Мастер — класс на тему «Изготовление аксессуаров из атласных лент в технике цумами- канзаши»


МКУ ДО «Касторенский Дом детского творчества»
Касторенского района Курской области
Конспект мастер – класса
Тема «Изготовление аксессуаров из атласных лент
в технике цумами- канзаши»
дата проведения: ноября 2015 г.
Автор: Метальникова Наталья Валерьевна
П. Касторное, 20015 г.
Мастер-класс: «Изготовление аксессуаров из атласных лент в технике цумами - канзаши»
Цель: знакомство педагогов с японским видом декоративного творчества, формирование технических умений и навыков при работе в данной технике.
Задачи:
 - Расширить кругозор педагогов в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества и об особенностях их выполнения.
 - Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений.
 - Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с огнеопасными, режущими, колющими предметами (зажигалкой, ножницами, иголкой) и клеем.
Формы:
Фронтальная, индивидуальная.
Методы проведения занятий:
 Беседа с объяснением нового материала;
 Практическая работа педагогов;
 Показ наглядностей;
 Демонстрация технологического приема.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Организационный момент:
 Проверка готовности к мастер-классу .
        С незапамятных времен женщина старалась быть красивой и привлекательной. Она пыталась  украсить себя различными украшениями.
- Кто из вас уже догадался, о чём мы будем сегодня вести речь? Чему научимся? Что узнаем нового? А в помощь вам вот такая картинка-загадка:
Всё верно, мы будем говорить об украшениях, научимся изготавливать эти украшения в новой для нас технике, которая зародилась в Японии.
Объяснение нового материала:
        Всем известно, что японцы непревзойдённые мастера утончённого дизайна. Вспомним переливы шёлковых кимоно, радужные веера или изысканные композиции бонсай. А уж икебана – искусство составления букетов – давно уже стало национальным брендом страны восходящего солнца. Не менее искусны японские мастера и в деле изготовления украшений для волос.
         Около 400 лет назад у японок появилась мода на сложные причёски, требовавшие использования различных шпилек, гребней, специальных палочек. Разумеется, ни одна женщина не захочет ограничиваться простым деревянным или костяным гребнем, а пожелает по мере сил его украсить. И потому из примитивного утилитарного предмета гребень в волосах японок превратился в фантастический аксессуар, одновременно роскошный и изысканный.
  В основу нового украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное - оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Эта техника получила название цумами - это складывание. Из маленьких квадратов шёлка, складываются кусочки ткани в лепестки.
        Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
        Цумами канзаши (или хана канзаши - цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами вплоть до середины прошлого века были очень значимой частью женской моды в Японии, являясь при этом более, чем просто украшением. По гребню в причёске средневековой японки можно было понять, замужем она или нет, есть ли у неё дети, к какому слою общества она принадлежит и т.д.
        Гейши носили специальные канзаши для каждого сезона.
        В современной Японии постоянно носят классические хана канзаши лишь те женщины, которым по роду деятельности приходится надевать кимоно. Да ещё невесты используют национальное украшение во время свадебной церемонии.
        15 ноября по всей Японии проводится праздник "Сити-го-сан". В переводе на русский означает "7-5-3" . Это такой общий День Рождения всех детей, которым в этот год исполнилось соответственно 3, 5 и 7 лет. Цифры магические и много чего  традиционно означают, но главное - это то, что в 7 лет девочки впервые надевают взрослый "оби", и проходят церемонию "перемены пояса" - то есть считаются взрослыми. Девочки в этот день очень нарядные, и причёски, конечно же, украшены шёлковыми цветами, непременно ручной работы. Да и сами кимоно недешевы. Взрослое хорошее кимоно стоит около 3.000 долларов!
        Но в последние годы элементы в технике цумами стали появляться на современных заколках, резинках и ободках; наряду с традиционными темами украшений возникают новые (демонстрация работ). И вот в таком виде – возрождённом и обновленном – древнее искусство цумами канзаши становится все более популярным не только в Японии, но и далеко за её пределами.
Техника канзаши вошла и нашу жизнь, так к великому празднику Победы в Великой Отечественной войне мы можем с вами изготовить символ дня Победы. Им является георгиевская лента - биколор оранжевого и черного цветов. Черный цвет символизирует дым, а оранжевый - пламя.История георгиевской ленты ведет давнюю историю от ленты к солдатскому ордену Святого Георгия Победоносца, учрежденного 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II. Эта лента с небольшими изменениями вошла и в наградную систему СССР под названием "Гвардейская лента" - знак особого отличия солдата.Ношение в современном мире георгиевской ленты в канун дня Победы - это дань и почет всем погибшим воинам, знак особой благодарности всем участникам, выжившим и людям внесшим неоценимый вклад в благополучный исход для нашей страны!!!Предлагаю Вашему вниманию в честь юбилея Великой Победы сделать оригинальную георгиевскую ленту, украшенную элементами канзаши в виде цветов триколора и биколора, также мы научимся делать основные элементы канзаши.
