Методические материалы Круговая тренировка в развитии физических качеств школьников


КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ШКОЛЬНИКОВ
Термин «физические качества» определяет отдельные стороны двигательных возможностей человека. Применительно к динамике физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный 0/1 изменений качества, а «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей двигательного качества (В. М. Зациорский).
К физическим (двигательным) качествам относят силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость.
Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма.
Во-первых, в школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что обусловливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников.
Во-вторых, в ходе развития различных функций организма существуют критические (сенситивные) периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно. Для двигательной функции в целом, под которой понимается совокупность физических качеств, двигательных умений и навыков, этот период находится и диапазоне 7—12 лет.
В-третьих, в процессе воспитания физических качеств у детей школьного возраста особенно остро проявляется необходимость реализации дидактических принципов. Воспитание физических качеств сопряжено, как правило, со значительными физическими нагрузками. Дети и подростки в состоянии их переносить без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности роста нагрузок, учета их индивидуальных особенностей. Положительные эмоции позволяют не только с большим интересом относиться к занятиям, но и способствуют максимальному проявлению физических качеств у детей и подростков.
С целью комплексного воспитания физических качеств в практике физического воспитания успешно применяется круговая тренировка. Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; она строится так, создать предпочтительные условия для комплексного развития физических качеств занимающихся. Это предполагает и одновременное развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и совершенствование их комплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и др.).
Круговая тренировка в школьном уроке обычно составляет относительно самостоятельный его подраздел, для которого отводится достаточно много времени (до 20 мин., иногда и больше) в основной части.
Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений; подобранных в соответствии с определенной схемой (символом круговой тренировки) и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга и т. п.).
Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.
В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Строгая регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности.
Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе.
Литература
1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт. – 1996. - 200с.
2. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: Физкультура и спорт. – 1996. - 232с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт. - 1991.- 543с.
5. Романенко В.А., Васильев Ю.И., Тимошков В.Н. Методика оценки и сравнительная эффективность уроков физического воспитания в развитии двигательных качеств с использованием кругового и общепринятого методов тренировки. - Медицинский реферативный журнал. – 1999. - р. 1. - № 1. - публ. 3187.
6. Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В.А. Романенко, В.А. Максимович. - М.: Физкультура и спорт. - 2006. - 143с.