Авторская программа математического кружка Учись учиться для 3-х классов

Оглавление

Пояснительная записка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - 2-5

Тематический план _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _- 6

Календарно-тематический план _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _- 7-17

Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _-18

Приложение №1 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ __ _ __ _ _ _- 19-20

Приложение №2 __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - 21-23

Приложение №3 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - 24-26

8. Приложение №4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ - 27-29

9. Приложение №5 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _- 30-36


























Пояснительная записка.

Введение.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта среднего образования РК, которые заключаются в следующем:
- Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
-Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
-Обеспечение преемственности начального, среднего и основного общего образования.
-Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками в познавательной деятельности.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Целью факультативных занятий «Учись учиться» является повышение уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих задач:
- развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
- развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
- развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
- развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
- развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
- развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
- формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных и занимательных задач.
При отборе и построении содержания программы факультативных занятий в основу положены следующие дидактические принципы:
- научности, согласно которому представленный в программе факультативных занятий материал должен соответствовать современным научным представлениям; в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приёмами научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т.д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень;
- преемственности и перспективности, согласно которому обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учётом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах;
- практической направленности, который ориентирует на подготовку учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни;
- творческого обучения, который предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;
- психологической комфортности, в соответствии с которым необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.
Методологическую основу организации факультативных занятий «Учись учиться» обеспечивает личностно-деятельностный подход, который признаёт центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В ходе обучения предполагается учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Программа факультативных занятий предусматривает работу с учащимися 3-их классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа.
Такое распределение нагрузки объясняется в первую очередь психофизическими особенностями учащихся данного возраста, а также объёмом изучаемого программного материала по математике для соответствующего класса общеобразовательных учреждений.
Содержание программы факультативных занятий для третьего класса представлено пятью разделами:
Из истории. Детям о прошлом;
Математические чудеса и тайны;
Наглядная геометрия;
Занимательные задачи;
Заключительные занятия.
В программе предлагается определённая последовательность изучения разделов.
В рамках факультативных занятий учащиеся познакомятся с решением нестандартных, занимательных, старинных и шуточных задач, с возможностями выполнения заданий разными способами, с правилами построения логических рассуждений, с конструированием и рисованием геометрических фигур и их развёрток, с заданиями на деление и разрезание геометрических фигур, с различными играми, имеющими математическую направленность, с игровыми стратегиями, математическими фокусами.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.
Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т.п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.
На факультативных занятиях могут быть использованы разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина и др.
Работа учащихся должна строиться как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны знать:

- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- интересные факты биографии известных ученых-математиков;
- основные факты истории развития математики.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на
эрудицию и интуицию;
- применять нестандартные методы при решении программных задач
- решать числовые ребусы, различного вида занимательные задачи,
- разгадывать ожидаемые и самостоятельно составлять магические квадраты и математические кроссворды, пользоваться рациональными приёмами устных и письменных вычислений.










































Тематический план.

I. Раздел. Из истории. Детям о прошлом. (10 часов)

В этом разделе ребята познакомятся с историей возникновения счёта, узнают интересные биографические факты из жизни талантливых математиков С.В. Ковалевской и Архимеда, расширят знания о календарном времени, о старинных мерах длины (локоть, сажень, пядь, ладонь), сформируют представление о точных и приближенных числах, об открытии нуля, о числовых мозаиках. Дидактические игры «Веселый калейдоскоп», «Задумай число», «Самый самый» помогут детям ознакомиться с правилами и приемами быстрого счета.

II. Раздел. Математические чудеса и тайны. (7 часов)

Через занимательные упражнения дети узнают, что такое математические ребусы, игры, логические задания, математические забавы, фокусы, научатся составлять, разгадывать кроссворды, проводить фокусы, составлять фигуры из «Танграма». Такие занятия способствуют развитию мышления, логики, сообразительности, математических способностей, расширяют кругозор и прививают интерес к математике.

III. Раздел. Наглядная геометрия. (7 часов)

В этом разделе на практических занятиях ребята научатся преобразовывать и конструировать геометрические фигуры, выполнять графическое моделирование, расширят представление о пространственных фигурах, отработают навыки нахождения площади и объёма разными способами.

IV. Раздел. Занимательные задачи. (8 часов)

Тематика раздела формирует представление о занимательных старинных задачах, об истинных и ложных высказываниях. Дети научатся решать задачи на движение, повышенной трудности разными способами. На уроках дети развивают логику, память, речь, умение работать в группах, усидчивость, взаимопомощь.

V. Раздел. Заключительные занятия. (2 часа)

На заключительных занятиях ребята обобщают и закрепляют полученные знания в виде урока- соревнования (КВН), учатся выпускать математические газеты.


