Технологическая карта по русскому языку на тему ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ

Русский язык
Урок Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
Тип урока
Освоение нового материала

Педагогические задачи
Создать условия для ознакомления с правилом написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени; совершенствовать умения правильно писать и выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; способствовать развитию умения определять грамматические признаки глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты
Познакомятся с правилом написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени; научатся выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени; подбирать синонимы к данным глаголам; определять грамматические признаки глагола; выполнять морфологический разбор слова

Метапредметные УУД
Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные результаты
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке


Организационная структура урока

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащегося

1
2
3
4

II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте скороговорку. Догадайтесь, как ее надо читать правильно. Обозначьте в словах ударение.
– Чем интересны слова в скороговорке? Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Укажите род глаголов прошедшего времени.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Обозначают ударение в словах. Подчеркивают глаголы в неопределенной форме. Указывают род глаголов прошедшего времени.
Перепёлка пе
·ла (ж. р.), пе
·ла (ж. р.), пе
·репела перепе
·ла (ж. р.).
Пе
·репел не утерпе
·л (м. р.) – перепёлку перепе
·л (м. р.).
И пою
·т перепела
·: «Спать пора
·, спать пора
·!»
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказан-

Минутка чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Запишите буквосочетания.
– Подберите однокоренные слова к слову «береза».
– Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы.
Выполняют чистописание.

Березы землю украшают. Везде ты можешь встретить это прекрасное дерево.


Работа над словами с непро-веряемым написанием
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадки.
Записывают словарные слова.



Как на грядке под листок
Закатился чурбачок –
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец.)
Он щекастый, красный, гладкий,
Он растет у всех на грядке.
Положи его на солнце –
Он дозреет у оконца.
Этот толстенький сеньор –
Всем известный (помидор).
– Запишите словарные слова, используя прием ассоциаций.



ные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
Проводит игру «Блицопрос».
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке будем учиться правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевое вы- сказывание в устной форме

IV. Объяснение нового
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.
Осуществлять анализ объек-

материала.
Наблюдение над языковым материалом.
– Рассмотрите глаголы прошедшего времени на экране.
Он таял – нулевое окончание.
Она таяла – окончание -а.
Оно таяло – окончание -о.
– Определите число данных глаголов.
– Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? Какого рода могут быть глаголы? На какой вопрос отвечают данные глаголы? Какие они имеют окончания?
Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.


– Единственное число.
– Данные глаголы изменяются по родам. Глаголы мужского рода отвечают на вопрос «что делал?», «что сделал?», имеют нулевое окончание. Глаголы женского рода отвечают на вопрос «что делала?», «что сделала?». имеют окончание -а. Глаголы среднего рода отвечают на вопрос «что делало?», «что сделало?», имеют окончание -о.
тов. Осуществлять контроль по результату


– Какой вывод можно сделать?
– Рассмотрите глагол «таяли». Какого числа этот глагол? Можно ли определить род глаголов во множественном числе?
– Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
– Во множественном числе род глаголов определить нельзя.



– Сформулируйте вывод.
– Во множественном числе глаголы прошедшего времени имеют окончание -и, отвечают на вопросы «что делали?», «что сделали?». Во множественном числе глаголы прошедшего времени по родам не изменяются.



– Прочитайте предложения. Назовите время, род/лицо, число глаголов. Укажите их окончания. Запишите.
Читают предложения и анализируют глаголы.
1) Зимой трещали морозы. (Трещали – прош. вр., мн. ч., окончание -и.)



Зимой трещали морозы. На земле лежал снег. Кричат на деревьях грачи. Подули теплые ветры.
2) На земле лежал снег. (Лежал – прош. вр., ед. ч, м. р., нулевое окончание.)
3) Кричат на деревьях грачи. (Кричат – наст. вр., 3-е л., мн. ч., окончание -ат.)
4) Подули теплые ветры. (Подули – прош. вр., мн. ч., окончание -и.)


Работа по учебнику (упражнение 233)
– Прочитайте. Определите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква «о». Объясните свой ответ. Укажите над этими словами часть речи.
– Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?

