ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378
Л.Н.Павлова
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлен опыт реализации управленческой компетентности педагога посредством программного обеспечения воспитательной деятельности педагога и дана оценка методической подготовки педагога по проектированию и описанию воспитательной деятельности в ученическом коллективе.
Ключевые слова: управленческая компетентность, педагогическая деятельность, педагогическое управление, ученический коллектив, профессиональный стандарт.
L N Pavlova
PRACTICT PROPER IMPLEMENTATION OF THE TEACHER AS AN EXAMPLE OF SOFTWARE TEACHING ACTIVITIES
Abstract. The article describes the experience of the implementation of t
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Проявление управленческой педагогической компетентности прослеживается в теме педагогического управления ученическим коллективом. Актуальность исследования обусловлена появлением профессионального стандарта и современной потребностью преобразования педагогической деятельности педагога в систему управления ученическим коллективом, способную эффективно реализовывать идеи по формированию у обучающихся затребованных компетенций.
Целью статьи является описание педагогического опыта по реализации управленческой компетентности педагога на примере программного обеспечения воспитательной деятельности. Задачи статьи обусловлены следующими положениями: определить нормативные основания управленческой компетентности педагога; описать форму выражения данной компетентности на практике.
Занимаясь исследованием проблемы педагогического управления ученическим коллективом, мы пришли к заключению, что управленческая компетентность педагога представляет собой совокупность двух профессиональных компетенций: организаторской и специальной управленческой (собственно управленческой). Деятельность педагога по управлению ученическим коллективом определяется пониманием сущности и содержанием управленческой компетентности педагога. Данные теоретические заключения нами были опубликованы в периодической печати.
Каковы нормативные основания управленческой компетентности педагога? Компетентность педагога, выражена характеристикой профессиональной квалификации, представленной в форме профессионального стандарта посредством описания трудовых функций [2].
Трудовые функции в профессиональном стандарте педагога и в компетенции обучающихся, обусловленные Федеральными государственными образовательными стандартами взаимообусловлены: управленческая компетентность педагога, управленческой деятельностью ученического коллектива, самоуправление обучающегося. Профессиональная деятельность педагога характеризуется управлением ученического коллектива с целью формирования заявленных компетенций у обучающихся.
Педагогическая деятельность обеспечивается программным содержанием работы: учебной, воспитательной, развивающей. Рассмотрим практику реализации управленческой компетентности педагога в аспекте качества выполнения трудовой функции по воспитательной деятельности, в части ее программного обеспечения.
Нами рассматривается программное обеспечение воспитательной профессиональной деятельности. Обратимся к рассмотрению трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, так называемой, функциональной картой вида профессиональной деятельности, избирательно, соответственно нашей задачи поставим акценты [2]. Среди трудовых функций выбираем воспитательную деятельность, в которую входит трудовое действие в виде проектирования и реализации воспитательных программ. По стандарту педагог должен обладать таким необходимым умением как управление «учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность» [2]. Необходимыми знаниями в данном аспекте, являются «основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни, и их возможные девиации, приемы их диагностики» [2]. Следовательно, уместно говорить о профессиональной готовности к такому роду деятельности.
Практика реализации управленческой компетентности педагога представляется в форме проектирования и реализации воспитательных программ. Нами изучены сорок три программы педагогов города Челябинска, представленные в виде концепции воспитательной системы, качественной характеристики воспитательной системы, комбинированного описания представления воспитательной системы ученического коллектива (концепции и качественной характеристики).
Во всех программных документах отражены цели и задачи воспитательной системы, актуальность, социальная и педагогическая целесообразность, реальность, описаны конкретные педагогические, социальные, культурные условия данного учреждения; сделана попытка описать системообразующую деятельность; уровень и структуру социальных связей; характер отношений в воспитательной системе; информационное, методическое, материально-техническое обеспечение функционирование воспитательной системы ученического коллектива.
Сложность отражения в документальном виде у авторов вызвали позиции описания механизмов интеграции учебной и внеучебной деятельности, результативность функционирования воспитательной системы, ресурсное обеспечение и популяризация опыта.
Результативность функционирования воспитательной системы ученического коллектива описана в виде показателей развития, критериев, результатов, циклограмм, мониторингов разного вида и различных уровней представлена в 47 % программ воспитательной деятельности педагога.
Документы продемонстрировали, что описание качественных характеристик воспитательной системы сделать труднее, следовательно, выбрать показатели качества тоже составляет трудность. Данная позиция усугубляется тем, что принципиально качественные показатели для отдельного учреждения.
Суждения о ресурсном обеспечении воспитательной системы, к сожалению, сопряжено только как возможное развитие форм и содержания воспитательной деятельности (58%), нет отражения расширения или преобразования информационного поля за счет сайтов образовательных учреждений, развития проектной деятельности всех субъектов образовательного процесса как эффективной формы формирования и мониторинга компетентности, пр.
Особо стоит сказать о видении популяризации личного педагогического опыта: только 2,5% педагогов из числа участников исследования представляли свой опыт на разном профессиональном уровне.
В результате анализа документов сделан вывод о том, что программа воспитательной деятельности как инструмент педагогического управления ученическим коллективом в профессиональной практике должна решать следующие взаимосвязанные задачи: выявлять и фиксировать достигнутый уровень развития воспитательной системы ученического коллектива, актуальные проблемы дальнейшего ее развития на основе Программы развития образовательного учреждения; строить и описывать в виде некого концептуального проекта образ желаемого будущего ученического коллектива; определить стратегию действий по реализации концептуального проекта, т.е. установить приоритеты в инновациях; сформировать план реализации действий, необходимых и достаточных для перехода воспитательной системы ученического коллектива из сегодняшнего состояния в желаемое.
Педагоги затрудняются в оформлении концептуальных идей своей деятельности, путают графическое представление модели со структурой системы (31%). Данный методический аспект требует серьёзной проработки в практике осуществления.
Подытоживая вышесказанное, основанием практики реализации управленческой компетентности педагога должен быть профессиональный стандарт педагога, трудовая деятельность педагога сопряжена с осуществлением написания и выполнения программного документа. Практика реализации управленческой компетентности педагога в аспекте воспитательной деятельности в данный момент характеризуется недостаточной методической подготовкой, а так же профессиональной мотивацией педагогов к формированию такого рода документа.


Литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 29.04.2015).
Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общим образовании) (воспитатель, учитель). URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](дата обращения 6.05.2015).
Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в РФ». URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 21.05.2015).
References:
Order of the Ministry of Labour of Russia from 18.10.2013 N 544n "On approval of the professional standard for teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)." URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html (date of treatment 04.29.2015).
The professional standard of the teacher (educational activities in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (tutor, teacher). URL: http://www.ug.ru/uploads/files/new_standards/ (date of treatment 06.05.2015).
Federal Law of 02.05.2015 N 122-FZ "On Amendments to the Labor Code and articles 11 and 73 of the Federal Law" On Education in the Russian Federation »URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs / (the date of treatment 21.05.2015).
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 885216396http://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 885216396