Календарно-тематическое планирование


п/п
Тема
Дата
Кол-во
часов
Цели и задачи
Тип
занятия
Оборудование
Литература

I. Из истории. Детям о прошлом.


1
Как люди научились считать

1
Рассказать детям о том, как люди научились считать.
1. Познакомить с историей возникновения счета.
2. Развивать любознательность, кругозор детей, память, речь.
3. Прививать интерес к предмету математики.
лекция

иллюстрация, дидактический материал
Л.Г. Петерсон «Математика» 3 класс стр.72-75

2
Из истории развития счёта игра «Весёлый калейдоскоп»

1
1. Сформировать представление детей о происхождении счета.
2. Развивать мышление, навыки счета, внимание.
3. Прививать интерес к предмету.
комбинированный


дидактический материал
Л.Г. Петерсон «Математика» 3 класс стр.75-78

3
Правила и приёмы быстрого счёта. Конкурс «Кто быстрее сосчитает»

1
Познакомить с правилами и приёмами быстрого счета.
1. Научить быстрому счету в пределах 100, 1000.
2. Развивать внимание, мышление, навыки счета
3. Прививать интерес к предмету.
комбинированный


карточки-тренажеры, дидактический материал.
А.Б. Акпаева « Сборник задач и упражнений» 4 класс стр. 18-22

4
Числовые мозаики

1
Сформировать представления о числовых мозаиках.
1. Отрабатывать умения в решении головоломок с числами.
2. Развивать интерес к математике через творческие, занимательные задания;
3. Развивать логическое мышление.
4. Воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельность.

закрепление пройденного материала.

карточки и диск с головоломками, карта путешествия на остров Веселый счет, картина корабля, ребусы, роботы – жители острова, изготовленные учащимися, интерактивная доска, магнитофон.
Интернет

5
Талантливая женщина математик С.В. Ковалевская. Игра «Задумай число»

1
1. Сформировать представление о жизни и деятельности С.В. Ковалевской.
2. Расширить кругозор детей, любознательность, целеустремлённость. 3. Прививать интерес к математике.
лекция

портрет, дидактические игры
Интернет

6
Точные и приближённые числа

1
На основе сравнения величин дать первичное понятие точных и приближённых чисел. Повторить соотношения мер времени, массы и длины.
1. Способствовать формированию понятий «закономерность и случайность»
2. Развивать логическое мышление создать условия для формирования универсальных учебных действий.
3.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать
собеседника и принимать его точку зрения.
урок новых знаний
демонстрационные карточки, индивидуальные карточки для учащихся.

Интернет

7
Зарождение календаря и пути его совершенствования.

1
1. Углубить представление об истории зарождения календаря с древних времен до наших дней.
2. Расширить словарный запас, внимание, память.
3. Прививать интерес к теме.
лекция
календарь времени

Л.Г. Петерсон «Математика» 3 класс стр.189-192

8
Открытие нуля.

1
1. Сформировать представление учащихся об открытии нуля.
2. Развивать словарный запас, память, внимание, любознательность.
3. Прививать интерес к математике.
лекция
Словарные слова
Интернет

9
Старинные меры длины (локоть, сажень, пядь, ладонь). Игра «Самый, самый»

1
Познакомить учащихся с происхождением мер длины.
1. Показать, что их возникновение связано с практическими потребностями человека.
2. Развивать пространственное мышление.
3. Прививать интерес к математике.
лекция
Словарь единиц длины
Интернет

10
Знакомство с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

1
1. Сформировать представление о жизни и деятельности Архимеда.
2. Расширить кругозор детей, любознательность, целеустремлённость
3. Прививать интерес к математике.
лекция
портрет, дидактические игры.

Интернет

II. Математические чудеса и тайны


1

Математические ребусы и игры. Весёлые разминки.

1
Через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, расширению их кругозора, развития математических способностей.

Урок-игра
Ребусы, кубики трёх цветов: красный, зеленый, синий; геометрические фигуры: треугольник, квадрат.
Д. Доспамбетов «Казахская народная занимательная арифметика» стр.162-178

2
Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности)

1
Сформировать представление о заданиях развивающие логическое мышление.
1. Обеспечить усвоение учащимися заданий повышенной трудности.
2. Создать условия для развития логики, мышления, памяти и внимания.
комбинированный

магические квадраты, цепочки и закономерности.

Н.И.Удодова «Логические и комбинаторские задачи» стр.111

3
Математические забавы. Решение и составление ребусов.

1
Формировать познавательную активность и широту кругозора.
Повысить уровень математического мышления и интереса к математике.
урок-игра
Высказывания о математике, карточки с заданиями
А.Б.Акпаева»Занимательная математика» 3класс стр.167-178

4
Математические фокусы

1
Сформировать представление о математических фокусах.
Научить проводить математические фокусы.
Развивать мышление, логику и сообразительность.
игра
Карточки с числами, палочки
А.Б.Акпаева « Занимательная математика» 3 класс стр.203-208

5
Китайская головоломка «Танграм»

1
Познакомить учащихся с историей танграма, определить фигуры, из которых состоит танграм.
Развивать умение составлять фигуры из танграма; коммуникативную и творческую компетентности.
Урок практикум
Геометрические фигуры, квадраты для разрезания
Интернет

6
Математические кроссворды.

