Статья по физической культуре на тему Круговая тренировка для развития физических качеств

Статья: «Круговая тренировка как средство развития физических качеств»
Автор:
Москаева Раиса Григорьевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1 г. Волжского Волгоградской области,


Круговая тренировка получила широкое распространение и признание как у нас в стране, так и за рубежом. Первоначально она возникла в Англии, как новое организационная форма эффективного использования физических упражнений. Дальнейшее развитие круговая тренировка получила в трудах немецких специалистов по физической культуре. Они создали целостную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методик применения физических упражнений. Основная цель круговой тренировки - эффективное развитие двигательных качеств. Такая цель предполагает комплексное развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировки, выполняемых упражнений. Исследования, рассматривающие эффективное применение круговой тренировки в учебном процессе остаются актуальными и сегодня. Это разработка таких вопросов, как выбор средств, форм и методов физического воспитания на различных этапах подготовки, повышения эффективности использования учебного времени, практическая разработка рекомендаций с целью внедрения их в учебный процесс.
Круговая тренировка возможна при наличии определенного места ее проведения, инвентаря, станционных плакатов. Учащиеся предварительно должны быть подготовлены и ознакомлены с организационной формой проведения занятий. Причем на протяжении учебного процесса сохраняется связь прямая и обратная между учеником и учителем.
Таким образом ,на уроке физической культуры, круговая форма занятий позволяет большему числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, использовать максимальное количество инвентаря и оборудования.
Время, планируемое на проведение круговой тренировки, будет зависеть от задач, которые необходимо решить в процессе общей и специальной подготовки и количества станций.
В зависимости от поставленных задач круговая тренировка может планироваться учителем в начале или в конце основной части урока. Это зависит от контингента учащихся, от года обучения, от физической подготовленности. Применение круговой тренировки в начале основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме. В конце основной части урока комплексы круговой тренировки применяются для сохранения и закрепления достигнутого уровня физического развития, а так же совершенствования пройденного учебного материала.
Круговая тренировка на уроках физической культуры хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно по гимнастике, способствует повышению плотности урока и положительно воздействует на организм, так как в кратчайшие сроки позволяет развивать общую и специальную физическую подготовку.







Модель обучения при применении круговой тренировки







Заданная программа






Исходная информация
Цели и задачи круговой тренировки
Программируемый результат





Физическое развитие учащихся
Варианты нагрузки и ее увеличение на станции
Улучшение физического развития





Физическая подготовленность учащихся
Этапы применения и совершенствования круговой тренировки на уроках
Повышение физической подготовленности и выполнение учебных нормативов





Морально-волевая подготовленность учащихся
Индивидуальная тренировка
Освоение учебного материала







Воспитание воли для преодоления трудностей при выполнении упражнений


В своей работе я постаралась обобщить методику моделирования круговой тренировки на уроках физической культуры. Я предприняла попытку создать карточки-задания. Состоящие из двух частей – символического рисунка и текстового описания упражнения. Такие карточки-задания я применяю в круговой тренировке в дополнительных групповых и индивидуальных занятиях непосредственно на уроках физкультуры, так и на секционных занятиях. В своей школе этот метод организации физического воспитания я стала использовать из-за маленького спортивного зала (18х9х5) и большого наполнения учащихся в классах (25-30 человек), нехватки инвентаря.


Организация метода.
- в спортзале оборудуются так называемые «станции», то есть, места для выполнения соответствующих двигательных действий;
- на каждой «станции» обучающимся даются определённые задания (упражнения), дозировка, методические указания по его выполнению;
- задания выполняются одновременно всеми учащимися.
Учащиеся путём перестроения делятся а отделения, в каждом отделении назначается старший отделения.
Применяя круговой метод на уроках физкультуры необходимо соблюдать правила:
- подбирать упражнения в соответствии с целями и задачами занятия;
- с учётом переноса двигательных качеств и навыков;
- выполнение всей упражнений необходимо строго регламентировать исходя из уровня подготовленности, возраста и пола обучающихся
Упражнения круговой тренировки приучают учащихся к самостоятельному мышлению, развитию физических способностей, вырабатывают алгоритмы двигательных действий близких по своей структуре к спортивной или профессиональной деятельности в комплексе с морально-волевой подготовкой.
Круговая тренировка на уроках физкультуры
Хорошо увязывается с программным материалом( по лёгкой атлетике, спортиграм и, особенно, гимнастике).
Способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом.
Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.


