Урок Урок: Размышляем о прошедшем времени глагола


Урок: Размышляем о прошедшем времени глагола.
Цель: обобщить имеющиеся знания о глаголе, продолжить обучение правильномунаписанию окончаний глаголов в прошедшем времени
Задачи:
Образовательные:
Создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о глаголе.
Учить правильному написанию окончаний глаголов в прошедшем времени.
Развивающая:
Формировать умение рассуждать, произвольное внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся; формирование гибкости мышления.
Воспитательные:
Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: Урок – обобщение по теме “Размышляем о прошедшем времени”
Оборудование:

.
Оборудование:
Презентация к основной части урока.
опорные таблицы – схемы;
печатные листы для групповой работы;
“Орфографические словарики”.
индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
а) Минутка каллиграфии. б) Словарная работа. в) Определение темы и цели урока.
Систематизация знаний.
Тренировочные упражнения.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Работа по учебнику.
Итог урока - тест
Домашнее задание.
Ход урока 1. Организационный момент. Психологический настрой. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, И все правильно писать. А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Сегодня я предлагаю вам глубже окунуться в загадочный мир, чудесную страну.
Не добраться туда на поезде.
Не долететь на самолёте.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас всё есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть,
И сердце, чтобы всё понять.
Вы хотите узнать, что это за страна?
Это страна «Лингвиния». «Лингва» по – гречески «язык». Жители Лингвинии – звуки, слова, предложения. В гости к словам мы отправляемся часто и нам там всегда рады. А кто сегодня будет нашим экскурсоводом? Отгадайте.
Настя У.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летят ракеты,
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Какая часть речи может сказать так о себе? (глагол)
- Да сегодня мы будем говорить о глаголе. Закрепим, все, что знаем об этой части речи.
2. Проверка домашнего задания.
- К доске я приглашаю с каждого ряда по представителю. Ваша задача найти, подписать действия своего глагола, указать время, число.
- А с остальными ребятами мы начнём повторения.
Игра “Лото”.
1.- Глагол это ... /самостоятельная часть речи/ 2.- Глагол обозначает ... /действия предметов/ 3. Глагол отвечает на вопросы:  Что делает? Что сделает? Что делаю?4. Глаголы изменяются по числам и временам.5.Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:  Что делать? Что сделать?6. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ть, ти, чь.7. Не с глаголами пишется отдельно.8. Перед глаголами никогда не пишется предлог. У каждого ребенка карточка, на которой записан вопрос или ответ на один из вопросов. Ученик читает вопрос, а тот, у кого ответ на него – продолжает. Слайд 1- замок
- Посмотрите, в этой стране у нас получился хороший дом – целый дворец – для дядюшки Глагола. Но какой-то он пустой. Давайте, исправим это. Что украшает мир вокруг нас? (Природа) - Нравится?
- Запишите в тетрадях число.  Классная работа. Слайд 2
а) Минутка каллиграфии.
На доске крупно написано:
ть чь ти ть чь ти ть чь ти ть чь ти
– Что напоминают вам эти буквы? (Так заканчиваются глаголы неопределенной формы.)
– Запишите их на одну строчку. При письме соблюдайте одинаковую высоту элементов, наклон букв. Пусть на протяжении всего занятия буквы радуют вас.
б)Словарная работа.
– Запишите по памяти 4 глагола в неопределенной форме из нашего “Орфографического словарика”.
Дети записывают несколько слов. (Готовить, желать, жужжать, извинить, кипеть, и др. слова).
– Проведите взаимопроверку выполненной работы. Работайте в своем паре дружно, не забывайте о взаимовыручке. Поставьте на полях тетради отметку простым карандашом.
3. Систематизация знаний.
- Послушайте, ребята,  сказку – шутку. Слушайте внимательно. Кто будет внимателен – много всякой всячины усвоит, а кто невзначай  уснет, тот ни с чем уйдет.
Однажды на уроке русского языка учительница спросила  Лентяйкина: - Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы  умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»
- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)
- Какой теме ребята, мы посвящали предыдущие уроки. (Время глагола.)
- Правильно. Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие по стране Лингвиния. И опять отправимся в гости к очень хитрому глаголу.
Лилия Ш.
Этот хитренький глаголСебе ВРЕМЯ изобрел.«Ухожу», - кричит  сегодня.« А вчера, - кричит, -  ушел.»«Завтра, - скажет, - я  уйду!» Слайд 3Позавидуйте ему!
- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола? (прош., наст., буд, ) ПЛАКАТ
- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?
- Какие слова помогли определить время? ( Сегодня, вчера, завтра.)
Таблица по парам. Слайд 4
Время глагола Обозначает действия, которое…
вчера, сегодня, завтра Вопрос Пример
Прош Вчера Что сделал? Ушел
Наст Сегодня Что делаю? ухожу
Буд Завтра Что сделаю? уйду
- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время  глагола без ошибок. Правильно употреблять в речи глаголы каждого  времени.)4. Тренировочные упражнения.