1
Углубить представление о математических кроссвордах.
Научить составлять и разгадывать кроссворды.
Прививать интерес к математике
комбинированный
Математические кроссворды
Я.И.Перельман « Вторая сотня головоломок» стр.158

7
Математические горки. Наглядная алгебра. Игра «У кого, какая цифра»

1
Сформировать понятие о наглядной алгебре.
Закрепить знание табличных способов умножения и деления.
Развивать навыки письменного и устного счёта, мыслительную деятельность учащихся при решении задач, анализе выражений и равенств.
комбинированный
Цветовые кружки, гномики
Д.Доспамбетов « Казахская народная занимательная арифметика» стр.235-240

III. Наглядная геометрия


1
Преобразование геометрических фигур.

1
1. Обобщить знания о геометрических фигурах, учить зрительному анализу с помощью логических задач.
2. Развивать практические навыки преобразования геометрических фигур на плоскости,   развивать смекалку и находчивость.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность и интерес к геометрии.
Урок практикум
Геометрические фигуры
Л.Г. Петерсон « Математика» 3 класс стр.173-176

2
Пространственные фигуры. Числовые головоломки.

1
Развитие пространственных представлений и конструкторских умений учащихся.
1. Формировать у учащихся понятие и представления о пространственных геометрических фигурах – геометрических телах.
2. Развивать умение сравнивать.
3. Прививать интерес к науке геометрии.
Урок практикум
иллюстрации предметов и объектов, содержащих геометрические тела, карточки с названием геометрических тел, чертёж с изображением призмы, конуса, цилиндра, “ромашка” с вопросами, 2 одинаковых набора моделей геометрических тел.
Л.Г.Петерсон « Математика» 4 класс стр. 169-174

3, 4
Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур.

2
1. Обучение учащихся деятельности моделирования и формирования на этой основе геометрических понятий и пространственного мышления.
2. Вести работу по расширению геометрических знаний учащихся, развитого пространственного воображения и логического мышления, формированию графической грамотности, элементов конструкторского мышления и конструкторских умений.
2. Развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Урок практикум
геометрические фигуры, счётные палочки. формулы


Л.Лонг «Загадочная геометрия»стр.128

5
Геометрический турнир

1
Закрепить геометрические понятия, умение решать геометрические задачи.
Воспитывать волю к победе, желание испытать свои силы.
Урок - игра
Карточки с заданиями
Л.Г.Петерсон « Математика» 3 класс стр.345-348

6
Графическое моделирование

1
Сформировать представление о графическом моделировании.
1. Научить выполнять графическое моделирование объёмных фигур.
2. Развивать мышление, воображение, фантазию.
урок-практикум
Объёмные фигуры
Интернет

7
Задачи на разрезание.

1
Формирование у учащихся практических умений и навыков при разрезании и складывании геометрических фигур.
1. Активизация познавательной деятельности школьников.
2. Обеспечение педагогических условий для развития творческого потенциала.
3. Развитие готовности к самообразованию.
Практическое занятие
Геометрические фигуры
Л.Лонг « Загадочная геометрия» стр.231

IV. Занимательные задачи


1
Решение занимательных задач. Меры в пословицах.

1
Сформировать представление о старинных мерах в пословицах.
Закрепить соотношения между единицами измерения длины, умение выражать значения величин в разных единицах измерения.
Развивать познавательные интересы, логическое мышление.
Урок нового материала
Пословицы, таблицы единиц длины, массы карточки с заданиями
Г.Г.Левитас « Нестандартные задачи на уроках математике в 3 классе» стр 60

2
Задачи смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1
Привитие интереса к предмету, дополнение знаний учащихся по математике.
Воспитание ответственности в принятии решения.
Умение работать в группах.
Комбинированный урок
Логические задачи
Н.И.Удодова « Смекай, считай, отгадывай» стр. 267

3, 4
Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат»

2
Сформировать представление о скорости, времени, расстоянии.
Научить решать задачи на движение.
Развивать память, речь, мышление, воображение.
Воспитывать любовь к предмету, аккуратность, усидчивость, взаимопомощь.
Урок нового материала
Формулы, таблицы
Л.Г.Петерсон « Математика» 3 класс стр.263-281

5
Старинные занимательные задачи.