· Спишите. Выделите родовые окончания гла- голов
Списывают. Выделяют родовые окончания глаголов прошедшего времени.
Всё загудел (гл.), всё блеснул (гл.),
Так стало шумно (наречие) и светло (наречие)!
В лазури облако (сущ.) блеснул (гл.),
Как лебединое крыло (сущ.).
Выполняют морфологический разбор слова.
Загудело – гл., что сделало?, нач. ф. – загудеть, совершенный вид, невозвр., I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ср. р., сказуемое.
Блеснуло – гл., что сделало?, нач. ф. – блеснуть, совершенный вид, невозвр., I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ср. р., сказуемое


V. Первичное закрепление знаний. 
Работа по учебнику (упражнение 234).
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Прочитайте скороговорки.
– Спишите скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Применяют новые знания на новом языковом материале.
Работают в парах. Произносят скороговорки. Списывают скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.
Осознанно и произвольно строить речевое вы- сказывание в устной форме, обосновы-


– Проверьте, умеете ли вы быстро, правильно, четко и ясно произносить скороговорки.
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.
Лариса у Бориса нарвала барбариса и компот из барбариса наварила для Бориса.
Выполняют разбор глаголов по составу.

вать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

Работа по учебнику (упражнение 235)
– Прочитайте отрывок стихотворения И. Сурикова.
– Запишите по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
– Подберите синонимы к каждому глаголу
Записывают, подчеркивают в словах изученные орфограммы.
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела
Подбирают синонимы.
Се
·ло – ушло, зашло, спряталось.
Заалела – появилась, покраснела.
Выполняют морфологический разбор слова.
(На краю) далеком – прил., на каком?, нач. ф. – далекий, м. р., ед. ч., П. п., определение


VI. Дальнейшая работа по закреплению и обоб- щению при-обретенных
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Прочитайте выразительно стихотворение И. Токмаковой.
– О чем эти строки? Какое чувство у вас воз- никло?
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.
Выписывают глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам. Указывают их род.
Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить

знаний и умений.
Работа по учебнику (упражнение 237).
– Найдите глаголы. Какой из них чаще употребляется в разговорной речи? А как будет звучать этот глагол в литературной речи?
– Выпишите глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам. Укажите их род.
– Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Заобижала (ж. р.), зажала (ж. р.), просил (м. р.), откусил (м. р.).
Выполняют морфологический разбор слова.
Меня – местоим., кого?, нач. ф. – я, 1-е л., ед. ч., В. п., дополнение.
понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.

Работа по учебнику (упражнение 238).
– Проведите опыт. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе – по родам. А изменяются ли они по лицам и числам? Попробуйте изменить глагол «шел» по лицам и числам. Сделайте вывод: как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Рассуждают и делают выводы: глагол в прошедшем времени обозначает действие, которое произошло или происходило еще до того, как его назвали. Глагол прошедшего времени отвечает на вопросы «что делал?», «что сделал?» и обычно образуется путем прибавления суффикса -л- к основе неопределенной формы.
Род
Единственное число
Множественное число

Мужской
Мальчик шел
Мальчики шли

Женский
Девочка шла
Девочки шли

Средний
Время шло
Облака шли

– В прошедшем времени глаголы изменяются по родам только в единственном числе. Во множественном числе они по родам не изменяются. По лицам в прошедшем времени глаголы не изменяются вовсе.


Работа по карточкам(задание 144).

– Прочитайте. Подберите глаголы, которые могут иметь данные окончания. Запишите их. Укажите в скобках время, число и род глагола или только время и число.
– Разберите по составу любой из записанных глаголов.
Выполняют задание
Подбирают глаголы.


Время
Род
Число


прибежала
прошедшее
жен-ский
единст-венное


закрыло
прошедшее
средний
единст-венное

ё
рисовал
прошедшее
муж-ской
единст-венное


поливали
прошедшее

множественное

Разбирают по составу глагол.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

(задание 146)
– Прочитайте. Образуйте от глаголов в неопределенной форме глаголы прошедшего времени. Укажите род глаголов в единственном числе.
– Выделите в глаголах прошедшего времени суффиксы и окончания.
– Устно разберите по составу любой из образованных вами глаголов в прошедшем времени
Образуют глаголы прошедшего времени. Выделяют в них суффиксы и окончания.
Светить – (м. р.), (ж. р.), (ср. р.),
Услышать – (м. р.), (ж. р.), (ср. р.),
Зеленеть – (м. р.), (ж. р.), (ср. р.),




Реять – (м. р.), (ж. р.), (ср. р.),


VII. Итог урока. Рефлексия
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.
– Что нового узнали на уроке?
– Что такое глагол? Как изменяются глаголы?
– О каком времени глаголов мы сегодня узнали?
– Как изменяются глаголы прошедшего времени?
– Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени единственного числа?
– Как изменяются глаголы прошедшего времени во множественном числе?
– Расскажите о правописании родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Продолжают высказывания:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я приобрел
Я научился
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание упражнение 236 в учебнике
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 4