МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Павлова Л.Н.
доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук, доцент,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

В статье представлен мониторинг управленческой компетентности педагога с точки зрения качества реализации педагогического управления ученическим коллективом на основе формальных базовых процедур, характерных для образовательной системы. Мониторинг качества управленческой компетентности педагога рассматриваем как управленческие действия администрации образовательной организации по отслеживанию процесса педагогического управления ученическим коллективом.

Ключевые слова: мониторинг качества, оценка реализации управленческая компетентность педагога, готовность педагога к управленческой деятельности.

В связи с появлением профессиональных стандартов важным аспектом является определение позиций по отслеживанию реализации профессиональных компетенций педагогом. Проблема содержится в определении содержания мониторинга качества деятельности педагога.
Актуальность темы мониторинга качества управленческой компетентности педагога определяется практической потребностью руководителей образовательных организаций на основе результатов опроса.
Целью статьи является описание содержания мониторинга качества управленческой компетентности педагога на основе систематизации содержания оценки педагогического управления ученическим коллективом и очерчивание оценки уровня сформированности и реализации управленческой компетентности педагога.
Задачами статьи являются: во-первых, представить точку зрения о мониторинге качества управленческой компетентности педагога; во-вторых, определить значимость мониторинга качества управленческой компетентности педагога; в-третьих, описать содержание мониторинга качества управленческой компетентности педагога.
Понятие «управленческая компетентность педагога» мы описывали ранее в работе [2,3]. Модель качества педагогического управления ученическим коллективом представлена нами в статье «Профессиональная деятельность педагога по управлению ученическим коллективом» [4]. В данной статье раскрыта сущность и содержание данной компетентности и представлен комплекс условий реализации управленческой компетентности педагога. На основе этого мы вышли на владение понятием «качество управленческой компетентности педагога», которое проявляется как педагогическое управление ученическим коллективом и оценивается посредством степени выраженности соответствия: уровня управления образовательной организации к уровню управленческой компетентности педагога; уровня управленческой компетентности педагога к уровню управления образовательной организации; уровня управленческой компетентности педагога к уровню целям управления ученическим коллективом; уровня управленческой компетентности педагога к уровню задач педагогического управления ученическим коллективом на основании требований заказчика образовательного процесса (родителей); уровня управленческой компетентности педагога к уровню развития ученического самоуправления коллектива.
Следовательно, понятие «мониторинг качества управленческой компетентности педагога» определяем как административное отслеживание процесса педагогического управления ученическим коллективом. Качество реализации управленческой компетентности педагога обусловливается характеристикой педагогического управления ученическим коллективом.
Важно, что результатом данного мониторинга должен быть материал о качестве (ценности) управленческой компетентности педагога, развитии самоуправления ученического коллектива, и, как результат мониторинговых действий, структурирование операций на уровне управления образовательной организации для достижения конкретных результатов. В этом заключается значимость мониторинга качества управленческой компетентности педагога.
Мы предполагаем, что мониторинг должен определять степень ценности педагогического управления ученическим коллективом, предварительно определив его задачи.
Предлагаем на основе системы формальных базовых требований, которые сформировались под влиянием модернизации образования, описать содержание мониторинга качества управленческой компетентности педагога (таблица № 1).
Мониторинг состоит из двух уровней: методического уровня оценки управленческой компетентности педагога и практического уровня оценки управленческой компетентности педагога.
В содержание методического уровня оценки управленческой компетентности педагога входит: наличие и качество программы педагогической деятельности в ученическом коллективе с точки зрения формального признака оформление документа; определение (тестирование) уровня развития самоуправления ученического коллектива.
Выводом может стать положение о соответствии/несоответствии уровня педагогического управления уровню развития ученического самоуправления коллектива. Уровень развития управленческой компетентности педагога определяется на основе факта обоснованного повышения квалификации в области педагогического управления ученическим коллективом и результаты педагогической деятельности по управлению ученическим коллективом. Положительной стороной станут обоснования реализации/корректировки цели программы педагогического управления ученическим коллективом и /или обоснования реализации/корректировки задач педагогического управления ученическим коллективом в соответствии с требованиями заказчика образовательного процесса.
Практический уровень оценки управленческой компетентности педагога включает всевозможные экспертизы и изучение результатов деятельности ученического коллектива и педагога с последующими выводами на основе аналитических данных.
Таблица № 1
Содержание оценки педагогического управления ученическим коллективом

п/п
Индикаторы уровня управленческой компетентности педагога

Содержание индикаторов

I
Методический уровень
оценки управленческой компетентности педагога

1.1
Программа педагогической деятельности в ученическом коллективе
Анализ документа


1.2
Уровень развития самоуправления
Тестирование «Уровень развития самоуправления ученического коллектива»
Результат: уровень самоуправления ученического коллектива
в соответствии с задачами и условиями педагогической деятельности образовательной организации;
в соответствии с задачами педагогического управления ученическим коллективом

