Конспект урока по русскому языку Изменение глаголов в прошедшем времени


Урок русского языка в 4 классе. Учитель МОУСОШ № 23 Третьякова Марина Владимировна
Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени.
Тип урока:
Комбинированный.
Форма урока:
Урок с использованием ИКТ.
Цели:
1. Познакомить учащихся с образованием глаголов в форме прошедшего времени; с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам и числам.
2. Научить распознавать род глаголов в пошедшем времени, изменять глагол породам в единственном числе, правильно писать родовые окончания.
3. Воспитывать чувство коллективизма (умение работать в парах, группах), прививать любовь к русскому языку, воспитывать чувство патриотизма.
Формы организации работы на уроке:
1. Индивидуальная
2. Работа в группах
Оборудование:
• компьютер
• мультимедийный проектор
• экран
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Дидактические цели и задачи методы,
приёмы
Организацион-ный момент
2’
Актуализация опорных знаний 2’ <Слайд 1>
- Прочитайте высказывание Куприна, как вы его понимаете?
На каждом уроке русского языка получаем новые знания. И сегодня мы не только повторим пройденный, но и откроем новые секреты русского языка, узнаем новое об изучаемой части речи – глаголе.
Я уверена, что у вас всё получится. На каждом этапе мы будем себя оценивать по «лесенке успеха»
- Почему говорят, что глагол – самая богатая часть речи?
- Откуда у глагола такое название? Приветствие. На предварительном этапе проверка готовности учащихся к уроку.
Отвечают на вопросы. Обеспечить работоспособность учащихся на уроке.
Самоконтроль.
Словесный
Словарно-орфографичес-кая минутка
4’ <Слайд 2>
- Прочитайте толкование словарных слов-глаголов, замените одним словарным словом.
Разговаривать, обмениваться мнениями (беседовать)
Испытывать желание, хотеть (желать)
Ярко блестеть, сияя переливаться светом (сверкать)
- Что общего у этих слов?
- Что такое неопределенная форма глагола? Размышляют, заменяют одним словарным словом, записывают, выделяют и устно объясняют орфограммы.
Высказывания детей.
Индивидуальная работа ученика у доски, остальные в тетрадях. Закрепить правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.
Самооценка. Частично-поисковый
практический
Работа по теме урока: 2’
а) Замени глаголом следующие обороты.
Прикусить язык – замолчать.
Путаться под ногами –мешать.
Чесать языком – болтать.
Зарубить на носу – запомнить.
Как зеницу ока – беречь.
- Что можно сказать об этих глаголах?
Ответы детей
Развитие умения работать в парах
Частично-
поисковый
Изучение новой темы.
(постановка проблемы) 2’
- Образуйте от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени.
- К данным глаголам добавлены существительные.
- Согласны ли вы с таким написанием? Почему? Образуют от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени.
репродуктив-ный,
практический
Постановка цели урока.
1,5’ -А сейчас попробуйте сформулировать тему урока. («Изменение глаголов прошедшего времени»)
- Сегодня мы понаблюдаем за изменением глаголов в прошедшем времени по числам и родами поупражняемся в написании родовых окончаний. Формулируют тему урока.
Развивать умение выделять главное, изменять глаголы прошедшего времени по числам и по родам в единственном числе.
проблемный
1,5’
Физминутка.
Называются глаголы:
Б.в – руки вверх;
Н.в. – руки опущены;
Пр.в. – присесть. Развитие внимания, активный отдых
игровой
5’ б) - Образуйте от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы.
- Что вы узнали о глаголах прошедшего времени? Ученики образовывают от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделяют суффиксы, записывают на доске и в тетради.
- Глаголы изменяются по числам, а в ед.ч исле – по родам.
- Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс л.
- У глаголов, оканчивающихся на -чь, происходит чередование конечного согласного корня и суффикс л – отсутствует. Изменять глагол по родам в единственном числе, правильно писать родовые окончания.
практический
Закрепление изученного
(работа в группах) 5’
а) Разгадать ребус, записать в тетрадь в таблицу, изменяя его по родам и числам. Разгадывают ребус, записывают в тетради.
Проверяют комментируя.
Формирование навыка изменять глаголы по родам в единственном числе, правильно писать родовые окончания.
Развитие умения работать в группах. Частично-поисковый,
практический
Упражнение в правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени. б) дифференцированное задание.
1.Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род;
2. разбор слов по составу;
3. синтаксический разбор предложения. Индивидуальная работа детей по разноуровневым карточкам. Закрепление по теме.
Самооценка. репродуктив-ный,
практический
Итог
1’ Ответьте на вопрос, используя только глаголы:
- Что делали сегодня на уроке? Называют глаголы (думали, писали, говорили, изучали…) Подведение итога урока. Словесный
Рефлексия
3’ Вот и подошел к концу наш урок. Оцените свою работу на уроке, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Сегодня на уроке я узнал…
Было интересно…
Я научился …
Было трудно …
Мне захотелось …
Где мне это пригодится …
Русский язык я изучаю для того …
Дети высказываются, продолжая прочитанную фразу, по результатам своей работы на уроке. Определить эффективность работы детей на уроке. Оценочный момент
Муз.пауза
1,5’ Слушают песню.
Эмоциональное поддержание интереса к теме. Эмоциональная разрядка на уроке.
Дифференцированное задание:
Списать текст и выполнить задание:
1. поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род;
2. разобрать слова по составу;
3. выполнить синтаксический разбор предложения.
(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в голубом неб_. Кругом (стоять) т_шина. Теплый в_терок (пробежать) (по) моему л_цу.
Списать текст и выполнить задание:
1. поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род;
2. разобрать слова по составу;
(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в голубом неб_. Кругом (стоять) т_шина. Теплый в_терок (пробежать) (по) моему л_цу.

Списать текст и выполнить задание:
поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род;
(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в голубом неб_. Кругом (стоять) т_шина. Теплый в_терок (пробежать) (по) моему л_цу.