Повышение мотивации студентов к обучению как показатель результативности образовательного процесса


Выступление на тему: «Повышение мотивации студентов к обучению как показатель результативности образовательного процесса»
ПЦК АСУ Климаш О.Л.
Для современного этапа развития образования характерно широкое внедрение и использование современных средств информационно-коммуникативных технологий. В преподавании специальных дисциплин информационно-коммуникативные технологии дают высокий эффект при использовании в разных направлениях.
Использование ИКТ в образовательном процессе имеет ряд преимуществ: расширяют возможности предъявления учебной информации; применение цвета, графики, звука позволяют воссоздать реальную обстановку деятельности; повышают мотивацию студентов к обучению; вовлекают студентов в образовательный процесс, способствуя раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности; позволяют качественно изменять контроль деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Основной целью деятельности преподавателей цикловой комиссии АСУ является стимулирование и поддержание интереса студентов к освоению учебных дисциплин через применение ИКТ в образовательном процессе и подготовка высококвалифицированных специалистов.
Поэтому на занятиях по специальным дисциплинам преподавателями используются разнообразные мультимедийные ресурсы: электронные учебники, видео- и аудио энциклопедии; медиауроки с использованием презентаций, выполненных в Power Point и флеш-анимаций; текстовые и графические редакторы; тематические Интернет-ресурсы; интерактивные тесты, доступные в Интернете.
В последнее время при проведении различных видов контроля используют специально разработанные компьютерные программы тестирования. Такой вид контроля позволяет эффективно использовать время, ставит перед всеми студентами одинаковые требования, помогает избегать чрезмерных волнений. Тестовая проверка исключает случайность в оценке знаний, стимулирует студентов к самоконтролю.
Для междисциплинарного курса МДК 01.01 «Технология формирования систем автоматического управления типовых технологических процессов, средств измерений несложных мехатронных устройств и систем» разработан сборник тестов в который вошли более 800 тестовых заданий. Для проверки знаний по МДК тестовые задания используются на итоговых занятиях, а также на семинарских занятиях. Для итоговых занятий тестовые задания разбиваются на 25 вариантов по 25 вопросов в каждом, благодаря большому количеству тестовые задания не повторяются. Каждый студент работает с индивидуальным вариантом тестовых заданий. При такой разбивке достаточно легко организовать проверку тестов по сводной таблице с ответами на тестовые задания. Эту проверку могут проводить сами студенты, что способствует возникновению мотивации лучшего написания тестов, а так же провоцирует соревновательный фактор. В данном МДК так же есть опыт использования тестовых заданий для сдачи экзамена по всему профессиональному модулю. Для этой цели использовалась программе MY TEST. Все вопросы сборника тестовых заданий вносились в программу компьютера и при опросе студента задавались в произвольном порядке. Студент отвечал на 30 вопросов, которые охватывали материал всего курса дисциплины. Компьютер по итогам ответов выдавал оценку рекомендуемую студенту. Преподаватель учитывает эту оценку при оценивании ответа на экзамене. Такой подход к сдаче экзамена позволил более точно оценить подготовку студента, его уровень знаний и умений.
Активная работа студентов на занятиях вместо пассивного конспектирования получаемой информации без сомнения дает хорошие результаты. В этом тоже могут помочь приемы информационно- коммуникационных технологий.
Таким образом, использование ИКТ на занятиях специальных дисциплин опирается на множество разработанных методов, которые начинают работать одновременно - это и исследования, и проблемное обучение, и работа над проектами, и имитация каких-то действий. С помощью мультимедиа можно добиться глубокого понимания студентами изучаемого вопроса. Применение мультимедиа является одним из основных средств реализации принципа наглядности в обучении, создает необходимые условия для формирования материалистического мировоззрения при изучении техники, убеждая в познаваемости явлений и законов реальной действительности.