1
Сформировать представление о старинных занимательных задачах.
Научить решать старинные занимательные задачи.
Развивать мышление, логику, память, сообразительность, внимание.
Комбинированный урок
Тексты старинных задач, иллюстрация
Интернет

6, 7
Решение задач повышенной трудности

2
Сформировать представление о задачах повышенной трудности.
Научить решать задачи повышенной трудности.
Прививать интерес к предмету.
Урок новых знаний
Тексты задач, иллюстрация
Л.А.Дендюк «Решение математических задач и заданий повышенной сложности» стр.280

8
Логические задачи. Истинные и ложные высказывания.

1
Сформировать представление об истинных и ложных высказываниях.
Научить решать логические задачи.
Прививать интерес к предмету.
комбинированный
Карточки с логическими заданиями
Б.П. Гейдман «Подготовка к математической олимпиаде» стр.128

V. Заключительные занятия


1
Выпуск математической газеты

1
Научить выпускать математические газеты, развивать навыки работы в группах, прививать интерес к предмету
Урок творчества
Образцы математических газет
Интернет

2
Математический КВН

1
Сплочение классного коллектива, развитие речи, кругозора учащихся.
Развитие навыков устного счета, внимания, абстрактного мышления, развитие логики.
Прививать интерес к предмету.
Урок - игра
Эмблемы у каждой команды, ручки, плакаты, карточки с заданиями.
Интернет

























Список литературы

1. А.Б.Акпаева «Занимательная математика» - АлматыKітап баспасы, 2011 год

2. А.Б.Акпаева «Сборник задач и упражнений» - АлматыKітап баспасы, 2011 год

3. Д. Доспамбетов «Казахская народная занимательная арифметика»- Алма-Ата: «Мектеп»,1987 год

4. Гейдман, Б. П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2–4 классы / Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. 4-е изд. М. : Айрис-пресс, 2008.  128 с.

5. Дендюк, Л. А. Решение математических задач и заданий повышенной сложности в начальной школе : уч. пособие / Л. А. Дендюк. М : Илекса; Народное образование; Ставрополь : Сервис-школа, 2007. 280 с.

6. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай (материалы для занятий с учащимися 1–4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) / сост. Н. И. Удодова. Волгоград : Учитель, 2008. 111 с.

7. Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе / Г. Г. Левитас. М. : Илекса, 2008.  60 с.

8. Лонг, Л. Загадочная геометрия / Л. Лонг; пер. с англ. Т. И. Попова. Минск : ООО «Попурри», 2006. 128 с.

9. Перельман, Я. И. Вторая сотня головоломок / Я. И. Перельман. М. : АСТ: Астрель; ХРАНИТЕЛЬ, 2007.  158 с.

10. Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс. Ч. 1–3 / Л. Г. Петерсон. М. : Ювента, 2002.

11. Петерсон, Л. Г. Математика. 4 класс. Ч. 1–3 / Л. Г. Петерсон. М. : Ювента, 2002.







Приложение №1

Тема: Старинные меры длины.

Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с происхождением мер длины.
2. Развивать пространственное мышление.
3. Прививать интерес к математике
Тип урока: лекция.
Метод: словесный, наглядный, практический
Оборудование: словарь единиц измерений, карточки с заданиями.

Ход занятия.
Орг. момент
Сообщение темы и цели занятия
Формирование новых понятий
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений (время, температура, длина и т. д.). Даже первобытный человек вынужден был измерять длины, например, при постройке своего жилища.
Какими были первые единицы измерения длины (меры), какими были первые измерительные приборы?
Сначала это были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаг. Большие расстояния измерялись переходами, привалами, днями. Например, говорили, что от одного города до другого три дня пути. А в Японии существовала мера, называемая «лошадиным башмаком». Это был путь, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
У многих народов расстояние определялось по дальности полёта стрелы или ядра из пушки.
Для измерения маленьких отрезков часто использовался локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя).
Учитель измеряет локтем длину шнура, а затем предлагает это сделать нескольким ученикам. Количество локтей получается разное.
Почему же получилось разное количество? Удобно ли прикладывать локоть, например, к строящейся стене?
В некоторых странах по образцу приготовили палочки длиною в один локоть. А главный образец – «Священный локоть» - хранился в Храме.
Словарь единиц измерения
Верста (поприще) – мера длины, равная 1,06 км
Аршин – мера длины, равная 0,71 м
Сажень – мера длины, равная 2,13 м
Четверть – мера, равная четвертой части какой-либо единицы измерения
Пядь – расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении. (19 – 23 см)
Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба. (38 – 46 см)
Вершок – мера длины, равная 4,5 см
1 дюйм     –   2 см 54 мм
1 ярд         –   91 см
Позднее появились другие меры. Так в России измеряли «маховой» или «косой» саженью. («Маховая» – расстояние между раскинутыми в сторону руками, «косая» - от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки.)

Закрепление пройденного материала

Решение заданий
1. Рост дюймовочки. (Ответ: 2 см 54 мм)
2. В сказке «Умная девочка» поп наказал Марии наткать 100 локтей полотна. Сколько это метров? (Ответ: 46метров.)
3. Идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся? (Ответ: через 10 дней.)
Подведение итога занятия
Рефлексия.














