интеллектуальная игра Черный ящик


Игра «Черный ящик» по физике в 9 классе
Цель: расширение кругозора учащихся, развитие умения объяснять
окружающие явления
Задачи:
развитие интереса к предмету; логического мышления,самостоятельности суждений;
формирование материалистического мировоззрения, нравственныхкачеств личности (доброжелательность, тактичность,добросовестность).
воспитание творческой инициативы.
Ход игры
Здравствуйте уважаемые участники игры и гости! Мы рады приветствовать вас в нашем кабинете физики! Наши гости будут на нашей игре – жюри. Жюри прошу судить строго, фишки и очки считать внимательно! Участников призываю к порядку: с места не кричать, руки поднимать, в команде работать дружно, слушать и уважать мнение соседа. Всем ни пуха, ни пера!
Правила игры:- команда, которая отгадала, что находится в черном ящике, получает черную фишку.
Окружающий нас мир полон тайн и загадок. Что может быть интереснее постиженье этих тайн. И что может быть прекраснее человеческого стремления к вершине познания окружающего мира.
Но дорога к вершине не легкая, вам предстоит несколько испытаний,преодолевая которые, узнаете, насколько хорошо вы дружите с физикой. Всамом конце игры – интрига – изюминка нашей игры вас ожидает.
Разминка. Этот конкурс разминочный, оценивается в 1 балл.
1) Чего в сундук не спрячешь? (Солнечный луч)
2) Сестра к братцу в гости идет, а он от неё прячется. Кто или что это?(Солнце и месяц)
3) Ревнул вол на сто сел, за сто речек. Что это такое? (Гром)
4) Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим
гром или увидим молнию? А почему? (Молнию. Скорость распространения
света – 300000км/с, а звука (грома) – 340 м/с)
5) Горя не знает, а горько плачет. Что это? (Туча)
6) В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед)
8) Когда лед может быть нагревателем? (Когда другое тело, находящееся всоприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры)
9) Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)
11) Чего в избе не видно? (Тепла)
12) Виден край, а не дойдешь. (Горизонт)
Раскрытие тайн «черных ящиков»
Вносится первый ящик. (1 минута на размышление)
В черном ящике вещество
-его используют для уменьшения трения
-оно хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения
- нас окружают три его агрегатных состояния
-его называют «соком» жизни на Земле
Организм взрослого человека состоит на 65% из него
Ответ Вода
2.Приспособление для передачи мыслей на расстояние.
Ответ: конверт
А что у нас в конверте? загадки на тему «Транспорт. Техника»
Отгадки пишите на листах и сдаете, та команда которая даст больше правильных ответов получает фишку.
1) Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь — прибавлю ходу. (паровоз)
2) Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Что такое? (самолет)
3) Каково назначение винта самолета? (Винт, захватывая воздух иотбрасывая его назад, создает частично тягу. Надувая воздух на крыло,
он образует подъемную силу)
4) Что служит рабочим телом у двигателя паровоза? (пар)
5) Какие виды передач используются в велосипеде? (Цепная передача)
6) Ходит полюшком коровушка, саженный язычок. Режет травушку коровушка под самый корешок. (Сенокосилка)
8) С края на край режет черный каравай. Кончит, повернется, за то же возьмется. (Плуг)
9) Возле уха — завитуха, а в середке — разговор. (Радионаушники)
Вносится черный ящик.
3.Назовите первый экипаж (транспортное средство) современного человека?
Ответ: Детская коляска. Из ящика вынимают игрушку или рисунок.
Сейчас для каждой команды конкурс «Найди лишнего»
Каждая команда получает по три конверта, в которые вложены карточки стерминами. Необходимо в каждом конверте найти лишнюю карточку.
1) Конверт «Физические величины»
плотность, сила тока, удельное сопротивление, заряд, количество теплоты, сопротивление, напряжение, время, работа тока, мощность.(Лишняя карточка: плотность)
2) Конверт «Физические приборы и механизмы»
Амперметр, вольтметр, динамометр, блок, барометр, термометр,спидометр, мензурка, жидкость, рычаг
( Лишняя карточка: жидкость)
3) Конверт «Физические явления»
Молния, инерция, радуга, падение тел, тяготение, короткое замыкание,движение, момент силы, нагревание, трение
(Лишняя карточка: момент силы)
Черный ящик
4. Заменитель футбольного мяча
Ответ: Консервная банка. Из ящика вынимают консервную банку.
Черный ящик
5. «Фотограф — мастер». Если поднимешь крышку, получишь свой портрет. Скажите, что находится в черном ящике?
Ответ: Зеркало
Черный ящик
6. В черном ящике находится всем знакомое физическое тело.
-благодаря этому телу можно доказать упругость газов
-его движение представляет собой пример механического движения
-оно круглое
-оно является другом некоторых спортсменов
Из-за него плакала Таня
Ответ: мяч
Черный ящик
7. В черном ящике находится физический прибор.
-работая с ним, надо быть очень осторожным
На нем есть шкала
-изготавливают из стекла или пластмасса
-с его помощью можно наблюдать диффузию
-с его помощью можно определять объем жидкости
Ответ: мензурка
Черный ящик
8. То что в черном ящике, изобрел очень талантливый человек, еще этот юноша придумал гончарный круг, первую в мире пилу. В нашей стране этот предмет был обнаружен при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а те кто умел с его помощью решать задачи- считались людьми большого ума. За много сотен лет его конструкция не изменилась, в настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
Ответ циркуль
Черный ящик
9. В черном ящике находится макет живого существа
-оно обладает большой чувствительностью глаз, и при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км
-всего за 0,05 с его мозг способен распознать объект
-за всю жизнь оно съедает около 40 т пищи
-Народная мудрость гласит: его надо бояться
-это существо-самое умное на земле
Ответ человек
Черный ящик
10. В черном ящике находится название явления
В конце ХIХ в. (1896 г.) французский физик А. Беккерель (1852—1908) стал свидетелем еще одного излучения, природа которого не имела никакого аналога. Он обнаружил, что уран, расположенный в конце периодической системы Д.И. Менделеева, обладает способностью самопроизвольно испускать какое-то невидимое излучение.
Вleft000 1898 г. П. Кюри и М. Склодовская-Кюри выделили из урановой руды два новых химических элемента: радий и полоний. Слово “радий” образовано от латинского - “излучать, испускать лучи”. Название полоний введено в память о Польше, откуда родом была М. Склодовская. Оказалось, что активность излучений этих двух элементов в несколько тысяч раз больше, чем у урана.
О каком явлении речь?
Ответ: радиоактивность, явление с которым мы познакомимся на след уроке.
Подведение итогов: А сейчас я прошу жюри подвести итоги нашей игры.
- Не нужно скучать, и без дела сидеть, идите изюминку к нам посмотреть!
(Ученик открывает ящик, смотрит , но не говорит, что там он увидел. Подходят по очереди остальные.) Из ящика извлекают тарелку с изюминкой и показывают всему залу. «Это и есть изюминка нашей игры!
Большего мы вам и не обещали.
Награждение победителей