Классный час: Как развивать свои способности?


Классный час: «Как развивать свои способности?»
План
1. Ход классного часа
2. Обоснование выбора темы классного часа
3. Цель и форма
4. Как создавалась соответствующая теме классного часа обстановка
5. Как учитывались возрастные особенности ребят при подборе
материала
6. Как учитывались и проявлялись индивидуальные особенности ребят
7. Отношение учащихся к теме классного часа
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя.
Ребята! Приходилось ли вам слышать такую оценку человека: «какой способный, талантливый», или совсем наоборот: «ну ни к чему нет способностей». А что такое, по-вашему, мнению, способности?
Выслушав ответы учащихся, учитель поясняет: «Люди произносят слова «способности», «способный», «неспособный» и т.д., но при этом часто ошибаются, оценивая человека. Ученика, у которого образовались пробелы в знаниях, из-за чего он не может воспринимать новый материал, называют неспособным. Способности часто путают со знаниями, умениями или с какой-то чертой характера»
Способности - совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.
Основу способностей составляют природные физические и психические свойства человека, наследуемые им от родителей. Например, одни люди обладают очень хорошим, как говорят абсолютным слухом. Другие такой способности не имеют. Эти природные свойства называют задатками. Они как бы дают направление, как в дальнейшем будут развиваться способности. Способности выражаются у человека только в труде. Нельзя судить, есть ли у человека способности к пению, пока он не начал петь.
Учитель организует обмен мнениями учащихся по вопросам:
1. Как вы думаете, у всех людей есть способности? 2. Кто хочет рассказать о своих способностях, о способностях близких вам людей? 3. Каких результатов вы достигли в развитии своих способностей?
Подводя итог, учитель делает вывод о том, что способности есть у всех людей, только не всегда человек знает какие именно. Это могут быть способности к технике, изучению иностранных языков, творчеству, спорту и т.д. Поэтому очень важно узнать о своих способностях как можно раньше. Ведь наследственность еще далеко не все. В развитии способностей человека важное значение имеют условия, в которых он живет и, конечно, личные качества человека. Способности не развиваются от одного желания стать выдающимся певцом, банкиром, математиком, спортсменом. Особенно важны здесь трудолюбие, терпение, упорство, умение преодолевать трудности. Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель: «Гений - 99% труда и только 1% дарования». Только трудом человек может достичь результата. Учитель предлагает детям вспомнить пословицы и поговорки о труде. Для развития способностей важно поставить себе цель. Развитие способностей происходит в течение всей жизни, но решающим является период до 20 лет.
II. Игры - упражнения: «Интеллектуальные забавы».
1. Прочитай правильно.
Перед вами фразы, в которых перепутан порядок слов. Кто быстрее сумеет произнести все предложение?
• Весит, трех «Электроника», ни, телевизор, более, килограммов.
• Загрязнение, растений, и рек, морей, делает, рыб, не пригодными,
для, их, жизни.
• Пожалуй, не, формой, человека, восхищался, бы, снежинок, который,
ни, изумительной, найдется.
2. Придумайте как можно больше рифм к словам:
• Поляна
• Осень
• Речка
3. Укажите, в каком из слов (портной, подвал, труба, залы, антракт) естьбуква «д»? (задание воспринимается на слух. Отвечать быстро.)4. Оля просила мужа купить мяса, масла, мыла, спички. Он купил масло,
сало, спички и мясо. Что он забыл купить? Что купил лишнее? (Заданиевоспринимается на слух.)
III. Мини-итоги (записывается в тетрадь)
Составление памятки «Как развивать свои способности?»:
1. Обязательно верь в себя
2. Поставь перед собой цель
3. Упорно трудись
4. Старайся и постоянно внушай себе, что все сможешь.
5. Никогда не сдавайся
6. Слушай советы тех, кто старше и опытнее тебя
7. Делись своими способностями с окружающими людьми
8. Не ленись
9. Твори, выдумывай, пробуй
Обоснование выбора темы классного часа
Тема классного часа, «Как развивать свои способности?», была выбрана не случайно, а в первую очередь в связи с ситуацией в классном коллективе. Ребята неохотно посещают кружки и секции и поэтому, на мой взгляд, разговор о способностях был просто необходим. Необходимо добавить, что данная тема напрямую соотносится с определением воспитания Л.И.Новикова, согласно которому воспитание - это управление развитием личности.
Цель и форма
Цель: Сформировать представление учащихся о том, что такое способности человека. Форма: Классный час - размышление. Ребята 5 класса являются детьми младшего подросткового возраста, а именно в этот период у ребенка возникает самосознание и потребность познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других людей, присущими качествами. Поэтому ребенок должен знать о своих способностях и о том, как нужно их развивать. Ведущей деятельностью подростков является общение, поэтому классный час проводится в форме часа-размышления, когда ребята могли обсуждать и высказывать свои идеи по поводу способностей.
Как создавалась соответствующая обстановка, Роль учителя
Во время мероприятия ребята свободно делились своими мыслями, присутствовало желание показать себя другим, а также соревновательный момент. Соответствующую обстановку удалось достигнуть за счет вступительного слова учителя и при этом учитель выступал в роли старшего товарища, собеседника, который стимулировал ребят делится своими мыслями. Необходимо отметить, что учитель ставил перед собой задачу убедить своих учеников в их человеческой ценности, в том, что человека без способностей не существует.
Как учитывались возрастные особенности ребят при подборе
материала
Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, учащиеся пятого класса являются младшими подростками, и ведущей деятельностью подростков является общение. Материал классного часа был подобран и выстроен таким образом, чтобы вызвать учащихся на диалог, т.е. помочь построить общение по указанной теме.
Как учитывались и проявлялись индивидуальные особенности ребят
Каждый ребенок индивидуален, многие дети очень общительны, а другие наоборот замкнуты, поэтому при проведении классного мероприятия необходимо учитывать личностные характеристики ребят, чтобы никто не остался «за бортом». Учитель постарался учесть индивидуальные свойства каждого ученика при построении беседы, втягивая ребят с трудом идущих на контакт, стараясь создать ситуацию успеха для каждого из них.
Отношение учащихся к теме классного часа
На мой взгляд, тема мероприятия «Как развивать свои способности» и ее обсуждение, было очень интересным и личностно значимым для ребят, т.к. представленный материал необходим для самостроительства, самореализации и самоутверждения ребенка. Ребята больше узнали о своих способностях и о способностях своих товарищей.