Приложение №2

Тема: Китайская головоломка «Танграм»
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с историей танграма, определить фигуры, из
которых состоит танграм;
- развивать умение составлять фигуры из танграма;
- коммуникативную и творческую компетентности.
Тип: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, проблемный, самостоятельный.
Оборудование: геометрические фигуры
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке вы разделились на группы и должны были сделать из бумаги правильные многогранники. Показываем.
3. Объяснение новой темы
Учитель: Хорошее изображение – это качество, необходимое в равной мере и математику, и поэту. Великий французский просветитель Вольтер как – то сказал: «В голове у Архимеда было гораздо больше воображения, чем в голове у Гомера». На рисунке 1 изображена часть крепостной стены. Один из камней стены имеет столь причудливую форму, что если вытащить его из стены и положить иначе, то стена станет ровной. Изобразите этот камень. Учитель проверяет выполнение данного задания. Учитель: следующее задание – отец, у которого было четыре сына, имел квадратное поле. Четверть поля (рисунок 2) он оставил себе. Остальные часть обещал отдать сыновьям, если те сумеют разделить поле между собой на равные по площади и по форме части. Как сыновьям выполнить это? Учитель проверяет выполнение данного задания. Учитель: Занимательных задач на разрезание квадрата – множество. Если разрезать квадрат, как показано на рисунке 3, по получится популярная китайская головоломка ТАНГРАМ, которую в Китае называют «чи чао ту», т.е. умственная головоломка из семи частей. Название «Танграм» возникло в Европе, вероятнее всего, от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грамма» (в переводе с греческого «буква»). Танграм – это квадрат разрезанный на специальные части. Вероятно, эти части квадрата первоначально служили для демонстрации геометрических фигур. В самом деле, можно легко составить из частей квадрата: прямоугольник, параллелограмм, трапецию и другие. С определениями этих фигур и их свойствами знакомство произойдет позже – в старших классах, а пока нужно знать названия фигур, из которых состоит сам квадрат танграма: треугольники разных размеров, квадрат и параллелограмм Фигурки. Давайте внимательно рассмотрим заготовленные трафареты и разрежем их по линиям. У нас должно получиться 7 плоских геометрических фигур.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Элементы Танграма можно использовать в повседневной жизни. Например, дизайнеры создали вот такие полочки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Практическая работа.
Учитель: теперь вы получите карточки с картинками. Вам нужно составить их с помощью фигур танграма. При этом приветствуется помощь соседу, если кто-то из вас выполнил быстрее. Если вы оба выполнили задания, то можете получить дополнительную карточку.
Карточка 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Карточка 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5. Итоги урока.
6. Рефлексия



























Приложение №3
Тема: Геометрический турнир.
Цели и задачи:
- Закрепить геометрические понятия;
- Воспитывать волю к победе, желание испытать свои силы;
- Уметь решать геометрические задачи.
Тип: игра
Методы: словесный, наглядный, проблемный, самостоятельный.
Оборудование: карточки с заданиями, геометрические фигуры.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Класс делится на две команды.
- Приветствие команды «Четырехугольников»:
Нам всем, как воздух,
Геометрия нужна!
Чтобы выиграть турнир
С соперником с «Квадратом»,
Должны мы все сегодня победить.
Мы, «Четырехугольники»,
Лучшие в мире школьники,
Четыре у нас угла, четыре стороны.

Приветствие команды «Квадрат»:

И прекрасна, и сильна
Геометрия страна!
Здесь везде идут подсчеты
Все доказывают что-то.
Здравствуйте, а мы Квадраты!
Площади измерить рады.
Ведь у нас четыре стороны
И, как видите, равны.
Приветствуем соперников команды «Четырехугольник»!
Ведущий вызывает капитанов команд, они берут два конверта с заданиями:
- Сколько всего треугольников в этой фигуре?
Карточка 1 Карточка 2



Задание командам:
Дан прямоугольник, длина которого в 2 раза больше ширины.
Разрежьте этот прямоугольник на две части так, чтобы из них можно было составить прямоугольный треугольник.
Как нужно разрезать данный прямоугольник на две части,
чтобы из них можно было составить равнобедренный треугольник (две стороны равны).
1) 2)




Школьная страна, математический класс. На троне королева Геометрия. Вдруг в зале появляется ученик из нашей школы. Королева спрашивает: «Как ты сюда попал?»
-Я уснул за решением геометрической задачи, и вот я здесь, отвечает школьник.
- Есть ли у тебя какое-нибудь желание? спрашивает королева.
- Я не знаю... да, есть желание: я хочу вернуться, и чтобы задача была решена.
- Ты, оказывается лентяй. Слушай меня. Ты не вернешься домой, пока не ответишь на мои вопросы, рассердилась Геометрия.