1.3
Уровень развития управленческой компетентности педагога
Портфолио педагога:
результаты педагогической деятельности по управлению ученическим коллективом;
формы и виды повышения квалификации в области педагогического управления

II
Практический уровень
оценки управленческой компетентности педагога

2.1
Экспертная оценка родителей обучающихся
Опрос родительской общественности Результат:
оценка организации ученического коллектива педагогом,
оценка организации совместной деятельности педагога с родительской общественностью в актуальных условиях

2.2
Экспертная оценка ученического коллектива
Анализ мини-сочинения «Почему я считаю свой ученический коллектив лучшим»

2.3
Экспертная оценка членов администрации образовательной организации
Анализ решений педагогом проблем ученического коллектива, степень их успешности

2.4
Независимая оценка
Документальное или иное подтверждение успешности педагога в вопросах управления ученическим коллективом

2.5
Портфолио ученического коллектива
Документальное или иное подтверждение результатов деятельности ученического коллектива

2.5
Уровень развития управленческой компетентности педагога
Результаты педагогической деятельности по управлению ученическим коллективом


Суждения о качестве управленческой компетентности педагога может быть интегрировано выводами представленных документов в различных форматах (таблица № 2).
Таблица № 2
Технология оценки уровня сформированности и реализации управленческой компетентности педагога



п/п
Содержание индикаторов оценки
уровня сформированности и реализации управленческой компетентности педагога
Форма оценки уровня сформированности и реализации управленческой компетентности педагога

I
Методический уровень
оценки уровня управленческой компетентности педагога

1.1
Анализ документа
Формализованная справка о качестве документа

1.2
Тестирование «Уровень развития самоуправления ученического коллектива»
Формализованная информационно-аналитическая справка об уровне ученического самоуправления и соответствие его показателю выполнения программы педагогической деятельности

1.3
Формы и виды повышения квалификации в области педагогического управления ученическим коллективом
Формализованная справка

1.4
Результаты педагогической деятельности по управлению ученическим коллективом
Аналитическая справка
(качество (ценность) педагогического проектирования управлением ученическим коллективом)

II
Практический уровень
оценки уровня управленческой компетентности педагога

2.1
Опрос родительской общественности
Аналитическая справка по результатам опроса родительской общественности

2.2
Анализ мини-сочинения «Почему я считаю свой ученический коллектив лучшим»
Информационно-аналитическая справка

2.3
Анализ решений педагогом проблем ученического коллектива, степень их успешности
Информационно-аналитическая справка (проблема, педагогическое решение, эффективность решения, последствия)

2.4
Документальное или иное подтверждение успешности педагога в вопросах управления ученическим коллективом
Справка (перечень материалов с указанием интернет-ссылки)

2.5
Документальное или иное подтверждение результатов деятельности ученического коллектива
Справка (перечень материалов с указанием интернет-ссылки)


Резюме: формат результатов оценки педагогического управления ученическим коллективом выражает динамику профессиональных компетенций, аккумулированных в управленческой компетентности педагога; описанная технология позволяет использовать результаты мониторинга в вопросах методического сопровождения педагога с целью повышения уровня его управленческой компетентности.
Выводы:
1.Мониторинг качества управленческой компетентности педагога является инструментом управления образовательной организацией. Качество управленческой компетентности педагога характеризуется педагогическим управлением ученическим коллективом. Результатом мониторинга должна быть оценка качества педагогической деятельности.
2.Значимость мониторинга качества управленческой компетентности педагога определяется конструктивными выводами на уровне управления образовательной организации с целью достижения конкретных результатов.
3.Мониторинг качества управленческой компетентности педагога состоит из двух элементов: методический уровень оценки и практический уровень оценки, интегрирование результатов мониторинга позволяет оценить управленческую компетентность педагога.

Список литературы
Кудрявцева Е.И. Управленческий потенциал: функции против институций. Монография /Е.И. Кудрявцева – СПб: Социально-гуманитарное знание, 2015. 196 с.
Павлова Л.Н. Критерии оценки реализации педагогического управления ученическим коллективом /Павлова Л.Н., Каратаева Т.Ю. // Теория и практика общественного развития, 2015 г., № 1. С. 108-111.
Павлова Л.Н. Оценка эффективности педагогического управления ученическим коллективом как показатель безопасности управления образовательным процессом / Л.Н.Павлова //Безопасность пространства образования Челябинской области: коллективная монография. – М: Изд-во «ЛИР», 2011. – С. 214-229.
Павлова Л.Н. Профессиональная деятельность педагога по управлению ученическим коллективом //Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2014, № 1 (28). – С. 89-96.
Управленческие технологии: типы и характеристики. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 23.10.2015).
Заголовок 115