Демонстрация технологического приема.
         Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков: один из них имеет округлую форму, второй – продолговатую и заострённую. Из этих лепестков и составляется всё то многообразие цветочных украшений, которыми поражают мир японские мастера. Начиная с самых простых цветов из пяти-шести лепестков, вы очень быстро получите положительный результат и, поверив в свои силы, сможете перейти к более сложным .
        Для выполнения канзаши нам следует помнить о технике безопасности при работе с огнеопасными, режущими и колющими инструментами
Правила техники безопасности при работе с термоклеевым пистолетом:1) Подготовить рабочее место, защитив рабочую поверхность от попадания клея.2) Установить пистолет в правильное положение - то есть откинуть ножку-подставку и поставить на рабочую поверхность3) Включить пистолет в розетку, поместить клеевой стержень до упора и подождать 4-5 мин чтобы клей нагрелся4) Для подачи клея нужно плавно нажимать курок, поскольку количество выходящего клея зависит от глубины и количества нажатий5) Так как клей моментально высыхает , нужно точно прикладывать деталь к поверхностиНе оставляйте включенный пистолет без присмотра!!!Правила работы с ножницами и колющими предметами:1) Прибрать рабочее место, убрать все ненужные предметы со стола2) Запрещается вкалывать иглы в одежду или брать в рот3) Хранить иглы с рабочей нитью и булавками в специальной игольнице , а ножницы в чехле и после их использования поместить на свое место4) Если Вы временно не работаете с ножницами,то следует отложить их на стол острыми краями от себя, обязательно с сомкнутыми лезвиями. Передавать соседу ножницы надо держась за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.Правила техники безопасности при работе со свечой и спичками:1) Прибрать рабочее место, убрать подальше все ненужные и легковоспламеняющиеся предметы2) Свечу поставить на керамическое блюдце или подсвечник ,во избежание нагревая поверхности стола3) Не допускать игры с открытым огнем спичек или свечи, а также не трогать расплавленный воск руками4) При получении ожога немедленно сообщить руководителю!
        Итак, начнём с более простого острого лепестка. Возьмём квадрат из атласной ленты.
1. Складываем квадрат посередине.
2. Ещё раз…
3. И ещё…Кончики обрезаем и опаляем зажигалкой.
4. Обрезаем кончик снизу и так же опаляем .
5. Мы получили острый лепесток.
Практическая работа.
        Выполнение 6-ти  острых лепестков .
Демонстрация технологического приема.
        А теперь попробуем изготовить круглый лепесток из такого же квадратика ленты .
1. Складываем квадрат посередине.
2. Верхние уголки складываем вниз.
3. Заготовку переворачиваем на изнанку и заворачиваем боковые уголки к серединке.
4. Не переворачивая, складываем деталь пополам уголочками внутрь.
5. Отрезаем нижний кончик. Оплавляем и крепко прижав, склеиваем горячие края.
6. Получили круглый лепесток.
Практическая работа.
        Выполнение 6-ти  круглых лепестков .
Демонстрация технологического приема сборки канзаши (Георгиевской ленты).  
Сборка канзаши состоит из трёх этапов.
1 этап. Собираем по порядку круглые и острые лепестки на иголку с ниткой по своему замыслу и завязываем концы .
2 этап. 1. Кружок картона обтягиваем тканью. 2. Выбираем способ крепления фурнитуры. 3. Наливаем на заготовленный кружок клей (на некрасивую сторону). Кладем наш цветочек и с помощью пинцета прижимаем и выравниваем как надо наши лепестки.
        Фурнитура крепится при помощи дополнительного отрезка: фурнитура под кружочком или фурнитура на кружочке.
3 этап. В серединку цветка наливаем клей и насаживаем на клей с помощью пинцета бусинки, стразу, пуговку и др.
Практическая работа.
        Выполнение сборки канзаши (Георгиевской ленты).
Заключительная часть:
1. Вопросы для закрепления нового материала:
 - С каким видом ДПИ мы сегодня познакомились?
 - Какой материал используется для этого вида искусства?
 - Какая техника лежит в основе Цумами Канзаши?
 - Из каких понятий состоит название техники и что они означают?
2. Анализ и оценка работы:
 Подведение итогов и оценка работы на мастер-классе (фото сессия готовых работ).
 3. Рефлексия:
 - Вам понравился урок?
 - Что нового для себя вы узнали?
 - Легко ли было работать? - Испытывали ли вы сложности в работе? В чём именно?