- Тогда первый вопрос: «Что называется четырехугольником»?
Ученик дает определение.
- Молодец! Слушай второй вопрос: «Сколько палочек надо, что - бы смастерить куб? (Двенадцать.)
- Как найти площадь прямоугольника? (Найти произведение двух сторон.)
- Ты справился со всеми заданиями, но справятся ли наши дети?

1. Четырьмя линиями отделите мышек от кошек ( - мышь, - кошка)


оо



2. На коврике изображено 7 роз. Требуется тремя прямыми линиями разрезать коврик на 7 частей, каждая из которых содержала бы по одной розе.









- А теперь давайте поиграем!
Игра «Колумбово ЯЙЦО»
Веселый гусь
Я веселый белый гусь,
Ничего я не боюсь.
Но вчера упал я с кочки,
Разлетелся на кусочки.
Собирал меня енот -
Получился пароход!
Помогите, помогите.
Из кусков меня сложите!



Королева Геометрия проверяет, как справились с заданиями.
Вы с геометрией «на ты»,
Умеете складывать плоты,
Умеете площадь измерять
И симметричность проверять.
Но новые знания ждут впереди.
Дерзайте! Творите! Точите умы!

Ведущий подводит итог игры.



















Приложение №4

Тема урока:    «Решение задач на движение»
Цели и задачи урока:
- Актуализировать навыки при решении задач на движение
- Дать возможность учащимся оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний
- Показать практическое применение знаний

Оборудование:  таблицы, жетоны, карточки, предметы для аукциона.
Тип: урок нового материала.
Методы: словесный, наглядный, проблемный, самостоятельный.

Ход урока:
І. Приветствие.
- Ребята, сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – «аукцион знаний». А что такое «аукцион»? (Это публичная продажа товаров) Вы, наверное, знаете, какой существует неотъемлемый атрибут аукциона? (гонг)
- «Товар» на аукционе – это «лот». Товаром на уроке сегодня будут задачи на движение, различные по сложности. Чтобы «купить» лот - нужны ваши знания.  На продажу    выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда (группа) в обмен на знания.
- Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
ІІ. Подготовка к аукциону.
- Прежде чем прозвучит гонг – каждая команда – участница должна «внести» залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе. Время ограничено! (Звучит удар гонга)
(Устная работа)
1. Ваня и Вова решили отправиться на прогулку. Ваня шёл со скоростью 6 км/ч, а Вова со скоростью 100 м/мин. Кто из них шёл быстрее? (Мальчики шли с одинаковой скоростью, так как если перевести в одинаковые единицы, то 6 км/ч = 100 м/мин)
2. Оля и Света вышли одновременно по направлению к школе. Оля шла со скоростью 40 м/мин, а Света со скоростью 50 м/ мин. Какое расстояние будет между ними через 5 минут? (За 1 минуту между ними расстояние 10 метров, а за 5 минут – 50 метров)
3. Коля ехал на машине к бабушке по шоссе  90 минут, а обратно по просёлочной дороге 1 час 30 минут. Предположите, когда скорость была больше – на пути к бабушке или обратно? Почему? (Рассуждение детей: время было затрачено одинаковое, так как 90 мин =1ч 30мин. Если расстояние по шоссе было длиннее, чем по просёлочной дороге, то скорость могла быть одинаковой. Если расстояние по шоссе и по просёлочной дороге одинаковое, то скорость была различной.)
Подведение итогов 
ІІІ. «Продажа предметов» (Решение задач на движение)
(Работа по группам)
- Первый лот – начальная цена 10 баллов. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
На доске табло:   
             1 команда                             2 команда                           3 команда
 

ЛОТ № 1 Интересный экспонат.
Каждая команда задачу: Расстояние между пунктами А и В 70 км. Велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч, а пешеход со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
Рассуждения детей: (В условии не дано направление движения)
-  Предположим, что пешеход и велосипедист двигались навстречу друг другу
(Задача решается с подробным объяснением каждого действия)
  1) 5+15=20(км/ч)
2) 20 · 3=60(км)
3)70-60=10(км)
- А можно ли решить задачу другим способом?
1) 15·3=45(км)
2 )5 · 3=15(км)
3) 45+15=60(км)
 4)70-60=10(км)
- Предположим, что велосипедист и пешеход двигались в одном направлении. Велосипедист из пункта А, а пешеход из пункта Б.
- (одновременно с рассуждением детей на слайде появляется решение каждого действия)
1. 15Ч3=45 (км)
 2. 5Ч3=15 (км)
 3. 70-15=55 (км)
 4. 55+45=100 (км)
- Подумайте, как ещё могли двигаться велосипедист и пешеход?
- Верно, они могли двигаться в противоположном направлении. 
(Решение задачи)
1. 15Ч3=45 (км)
 2. 5Ч3=15 (км)
 3. 45+15=60 (км)
 4. 60+70=130 (км)
- Может быть ещё какой-то вариант движения?
- Да, они могли двигаться в одном направлении, только в другую сторону. Пешеход из пункта Б, велосипедист из пункта А. 
(Решение задачи)
15Ч3=45 (км)
 5Ч3=15 (км)
 70-45=25 (км)
 25+15=60 (км)
- Молодцы, вы справились с решением задачи очень хорошо! Пришло время отдохнуть!
ІV. Музыкальная пауза
- Теперь подведём итоги.
 