При разработке упражнений круговой тренировки по учебно-программному материалу необходимо:
- определить конечные цели воспитания физических качеств, их развития на конкретном этапе обучения;
- провести анализ упражнений, установить их связь с учебным материалом, помня при этом о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений для того или иного навыка;
- комплекс упражнений должен вписываться в определённую часть урока с учётом степени физической подготовленности;
- определить объем работы и отдыха на «станциях» при выполнении упражнений с учётом возрастных и половых различий;
- создать станционные плакаты и определить способ их размещения;
При программировании комплекса упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, необходимо учитывать, что организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и значительно – хуже переносит нагрузки, требующие проявления выносливости и силы. Для развития выносливости и силы в юношеском возрасте хороших результатов можно ожидать от чередования станций, направленных на развитие силовой выносливости со станциями, развивающими ловкость, быстроту, гибкость.
Хочу поделиться некоторыми данными об эффективности круговой тренировки используемой в учебном процессе на уроках физической культуры в нашей школе.

Исследование применения круговой тренировки
Настоящее исследование является работой по обоснованию использования круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию. На основании проведенных исследований разработана программа развития двигательных качеств в круговой тренировке с систематизацией физических упражнений по педагогическому принципу:
- проведена модель станционного задания;
- систематизирован подбор физических упражнений в комплексы круговой тренировки для общей, специальной физической подготовки;
- определены место и объем (минимальный) эффективного использования круговой тренировки в учебном процессе по физической культуре;
Чтобы определить какое влияние оказывает круговая тренировка на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся проводился педагогический эксперимент.
В опытных классах применялась круговая тренировка для родготовки к соревнованиям «Президентские состязания», а в контрольных обучение велось обычным способом.
Первый этап применения круговой тренировки на занятиях по гимнастике на первом году обучения.
Второй этап проходил на втором году обучения в классах, которые победили в школьном этапе соревнований президентских спортивных состязаний, т.е. после контрольных испытаний по легкой атлетике.
Круговая тренировка включена по темам программного материала (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).
Третий этап педагогического эксперимента проходил на протяжении трехлетнего обучения, т.е. комплексы круговой тренировки включены во все темы программы по физической культуре (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).
Целью исследования использования круговой тренировки были результаты ее использования в учебном процессе по физическому воспитанию в течении трех лет. Необходимо отметить, что непрерывное применение круговой тренировки на протяжении всего года снижает интерес учащихся к ней. Поэтому в нашем эксперименте нас интересовал минимальный объем использования круговой тренировки, который приводит к изменению физической подготовленности учащихся
В результате анализа применения круговой тренировки (контрольные испытания проводились начале и в конце учебного года) на протяжении нескольких лет мы сделали вывод:
1. Использование круговой тренировки на уроках физической культуры влияет на физическое развитие и физическую подготовку учащихся (показатели в экспериментальных классах выше, чем в контрольных);
2. Увеличение нагрузки и нормирование упражнений комплекса круговой тренировки способствует увеличению физической подготовленности учащихся;
3. Предлагаемые комплексы круговой тренировки, используемые в течении года влияют на любые методы развития физических качеств, даже такой, каким является круговая тренировка, не может заменить других методик. Разнообразие применения методических приемов на практике - неприменное условие педагогического мастерства.
Результаты применения круговой тренировки:
Протоколы соревнований (в приложении);
Занятые призовые места в течение нескольких лет подряд:
2007-2008г. – 1 место (10а класс) в Президентских состязаниях, 3 место в областных соревнованиях;
2008-2009г. – 2 место в Президентских состязаниях; 3 место в областных соревнованиях;
2009-2010г. – 1 место в Президентских состязаниях, 3 место в областных соревнованиях;
2010-2011г. – 3 место в Президентских спортивных играх;
2011-2012г. – 1 место в Президентских спортивных состязаниях, 3 место в Президентских спортивных играх.
2012-2013г. – 3 место в Спартакиаде школьников г.Волжского, 3 место в Президентских состязаниях, 3 место в Президентских спортивных играх.
2013-2014г. - 3 место в Президентских спортивных состязаниях, 2 место среди 9-х классов в Президентских спортивных состязаниях.
2014-2015г. - 3 место в Президентских спортивных состязаниях.
Круговая тренировка по темам программы (в приложении).





















Методические разработки







Комплекс упражнений
круговой тренировки для уроков
по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, гимнастике




















15