Конспект урока по русскому языку Изменение глагола в прошедшем времени по родам


Дата ______________
Класс 4
Урок русский язык
Тема Изменение глагола в прошедшем времени по родам.
Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Учить детей  изменять глаголы в прошедшем времени  по родам и числам.
Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
Воспитывать любовь к предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент
 2. Минутка чистописания
         Рабочий, решать, русский, ребята, ракета.
– Что общего у всех этих слов?– Повторим написание буквы Рр.
– Дайте характеристику звука Р. – Разделите данные слова на группы, объясните принцип классификации (по частям речи).– Заполните таблицу:
Имя сущ. Имя прилаг. Глагол
РабочийРебятаРакетарусский Рабочийрусский решать
– Объясните, почему слово рабочий, русский может выступать в роли существительного, прилагательного? (Лексическое значение слова, употребление в речи.)
3. Постановка проблемы к изучению темы
– Как вы думаете, с какой частью речи мы будем работать на уроке?– Что вы можете рассказать о глаголе? Продолжите фразы. – Измените глагол  решать по лицам и числам в трёх временных формах (по рядам: 1 ряд – прошедшее время, 2 ряд – настоящее вр., 3 ряд – будущее вр.)Прошедшее Настоящее Будущее
Решал          решали Решаларешало Решаю         решаемРешаешь      решаетеРешает         решают Решу       решимРешишь  решитеРешит     решат
– Внимательно посмотрите на столбики.– Что интересного заметили? (Глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам).– Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Приложение, слайд 7)– Глаголы изменяются по временам: наст. И буд. Времена изменяются по лицам и числам, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.
4. Изучение новой темы
– Сегодня мы подробнее познакомимся с глаголами прошедшего времени. (Приложение, слайд 8)
Задание: Заполните таблицу, вставляя где необходимо вопросы, род, окончания и слова для справок.(У детей напечатанные таблицы на партах)
Взаимопроверка (Приложение, слайд 9)
– Обратите внимание, от чего зависит окончание глагола прошедшего времени? (От окончания вопроса)– В предложении все слова взаимосвязаны. От какой части речи мы задаем вопрос к глаголу? (От существительного)– Сделайте вывод.– Проверим на практике (Приложение, слайд 10)– Обобщите знания: глаголы прошедшего времени в единственном числе…(Приложение, слайд 11) – вывод
Физминутка (Приложение, слайд 12)
– Сейчас немного отдохнем. (Все встали)Послушайте условие:Если услышите глагол в настоящем времени.Присядьте..Если я назову глагол в прошедшем.Поднимаете вверх обе руки.Услышав глагол в будущем времени.Топаете ногами.Слова:Блестит, блестело, будет блестеть;Спали, спят, будут спать;Прочитали, читают, прочтут;Летят, прилетел, будет лететь;Убежали, убегут, бегут;– Отдохнули, садитесь.– Прочитайте начало стихотворения. Найдите в тексте глаголы. Выпишите глаголы во множественном числе, выделите окончания. (Приложение, слайд 13)Что вы можете сказать об окончаниях? Почему у глаголов прошедшего времени во множественном числе окончание –и? (Приложение, слайд 14)– Задайте вопрос от существительного к глаголу. Сделайте вывод (Приложение, слайд 15)
5. Работа с диском (уроки Кирилла и Мефодия)
Урок 9.  задания №  4, 7, 5.
6. Самостоятельная работа
Упражнение 89 (если остается время)
7. Итог урока
– Составь рассказ по плану о глаголах прошедшего времени.