«Взаимодействие логопеда на логопункте и воспитателей ДОУ в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие». План работы учителя-логопеда по взаимодействию с воспитателями


Выступление на РМО учителей-логопедов от 17.11.2016 г.
«Взаимодействие логопеда на логопункте и воспитателей ДОУ в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие».
План работы учителя-логопеда по взаимодействию с воспитателями на 2016-2017 г.г.
Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образ.области «Речевое развитие» - это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Как необходимо выстраивать единую систему сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей в условиях образовательной области «Речевое развитие? Отвечая на данный вопрос, мы хотели бы рассказать о взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей в реализации основных направлений «Программы коррекционно-развивающей работы»:
Организационное направление
За организацию коррекционно-развивающей работы несет ответственность учитель-логопед. Воспитатели подключаются к работе и вносят в свою образовательную деятельность рекомендации учителя-логопеда. Составляют совместный план работы.
Диагностическое направление
Логопед Воспитатель
Осуществляет диагностику речевого развития детей,
знакомит воспитателя с результатами обследования,
составляет «Экраны звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними
в «Листах учета результатов обследования детей», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушенииями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры,испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом. Планирует образовательную деятельность с детьми, опираясь на диагностичес-кие данные логопеда.
3.Коррекционно-образовательное направление
В условиях логопункта нет специальных логопедических занятий, включенных в сетку занятий, дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, занятия кратковременные (15-20 мин.) и краткосрочные (от 6-12 мес.). Дети-логопаты в настоящее время имеют сложные речевые нарушения (дизартрия, полифорфная дислалия и т.д.), где наряду с длительным исправлением звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование фонематического слуха,
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
В условиях логопункта полностью реализовать данные задачи невозможно и совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, работа которого имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако, выясняется, что организовать её на оптимальном уровне достаточно сложно и это зависит от ряда причин:
отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний;
должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития;
воспитатели работают во всех образовательных областях, им трудно выделить время на коррекционную работу.
Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия.
Логопед Воспитатель
Исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный, дыхательный аппараты для формирования правильной артикуляции дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. Автоматизирует поставленные логопедом звуки, осуществляет контроль за речью детей на занятиях, во время режимных моментов. Закрепляет звуки на материале, слов, чистоговорок, скороговорок, в второй половине дня по «Тетрадям взаимосвязи».
Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. В игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука
Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры по «Тетрадям взаимосвязи»
Проводит индивидуальные консультации – практикумы с родителями по процессу коррекции речи ребенка Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса (следить, чтобы родители вовремя приносили тетради для домашних заданий, посещали родительские собрания и т.д.)
Развивает мелкую моторику Во второй половине воспитатель организует свободную деятельность детей: штриховка, обведением фигур по контуру, вырезывание и т.д.

Таким образом, творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс в соответствии с разработанной «Программой коррекционно-развивающей работы», добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств будущих первоклассников.
План работы по взаимодействию логопеда и воспитателей на 2016-2017 г.г.
№ Содержание работы Форма работы Сроки исполнения
1.Организационно-диагностическая работа
1. Результаты логопедического обследования детей старших и подготовительных групп Педагогический час, родительское собрание Сентябрь-октябрь
2. Знакомство воспитателей с коррекционным индивидуально-перспективным планом на ребенка консультация Сентябрь
Коррекционно-образовательная работа
1. Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков. Практикум длявоспитателей
Октябрь-ноябрь
2. Индивидуальный подход в организации
образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Консультации и беседы с воспитателями В течение года
3. Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических средств языка (для детей ОНР) Консультация ноябрь
4. Рекомендации по работе с «Тетрадями взаимосвязи» Беседа с воспитателями В течение года
5. Составление «Экрана автоматизируемых звуков». Контроль за правильным произношением на занятиях, в режимных моментах, в спонтанной речи. Беседы с воспитателями В течение года
6. Оформление папок-передвижек по темам «Артикуляционная гимнастика», «Звуковой анализ и синтез», «Развитие речевого дыхания», «Игры на развитие фонематического слуха» Наглядная информация для воспитателей В течение года
7. Совместная подготовка к детским праздникам Подбор речевого материала, разучивание стихов В течение года
3.Заключительный этап
1. Проведение праздника «Чистой речи» Досуг май
2. Осуществление коррекционно-логопедических мероприятий для детей на летний период Беседы, рекомендации воспитателям май
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА по данной теме: Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) . Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.)