Урок технологии на тему Пиление столярной ножовкой (5 класс)

Пиление столярной ножовкой
Класс: 5
Цель: ознакомить обучающихся с инструментами для пиления заготовок из древесины, понятиями «поперечное пиление», «продольное пиление», «разводка зубьев», правилами и последовательностью пиления заготовок различной толщины, приспособлениями для пиления, научить учащихся приемам работы со столярной ножовкой.
Оборудование: технологические карты изготовления деталей из древесины, различные виды ножовок и пил, заготовки древесины, стусло.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые УДД: личностные, познавательные, коммуникативные.
Опорные понятия: ножовка, пиление, разводка зубьев, стусло, станочник-распиловщик.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
1.Беседа по вопросам:
"Какие инструменты применяются при разметке?
"Как правильно разметить круг?
Древесину какой породы труднее распилить: дуба или липы?
2.Выполнение практических заданий.
"Покажите приемы разметки деталей прямоугольной формы.
"Произведите разметку по шаблону.
3.Сообщение темы и цели урока.
П. Изложение программного материала.
1. Иллюстративный рассказ.
По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:
"поперечное (поперек волокон);
"продольное (вдоль волокон);
"смешанное (под углом к направлению волокон).
Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил.
Учитель показывает учащимся различные виды пил.
Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.
Учитель обращает внимание учащихся на заточку прямых зубьев ножовки.
Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки.
Перед пилением особое внимание следует уделить креплению заготовки.
Учитель демонстрирует приемы крепления заготовок.
Ребята, запомните основные правила при пилении:
"делают надрез по черте;
"убирают брусок и отпиливают деталь;
"в конце пиления нажим на пилу ослабляют.
Принято и регламентировано положение рук при пилении, которое обеспечивает безопасное выполнение данной технологической операции.
Учитель демонстрирует приемы пиления.
Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло.
Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами.
Учитель демонстрирует пропил в стусле.
Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда.
Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.
2.Инструктирование по правилам безопасности при пилении.
При пилении необходимо соблюдать определенные правила безопасности:
"надежно закреплять заготовку;
"пилить только исправной пилой;
"не допускать перекоса пилы;
"не держать левую руку близко к полотну пилы;
"класть пилу на верстак зубьями от себя;
"при уборке верстака пользоваться щеткой.
3.Ответьте на вопросы:
"Что можно использовать для надежного закрепления заготовки?
"Какой пилой следует пилить?
"Где держать левую руку при пилении?
"Как класть пилу в промежутках работы с ней?
"Как и чем проводить уборку верстака?
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
Выпилить деревянную заготовку по разметке.
Распилить заготовку в стусле.
IV. Подведение итогов урока.
В завершение урока ученики выполняют тестовую работу в рабочей тетради. Оценка практической работы учащихся. Учитель указывает на допущенные ошибки, помогает их избежать.

Заголовок 115