Внеклассное мероприятие по математике Магистр и черный ящик


Внеклассное мероприятие по математике
«Магистр и черный ящик»
Разработала: Статива Э.С. – учитель математики высшей категории
МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа №5 им. С.М.Кирова»
Ульяновск
2015
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
В процессе обучения математики большое значение хорошо организованная внеклассная работа. Известно много интересных ее форм. В том числе и математические игры.
Математические игры объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память.
Использование программного материала вызывает у обучающихся активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для обучающегося сведения из различных областей математики, развивают интерес и любознательность.
Предлагаемые мероприятия позволяют привить интерес к математике, научить обучающихся думать логически, быстро думать, принимать правильное решение, вызвать желание расширить свой кругозор.
Интеллект – шоу
«Магистр и черный ящик»
Правила игры
В игре участвуют 2 команды по 6 человек. В черном ящике находится какой-либо предмет, связанный с математикой. Ведущий (им может быть преподаватель или обучающийся) задает участникам игры наводящие девять вопросов-подсказок относительно предмета, находящегося в ящике. Цена подсказок за каждый вопрос постепенно падает на 10 очков: с 80 (первый вопрос), затем 70 и т. д. до 0 очков (последний вопрос). В конце игры очки подсчитываются. Выигрывает команда, набравшая наибольшее число очков. Лучшему игроку присваивается почетное звание «Магистр».
Игру можно провести в виде шоу, праздника. Между заданиями могут быть показаны музыкальные номера, математические фокусы и т. д. Никаких специальных приспособлений и инструментов не нужно, кроме непосредственно загадываемых предметов.
В конце игры победители получают подарки.
27527257239001 тур.

Вопросы-подсказки:
1. (80 очков) Историк ХХ века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний Восток и современная Европа».
2. (70 очков) Источник множества интересных математических задач. Термины из этой области можно встретить в литературе по комбинаторике, программированию, кибернетике.
3. (60 очков) Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов.
4. (50 очков) Родина-Индия. Возраст-ХVстолетий. Имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название – чатуранга.
5. (40 очков) Уроженец Праги по имени Стейниц первым прославил свое имя в связи с этой игрой.
6. (30 очков) Это постоянный спор «двух К».
7. (20 очков) Это дворцовая жизнь в миниатюре.
8. (10 очков) Это игра связана с населенным пунктом.
9. (0 очков) На квадратике доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Комментарий преподавателя.
∎ Известен интересный исторический факт: 16 декабря 1776 г. произошло крупное сражение при Тристоне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими северо-американских колоний. Генерал Роль забыл прочитать донесение от своих разведчиков, так как был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в шахматы!
∎ Многие известные люди обожали играть в шахматы. Это Лев Толстой, Илья Репин, Тургенев, Менделеев, куда бы он ни шел или не ехал, всегда брал с собой шахматы.
∎ Шахматы - символ мудрости и справедливости.
∎ Все до сих пор спорят, что такое шахматы – исскуство, спорт или игра? Для кого – то это труд, для кого – то отдых. Однако очевидно, что для игры в шахматы нужны воля, упорство, настойчивость в достижении поставленных цели, хорошая память, логическое мышление, математические способности и, несомненно, талант.
2 тур.
Вопросы-подсказки:
1. (80 очков) Год рождения игры – 1974г.
2. (70 очков) Изобретатель – архитектор, преподаватель вуза.
3. (60 очков) Если играть без системы, то для достижения цели потребуются миллионы лет.
4. (50 очков) Используя определенную систему, можно достичь цели за 23с.
5. (40 очков) Эта игра – наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию.
6. (30 очков) Игру называют «игрой столетия». Она полезный спутник в дальней дороге.
7. (20 очков) Внешний вид – правильный многогранник.
8. (10 очков) Состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
9. (0 очков) Игра носит имя автора.
Комментарий преподавателя.
∎ Преподаватель архитектуры из Будапешта ЭрнеРубик придумал эту игру для развития пространственного воображения студентов. Однако время увлечения кубиком Рубика было всеобщим. В 1982г. даже проходит чемпионат по собиранию кубика Рубика. Лучшее время скорости сборки кубика 22,95с. Теоретически собрать кубик из любого положения можно не более, чем за 23 хода. Изобретатель этой игры прославился на весь мир.
3 тур.