- Назовите вопросы каждого времени и запишите их в тетрадях в три столбика.
Прошедшее время вчера Что делал? Что сделал?
Настоящее время сегодня Что делает? Что делают?
Будущее время завтра Что будет делать? Что сделает?
У нас есть сюрприз, который приготовил для нас  сам дядюшка Глагол: послушайте отрывок из стихотворения  Г.Виеру «Хлеб» услышав глагол хлопните в ладоши.
Работа проходит фронтально. Слайд 5
Артем К.
Бросил в землю зерно Человек,А укрыл его бережно Снег.Дождь весною поля оросил 
У росточка прибавилось  силГреет Солнце весенний росток,Золотит молодой колосок.Мукомол его тронет рукой –Станет колос отменной мукой.
- Ребята, значение каких слов вам не совсем понятны. (Оросил)
–Послушайте, в толковом словаре Ожегова дается такое толкование
ОРОСИТЬ - Полить, пропитать влагой. Дождь оросил землю.
- Назовите сложное слово.(мукомол) Найдите корни (мук, мол) и послушайте объяснение этого слова в новом толковом - словообразовательном словаре русского языка под редакцией Ефремовой.
МУКОМОЛ м. Тот, кто занимается размолом зерна на муку; владелец мукомольни.
- В каком времени стоят глаголы в начале стихотворения, в его середине и конце? Слайд 6
Виктория Никита
5. Физкультминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,Но шуметь совсем не нужно.Встали прямо, ноги вместе,Поворот кругом на месте.Хлопнем пару раз в ладошкиИ потопаем немножко.А теперь представим, детки,Будто руки наши – ветки.Покачаем ими дружно,Будто дует ветер южный.Ветер стих. Вздохнули дружно.Нам урок продолжить нужно.Подравнялись. Тихо сели.И на доску поглядели.
- Очень понравилось лебедю и уточке это чистое озеро, улетели они рассказать своим сородичам.  - Уплыло и лёгкое облачко. 
- Давайте с вами запишем, что произошло.
Комментированное письмо.
Лебедь улетелУтка улетела,Облако уплыло.
-В каком предложении глагол употребляется в переносном значении?(Облако плыло)
1. Что объединяет глаголы во всех предложениях? (Глаголы стоят в форме п.в.,в ед. ч.)
2.  Почему вы так решили? (Суффикс Л) 
3. Сравните окончания у им. существительного и глагола в первом предложении, во 2, в 3. Что заметили? (Окончания одинаковые)
4. Кто догадался почему? (Имя существительное и глагол стоят в одном и том же роде)
5. Укажите род имени существительного и глагола в 1 предложении, во 2, в 3.
6. Назовите одним словом лебедя и утку. (Птицы)
7. Подумаете, как из двух первых предложений сделать одно предложение. Время глагола не меняйте. (Птицы улетели)  8. Чем отличается глагол «улетели» от ранее написанных глаголов? (Стоит во множественном числе)  9. Определите род. (нельзя)
Сделайте вывод. 
Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.   Род глагола зависит от имени существительного, с которым оно связано.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 7
Число Род Вопрос Окончание Примеры
  м.р.      
  Что делала?    
    - о -  
- Как вы думаете, написанные нами слова случайны на сегодняшнем уроке? (нет потому что гл. прош вр. изменяется по родам)
7. Работа по учебнику.
а) Откроем учебник стр. 111 Упр. 295.
- Прочитает задание Сал Вал.
- Вместе хором прочитаем стихотворения
– От какого слова-командира зависит первый глагол? (лукошко.)
– От какого слова-командира зависит второй глагол? (кошка.)
1. Назовите время глагола стоял?
2. Какого города, числа сущ. лукошко?
3. Задайте вопрос от сущ. к глаголу (Что делало?)
4. Сделаем вывод, значит и гл стоит в ед.ч, ср.р.
5. Значит окончание будет о.
б) Наш глагол для вас приготовил еще одно задание.
Данные фразеологические обороты замените глаголами–синонимами в пр. в., в ед. чис.
Повесить нос – грустить грустил
Витать в облаках – мечтать мечтал
Водить за нос – обманывать
Ломать голову – думать
Проверка. Слайд 8
8. Итог урока.
- Вернемся к замку, сейчас можем смело закрасить последнюю башенку и перейти к изучению башни наст . времени.
- Выполним тест в ваших картах и подведем итог.
Проверка. Слайд 9
- Ребята, добились ли мы своей цели, поставленной в самом начале пути?
– Чему вы научились во время этого “путешествия”?
- Давайте оценим свои ответы.
10. Домашнее задание Упр. 308. Стр. 115
Литература:
Занимательная грамматика. Составитель Е.Е.Семенова.
Конкурс грамотеев. Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин
Здравствуй дядюшка Глагол. Т.Рик