Урок по русскому языку Современные нормы произношения и ударения


УРОК русского языка 10 класс
ОСНОВНЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Цель: развитие умений оценивать речь с точки зрения основных орфоэпических норм.
Задачи:
личностные − обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
регулятивные − обеспечить организацию учащимся своей учебной деятельности.познавательные − включить общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
коммуникативные – обеспечить социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный 2 минуты Знакомит с целями и задачами урока  
2 Актуализация знаний. 15 минут Объясняет, как учащиеся будут работать Выполняют предложенные задания самостоятельно, проверка и взаимопроверка
3. Дополнительный материал (связи орфоэпии с выразительными средствами языка) 5 минут Консультирует учащихся, если есть в этом необходимость Анализируют полученную информацию
4. Самостоятельная работа с презентацией по теме урока 8 минут Консультирует учащихся, если есть в этом необходимость Самостоятельно работают с упражнениями
5. Самостоятельная работа – выполнение теста в формате ЕГЭ 10 минут Даёт задания классу, объясняет непонятное. Выполняют тест из 10 заданий
6. Рефлексия. а)Устная работа – ответы на вопросы учителя.  б)Обобщение.  в)Выставление оценок г)Домашнее задание в формате ЕГЭ 5 минут
Предлагает вопросы классу, объясняет, оценивает. Устно отвечают на вопросы учителя
Самоанализ работына уроке, оценка своего участия
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
А)Прочитать предложенный отрывок ( Слайд 1, 2).
ФенО́мен звонИ́т по средА́м,ПринЯ́в договО́р по годА́м,Он О́тдал экспЕ́ртам эскО́ртаХодА́тайство аэропО́рта.Как у нашей МарфыЕсть в полоску шА́рфы!Срубили ель, сорвали щавЕ́ль.Долго ели тО́рты Не налезли шО́рты!ЗвонИ́т звонарь,ЗвонЯ́т в звонок,Чтоб ты запомнить верно смог.Ты нам шторы не вози,Мы повесим жалюзИ́.
Б) Определение темы урока (Слайд 3)
В) Анализ высказывания Виноградова В.В. : - запись под диктовку.
Видный ученый высказал мысль о том, что «культура речи — часть внутренней культуры человека» и «по тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре».
( Слайд 4)
- анализ высказывания
Дополнительный материал . Демонстрация связи фонетики, орфоэпии с выразительными средствами языка.
Аллитерация – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении)
Тише мыши – кот на крыше. ( Слайд 5)
Ассонас – это приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуковПо небу голубому
Проехал грохот грома. ( Слайд 6)
Самостоятельная работа с презентацией по теме урока
(Слайд 7)
Пользуясь орфоэпическими словарями, заполнить таблицу следующими словами:
статуя, аристократия, алфавит, каталог, углубить, облегчить, процент, намерение, свекла, фарфор, баловать, оптовый, компас, шофер, мышление, звонит, откупорить, красивее, средства, квартал. Ответы (Слайд 8):
Ударение падает
На первый На второй На третий На четвертый
Статуя, свёкла, компас, средства Процент, намерение, фарфор, оптовый, шофёр, мышление, звонит, откупорить, красивее, квартал алфавит, каталог, углубить, облегчить, баловать Аристократия

5. Самостоятельная работа ( выполнение теста).
1.В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) боюсь б) пахать в) каюта г) съесть
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) килОметр б) кладОвая в) отобралА г) без иструктажА3.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а)звОнит; б) нАчата; в) прИбывший; г) тОрты.
4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) намерЕние; б) переклЮчит; в) исключЕнный; г) кашлянУть.
5. В каком слове буква е не обозначает мягкости предшествующего согласного?
а) партер; б) крем; в) термин; г) шинель
6. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
а)радость б) попугай в) раздор г) рай
7. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) смех б) циркач в) венец г) синий
8. В каком слове произносится [чн]?
а) конечно; б) скучно; в) точно; г) скворечник
9. В каком слове или сочетании слов все согласные звуки звонкие?
а) дыхание б) подсказало в) в глубь г) сдоба
10. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) по-мОему (наречие)б)по моемУ (мнению)в) донельзЯг) дОсыта(для учителя)
Ответы:
№ зад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Отв. а в г в а в г в г в
Рефлексия :А) устная работа – ответы на вопросы учителя. 
Б) обобщение
В) выставление оценок
Д) домашнее задание в формате ЕГЭ.