 V. Продолжение «продажи».
ЛОТ № 2. Эксклюзивный экспонат.
 
Учитель читает задачу: Из одной деревни вышли две группы туристов. Одна группа отправилась на восток и шла со скоростью 4км/ч, а другая группа – на юг и шла со скоростью 3 км/ч. Обозначим на карте маршрут их движения. Масштаб карты 1см:1 км. Пройдя 2 км, каждая группа туристов разбила лагерь. После этого туристы продолжили путь: первая группа направилась на юг со скоростью 3 км/ч, а другая на восток со скоростью 4 км/ч. Пройдя расстояние  2 км, встретятся ли туристы? (на слайде показано движение туристов и место их встречи).
1) 2·4 =8 (км)
2) 2·3=6 (км)
3) 2·3=6(км)
4) 2·4=8(км)
Ответ: встретятся.
- Подведём итоги «продажи». 
ЛОТ №3. Экспонат с неизвестным. 
Каждая группа получает задание на карточке:
Из двух пунктов, расстояние между которыми 390 км, одновременно навстречу друг другу выехали грузовой автомобиль и автобус. Скорость автомобиля – 70 км/ч, Через 3 часа они встретились. Узнайте скорость автобуса. Составьте уравнение.
Решение: Х3+703=390
                 (70+Х)3=390
                70+X =390:3
             70+X=130
             X=130-70
              X=60(км/ч)
(Подведение итогов)
ЛОТ № 4. Экспонат с транспортными средствами. 
- На слайде даны скорости различных видов транспорта. Составьте задачу – это задание каждой команде. (Команды предлагают свою задачу. Идёт обсуждение. Подводятся итоги продажи этого лота)
 
VІ. Финал аукциона. ( Подсчитываются очки каждой команды)
VІІ. Итоги. Рефлексия.
 
Приложение №5

Тема: Математический КВН.
Цели и задачи:
- сплочение классного коллектива, развитие речи, кругозора учащихся;
- развитие навыков устного счёта, внимания, абстрактного мышления, развитие логики;
- повышение интереса к математике.
Оборудование:
для участников - эмблемы у каждой команды, ручки
для ведущего - плакаты:
"Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит" (М.В.Ломоносов).
"Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению" (М.И.Калинин).
"Математика - это язык, на котором говорят все точные науки". ( Н.И.Лобачевский).
"Математика - царица всех наук"
карточки с заданиями.
Тип: игра
Методы: словесный, наглядный, проблемный, самостоятельный.

Ход занятия

1. Звучит фонограмма песни "Мы начинаем КВН:" или песня Шаинского "Дважды два четыре".
Под музыку 2 команды (6 человек) выходят на сцену. Остальные ученики - болельщики.
Жюри - учителя, гости.
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас состоится КВН, посвящённый математике - царице всех наук.
Соревнуются две команды 3-х классов.
- Что такое КВН? Что вы об этой игре знаете?
Мы будем состязаться, в умении логически мыслить, применять смекалку и свои знания по математике. Будет много интересных и весёлых заданий.
2. Представление команд.
Команда 3 "А" класса.
Капитан: Мы команда:
Все: "Эврика"!
Капитан: Наш девиз:
Все: Пришёл, увидел и решил!
Обращение к жюри:
Вы нас милое жюри, Очень не журите. А на нас с любовь посмотрите И немножко "поджюрите".
Команда 3 "Б" класса.
Капитан: Наша команда:
Все: "Мыслители"!
Капитан: Наш девиз:
Все:
Мы будем мыслить, убеждать, Идя к финалу, побеждать!
Обращение к жюри:
Вам доверено немало: Справедливо ставить баллы. Не победа нам важна -  Справедливость нам нужна! Пожелаем вам пока. Чтоб не дрогнула рука, Будем мы решать опять Оцените нас на пять!
3. Конкурс "РАЗМИНКА".
- Отгадайте, о каких цифрах идёт речь.
1.
Маленькая, хвостатенькая,  Не лает, не кусает,  А из класса в не пускает? (2).
2. Если самое большое двузначное число перевернуть, то получится: (66).
3. Что за цифра - акробатка? Если на голову встанет. Ровно на 3 меньше станет? (9).
4. Два кольца, но без конца, Если я перевернусь,  То совсем не изменюсь. (8).
4. Конкурс "ПРОЧИТАЙ НАЗВАНИЕ СТРАНЫ".
- Купцы, какой страны называли цену товара, взяв друг друга за руки и нажимая на определённые суставы пальцев? Не оттуда ли пошли слова "ударить по рукам", означавшие заключавшие заключение торговой сделки? (КИТАЙ).
0
2
5
14
30
50
64
83
100

