» (ОНР) Равинская
Г.В.
программа «объемно-пространственная композиция» (макетирование)
Андреева З.С. Базилевич Т.М.
программа «история искусств» (МХК) Середнякова Е.Г.
программа «компьютерное моделирование» Барчугова Е.В.
программа «академический рисунок» Бочкарева А.Г. , Кольцова Е.А. ,
Мунц А.В.
программа «черчение» Сафразбекян Т.Г.