Вопросы-подсказки:
1. (80 очков) Древнейшее изобретение человечества. Его придумали римляне, правда, «размеры» данного изобретения были « несколько короче», нежели сейчас.
2. (70 очков) То, что лежит в этом ящике, много раз на протяжении тысячелетий претерпевало изменения. Но лишь в двух случаях человечество приняло это во внимание и запомнило.
3. (60 очков) Даты этих изменений известны: в первый раз – 46г. до н. э.; во второй раз – 1582г.
4. (50 очков) Эти даты связаны с именами известнейших людей: великого императора и папы римского.
5. (40 очков) Это изобретение связано с системой счета больших промежутков времени, основанной на периодичности видимых движений небесных тел.
6. (30 очков) Изобретение это строго дискретно. В переводе с латинского языка это «долговая книга».
7. (20 очков) Имена тех с кем связывают данное изобретение, Юлий Цезарь и папа Римский Григорий Х111.
8. (10 очков) До октябрьской революции в России использовали первую модификацию этого изобретения, а с 14. 02. 18г. и по сегодняшний день имеет место вторая модификация.
9. (0 очков) Худеет с каждым днем толстяк и не поправится никак.
Что ни день, по одежке
Отдает нам СЕРЕЖКА,
А с последней расстался –
Сам куда-то девался.
Комментарий преподавателя.
∎Речь идет о календаре. Его изобрели давным – давно астрономы, наблюдая за движением Солнца и Луны. В древности год длился 10 месяцев, он был короче, начинался с марта, что приводило к всевозможным несоответствиям и путаницам. Юлий Цезарь (в его честь назван месяц июль) в 45 г. до н. э. и в 1582 г. папа римский Григорий Х111 начинали новое летоисчисление. Надо отметить, что Юлий Цезарь воспользовался советом египетского астронома Созигена, а папа римский по советам итальянского врача и астронома Лилио. Существует юлианский календарь и григорианский. В России до революции-юлианский период (т.е. счет времени идет по новому стилю). Счет времени по старому стилю и по новому стилю отличается на 13 суток.
∎ Петр 1 своим указом повелевал 1 января 1700 года в Москве все дома украсить елкой и поздравить друг друга с новым годом и столетием.
∎ Сейчас новый год начинается 1 января.
4 тур.
Вопросы-подсказки:
1. (80 очков) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что находится в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так кА завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
2. (70 очков) Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
3. (60 очков) Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
4. (50 очков) За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
5. (40 очков) В Древней Греции умение воспользоваться этим предметом считалась верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
6. (30 очков) Этот предмет незаменим в архитектуре и в строительстве.
7. (20 очков) Известный писатель Ю. Олеша, автор «Трех толстяков», писал: «В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».
8. (10 очков) Необходим при нанесении размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.9. (0 очков) Об этом предмете придумана загадка:
«Сговорились две ноги
Делать дуги и круги».
5 тур.

Вопросы-подсказки:
1. (80 очков) История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами.
2. (70 очков) Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь.
3. (60 очков) Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих размерах, становясь унифицированной. В разное врем в это внесли свою лепту Галилео Галлилей, папа Римский, инженер Кулибин.4. (50 очков) В начале ХХ в. поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
5. (40 очков) Эта вещь не имеет единственного числа.
6. (30 очков) Частично об этом поется в песне:
«Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь».
7. (20 очков) В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
8. (10 очков) Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.9. (0 очков) Этому предмету посвящена загадка:
«Весь день усами шевелят
И время узнавать велят».
Комментарий преподавателя.
∎Конечно же часы. Павел Буре, знаменитый хоккеист,занялся производством часов, и один из первых экземпляров своей продукции подарил Б.Н.Ельциную∎ Именно о скоротечности времени поется в песне «Есть только миг».
∎ Самые первые часы на земле – солнечные.
∎ Греческий филосов Платон изобрел первый будильник и школьный звонок одновременно, чтобы вв нужный момент можно было собрать своих учеников. Водяные часы или клипсидры, состояли из двух сосудов. В первый сосуд наливали воду, вытекая она вытесняла воду из второго сосуда; воздух по трубке устремлялся к флейте, она начинала звучать и дети бежали на урок, услышав звуковой сигнал.
∎ Затем появились песочные, огневые, механические часы. Сегодня, кроме времени, часы могут показывать месяц, число, день недели, давление, температуру воздуха, могут быть будильником, быть водонепроницаемыми, противоударными…Игру можно провести в виде шоу, праздника. Между заданиями могут быть показаны музыкальные номера, математические фокусы и т. д. Никаких специальных приспособлений и инструментов не нужно, кроме непосредственно загадываемых предметов.
В конце игры победители получают подарки.
Литература
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории необыкновенных вещей,-М., Педагогика – Пресс, 1992.
Энциклопедический словарь юного математика. – М., Педагогика,1989.
Савин А.П. Математические миниатюры. – М., Детская литература,1991.