И
Н
Л
К
П
Й
Т
В
А

54 : 6 + 45 : 9
72 : 8 - 36 : 4
100 - 32 : 8 * 9
90 - 63 : 9 + 17
84 - 28 : 4 * 5 + 1
- В какой стране применяли впервые "0" 1500 лет тому назад? (ИНДИЯ)
0
2
5
14
30
50
64
83
100

И
Н
Л
Н
П
Й
Д
В
Я

72 : 8 - 36 : 4
54 : 6 + 45 : 9
100 - 32 : 8 · 9
84 - 28 : 4 * 5 - 49
90 - 63 : 9 + 17
5. Конкурс для болельщиков
1. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на березах не растут)
2. Одно яйцо варится 5 минут, а сколько варятся 6 яиц? (5 минут)
3. На одной руке 5 пальцев, на двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)
4. На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг)
5. Сколько концов у одной палочки? А у двух с половиной? (6 концов)
6. Горели 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось? (2)
7. Назовите все арифметические действия. (сложение, вычитание, деление, умножение)
8. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
9. Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)
10. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Какое расстояние проехал кучер? (5 км)
(Очки, которые заработали болельщики защитываются своей команде)
6. Конкурс "СОСЧИТАЙ ТРЕУГОЛЬНИКИ".
Знает даже и дошкольник, Что такое треугольник.  Но совсем другое дело -  Быстро, точно и умело Треугольники считать. Например, в фигуре этой  Сколько разных? Рассмотри! Всё внимательно исследуй  И по краю, и внутри!(12)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7. Конкурс КАПИТАНОВ
"Семь раз отмерь, один раз отрежь".
Данную фигуру нужно разрезать на две равные части так, чтобы при наложении они совпали.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответ:
1 вариант
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2 вариант
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Если капитаны не смогут выполнить задание, то могут попросить помощь у команды - тогда заработанное очко будет меньше).
8. Конкурс "Математическая пословица".
Решив примеры, дети зачитывают пословицу.
3 "А" класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Ответ: Какого гостя позовёшь, с таким и побеседуешь).
3 "Б" класс
Решив примеры, дети зачитывают пословицу.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Ответ: Кто труд любит, тот долго спать не будет)
9. Задание БОЛЕЛЬЩИКАМ.
Прочитать старую русскую пословицу. Выдаются карточки болельщикам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Ответ: Злой собаке много надо)
10. Конкурс "ФИЛОЛОГОВ" (домашнее задание)
Участники конкурса говорят по - очереди пословицы, поговорки содержащие числа, математические термины. Побеждает та команда, которая последняя говорит пословицу или поговорку.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
Семь раз отмерь - один отрежь.
Старый друг лучше новых двух. И т. д.
11. Конкурс "НАЙДИ ОШИБКУ"
Каждой команде предоставляется плакат с числами.
Задание: определить числа, которые не делятся
1-й команде на число "3",
21
9
12

14
24
30

15
27
19

(Ответ: 14, 19 )
2-й команде на число "4".
8
24
20

40
16
22

32
18
12

(Ответ: 22, 18)
12. Конкурс "СОБЕРИ ФИГУРУ".
Каждой команде выдаётся образец фигуры и конверт с геометрическими фигурами.
13. Задание БОЛЕЛЬЩИКАМ (Загадки)
Я буду загадывать загадки. Первый отгадавший получает фишку - очко для своей команды.
1.
Он давно знакомый мой, Каждый угол в нём прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? (квадрат)
2.
Ты на меня, ты на него, На всех на нас он смотрит. У нас всего, у нас всего, У нас всего по три.
Три стороны, и три угла, И столько же вершин. И трижды трудные дела Мы трижды совершим.
Всё в нашем городе - друзья, Дружнее не сыскать Мы фигур семья, Нас каждый должен знать. (треугольник)
3.
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (цифры)
4.
Число я - меньше десяти, Тебе легко меня найти,  Но если букве Я прикажешь рядом встать, Я - все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (7, семья.)
5.
Арифметический я знак, В задачнике меня найдёшь во многих строчках. Лишь 0 ты вставишь, зная как, И я - географическая точка. (Плюс - полюс)
Итог:
Мы закончили игру, Но праздник продолжается. Жюри объявит нам итоги Когда посовещается.
Звучит песня "Дважды два четыре".
Слово жюри.
Награждение победителей команд и лучших знатоков математики.










13PAGE 15


13PAGE 142015






.яирте